Запреты и традиции в день аграфены купальницы. Приметы Агриппины и народные поговорки. Традиции и обряды


339

15.06.11

Приехала Купаленка на семидесяти тележках. Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей.

Аграфена Купальница (Купальщица) - день памяти святой мученицы Агриппины, отмечавшийся 23 июня/6 июля, канун дня Ивана Купалы. Согласно легенде, римлянка Агриппина, жившая в 3 в. н.э., стала почитаема в народе как истинная христианка, принявшая мученическую смерть за свою веру. К ее мощам собиралось большое количество верующих, а больные, приходившие к ее гробу поклониться, чудесным образом выздоравливали.

В большинстве случаев день Аграфены Купальницы осмыслялся как подготовка к Купальскому празднику, или как его начальный этап. Ритуальным "начином" праздника служил сбор всех женщин поселения.

На закате солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и кричала: "Сегодня - Купальна, завтра - Иван!" и запевала. К ней подходили другие женщины, обычно девушки и молодки, реже - подростки и старухи. Объединившись в группу, они выходили за деревню, где иногда встречались с жительницами соседних сел и деревень, и вместе с ними шествовали вдоль полей по дорогам, взбирались на холмы. Хождение сопровождалось пением "иванских" или "купальских" песен, исполнявшихся только во время купальского цикла праздников (Иван Купала):

"Ездил Иван по вулице,
Сбирал девок на гулянья,
Молодушек на Купальню.
Пока млада собиралась,
Пока у свекрови допрошуся,
Покуль свекру доложуся,
С милым ладом сговорюся,
Пока млада собиралась,
Все гулянья миновала.
Все цветочки посорвали,
Всю купальню притоптали".

Не выйти на улицу вечером в день Аграфены Купальницы считалось большим позором для девушки или молодой женщины. Односельчанки могли публично осмеять оставшихся дома - им пели корильные песни:

"Иван ходит по вулице,
Собирайтесь девки, бабы,
Собирайтесь на Купальну
Да кто пойдет - красавица,
Кто не пойдет - пень-колода
На дуб лезет, сучья ломит,
С дуба лезет, кору дерет,
Домик строит, крышу кроет".

В разных губерниях были свои обычаи. Так, в Вологодской губернии обход домов происходил следующим образом. В день Аграфены Купальницы все девушки поселения, одетые в лучшие наряды, выходили на улицу. Они обходили все дома и просили в каждом: "Умойте". Хозяева должны были подарить им что-нибудь из девичьих украшений - серьги, бусы, ленты и т.п.

В Сибири день Аграфены Купальницы особо почитался больными женщинами, они, по свидетельству очевидцев, "обещаются не робить в этот день"

Как первый день праздничного купальского цикла, знаменовавшего наступление нового периода, день Аграфены Купальницы открывал сезон купания в водоемах, сбора трав и сенокоса, с этого дня начинали вязать банные веники и метлы.

На Аграфену обязательно мылись и парились в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы, дома украшали этими же цветами и травами: букетами богородицкой травы, папоротника, Ивана-да-Марьи, ромашки, лютика, полыни и пахучей мяты. Считалось, что этот день принесет не только телесную чистоту, но и крепкое здоровье. Больных стариков и хворых вносили в баню на крапиве и парили. Матери носили детей умываться к родникам и бросали в источники медные деньги. В день Аграфены Купальницы мужики и бабы в глухую полночь снимали с себя рубахи и до утренней зари рыли коренья или искали в заветных гестах клады. Было поверье, что под корнем цветущего папоротника, зарыт клад. А знахари, ложась спать, читали самодельные молитвы, как на Ивана Купалу.

На праздник делалась обетная каша, складчиной, для нищих. В Вологодской губернии в день святой Аграфены для нищей братии среди деревни ставили столы с постными яствами (основным блюдом была каша из ячменя со сливочным маслом). Нищих собиралось иногда человек до 300, и все они ели за счёт деревни.

С этого же дня снимался запрет на сбор цветов и трав с магическими и лечебными целями. Это было связано с тем, что до Аграфены Купальницы, по поверью, на растениях обитали души предков, которые находились на земле в периоде между Пасхой и Троицей. В этот же день начинали ломать банные веники. Для этого использовали не только ветки березы или дуба, но и других лиственных деревьев: ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины. Считалось, что веники, связанные в этот или в Иванов день, обладают повышенной целительной силой.
В народе говорили так: «Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады». Собирали крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые потом сжигали, чтобы избавиться от несчастий и бед.

С Аграфеной-Купальницей связаны народные приметы.

Начинается череда праздников летнего солнцестояния. Обычай праздновать День Аграфены (Агриппины) Купальницы (6 июля), смыкающийся в один праздник с Днем Ивана Купала, пришел к нам из далека. Но особым значением обладала ночь между ними - знаменитая ночь на Ивана Купала.

День Аграфены имел народное название «Купальница»: впервые после зимы «официально» дозволялось купаться в реках и озерах, хотя, стоит отметить, что русские люди (особенно молодежь) частенько начинали это делать еще с Троицы.

Как бы там ни было, россияне считали, что именно в день Аграфены Купальницы солнце придает воде живительную силу, Господь Бог опускает в нее тепло, а Иоанн Креститель избавляет от любой нечисти, которая могла бы там завестись.

Грехом считалось этим не воспользоваться, потому с самого раннего утра крестьяне мылись в банях, умывались в родниках, поливали друг друга водой из колодцев и, обнаженными, целый день до позднего вечера плескались в реках и озера, уповая, что вода смоет все плохое и нечистое.

После утренней бани семьей обязательно садились завтракать ячменной кашей. Варилась и так называемая обетная каша, на которую складывались все поселяне.

Эта каша и другие постные блюда выставлялась посреди деревни для нищих.

День Аграфены имеет еще одно имя - Аграфена «лютые коренья». До этого дня сбор трав, кореньев и цветов для целительства находился под негласным запретом, так как думали, что во всей этой живой среде обитают души предков, которые возвратились на землю в период христианских праздников (Семик, Троица, Духов День).

Ко дню же Аграфены считалось, что души улетают обратно, а значит, можно приступать к сбору трав, не боясь потревожить покой предков. При этом верили, что именно в день (вечер) Аграфены и в ночь на Ивана Купалу целебные и магические растения приобретают особую волшебную, чудодейственную силу.

Есть версия, что название дня Аграфены - «Купальница», имеет иное происхождение, и с купанием оно не связано. А все дело в маленьком скромном цветке лютике, который в те времена назывался купальницею и которому знахари приписывали большие целительные свойства. Цветок собирали именно в день Аграфены рано утром, еше до ухода росы.

В этот же день начинали заготавливать и душистые веники для бань, чем обычно занималось исключительно женское население.

Заготавливались веники на весь грядущий год. Считалось, что связанные в день Аграфены (или Ивана Купалы) веники обладают мощной лечебной силой.

Для веников ломали ветви не только традиционных берез, но и других лиственных деревьев, таких, как черемуха, липа, дуб, смородина, калина, рябина, ольха или ива: по одной ветке с каждого дерева на веник. Нередко в него вплетали и луговые цветы.

Такими вениками не только парились, но и гадали по ним о своем будущем. Гадали следующим образом: бросали веник на крышу бани или просто перебрасывали через голову. Если упавший веник верхушкой указывал в сторону кладбища, ожидали скорой смерти.

Если же вершина была повернута в любую другую сторону, то это считалось верным знаком хорошего здоровья и долгой жизни.

Парились и сбором из целебных трав: в состав целительного травяного веника обязательно входили папоротник, иван-да-марья, ромашка, полынь, пахучая мята, а также трава Богородицкая. Считалось, что такие веники изгоняют болезни и даже помогают помолодеть.

Травами и цветами в этот день устилали полы в банях. А в иных российских губерниях натапливали банную печь крапивой, ведь именно на Аграфену наступало время этой «лютой», но целебной травы.

Были и о другие заботы. Хозяйки отваривали все яйца, которые находились в доме, для того «чтобы куры лучше неслись».

На Аграфену начинали посев репы: «Сей репу на Аграфену, хороша репа будет».

Подмечали крестьяне, как начинается колошение ячменя, так вместе с тем замолкает соловей: «На Аграфену потерял соловейко голос через яшный (ячменный) колос» - было народное мнение относительно этого явления.

Праздник Аграфена Купальница отмечается 23 июня . Уже из самого названия можно понять, с чем связан этот праздник. Славянские народы отмечали в этот день начало купального сезона. Общее купание сопровождалось обрядовыми песнями. Так же, кроме купания, в этот день чествуются мытьё в бане и вообще всё, что связано с водой.

На Аграфену Купальницу заготавливались банные веники на целый год вперёд. Веников тогда и сейчас существует большое разнообразие - из берёзы, ольхи, рябины, ивы и даже, если можно так сказать, мультивеники, которые состоят из различных пород деревьев и растений. К тому же, веники использовались не только для бани, но и для различных ритуалов — их бросали через голову или на крышу бани, чтобы узнать будущее. Банными вениками наряжали отелившихся коров и т.д. В этот день украшали дома цветами и травами.

Как уже говорилось выше, так как праздник Аграфена Купальница связан с водой, то в этот день нужно обязательно помыться в бане, ну, или, по крайней мере, в современной ванной. В Древней Руси, во время мытья в бане использовали различные лечебные травы, чтобы в этот день с подачи Аграфены, исцелить свои болезни. По аналогии с праздником Ивана Травника (), славяне снимали с себя рубахи и в полночь искали в лесу целебные коренья и растения (купальницу).

Одно время в Вологодской губернии в этот день собирали нищих и неимущих, и для них ставились столы с обетными кашами. Все нищие, что собирались, а иногда их доходило до нескольких сотен, ели на Аграфену за счёт деревни. В окрестностях города Кириллова был также довольно интересный обычай, когда девушки ходили по домам и просили - Умойте. Умойте могло означать - подайте что-нибудь из

Аграфена Купальница народный праздник у восточных славян, день памяти святой Агриппины (в народе – Аграфена). Отмечается 23 июня (6 июля) и знаменует собой подготовку к купальской ночи.

Традиции восточных славян

Широко известен в народе праздник . И только в отдаленных губерниях и на севере России помнят о подготовке к Ивановой ночи – дне Аграфены Купальницы.

У праздника много названий, применяемых разными славянскими народами. Укороченный термин «Купальница» напрашивается сам собой. Ибо с этим днем ассоциировалось все, что связано с купанием. Собственно, у многих славянских народов только с этого дня начинался летний купальный сезон. Потому существуют термины «Липеньские купальщицы», «Купалье», «Купало».

А как же купания без знаменитой русской бани с березовыми вениками. Как раз на Аграфену и отправлялись в лес за сырьем для веников – березовыми ветками. Но веники были не только березовые. Существовали еще и ритуальные, собранные из веток разных растений (рябина, черемуха, береза, ольха, липа). В ритуалах веники участвовали по-разному. Служили они и украшением жилища, и для изгнания хвори. Иными обмахивали скотину. Играли веники и роль гадальных карт. Их бросали на крышу бани так же, как сапожок на Рождество, желая узнать грядущее.

Утром в этот день пели:

«Приехала Купаленка
На семидесяти тележках.
Привезла нам Купаленка
Добра и ,
Богатства и почестей».

Другое название праздника – Сбор лечебных трав. Считалось, что именно в эту пору травы лютые наливаются соком. Травяные пучки вывешивали на дверях изб. В такие букеты должны были войти мята, полынь, лютик, чабрец, иван-да-марья, тимьян, ромашка, папоротник. Их использовали и когда парились в бане. Где сбор трав, там и ведьмин промысел недалеко. Не зря этот день иногда и Ведьминым звали. Травы собирали не только лечебные, но и для ворожбы или знахарства.

День Ивана Купала некоторыми назван Днем Ивана Травника. Вот в канун Иванова дня и отправлялись суеверные крестьяне в ночь коренья рыть да клады искать. Знахари же проводили ночь в молитвах собственного сочинения, то есть читали заговоры. Девушки же гадали на суженого, вопрошая имя жениха у подорожника, листик которого затем срывали зубами и несли в дом.

Было у праздника и кулинарное название – «Каша обетная». В некоторых областях в канун дня Аграфены девушки заготавливали ячмень, то есть толкли его в ступе. Наутро из заготовленного зерна сообща готовили кашу, которую традиционно съедали в вечерню. А рожь «выкатывали», то есть шли в поля и катались по колосьям.

Если говорить про «съедобные» аспекты празднования, стоит вспомнить и начало посева репы. Репа заменяла славянам картофель долгое время. Существовала даже шутка, что невозможно пройти мимо 2-х вещей: девки и репки.

Самая известная традиция Купальских ночей – обливание водой. Жертвами становились все, кто попадался на пути разгулявшейся молодежи. Уберечься могли только пожилые люди и совсем малые дети. Воду набирали специально самую мутную, а порой и совсем грязную, вырядившись предварительно в соответствующую одежду. Парни с ведрами охотились на девушек, врываясь в избы, вытаскивали молодиц на двор и окатывали из ведра. Те тоже в долгу не оставались и платили молодым людям той же монетой.

В результате вид у компании был еще тот, потому ввечеру совершалось общее «омовение». При этом веселились дети, пытаясь незаметно столкнуть товарища в речку. Были приняты и умывания: вечером умывались росой. А девушки умывались иным способом: постучавшись в чужой дом, девушка просила ее «умыть». Сие значило выдать что-нибудь из женских украшений. С чистотой был связан и обычай чистки колодцев.

Как уже говорилось, кое-где варилась обетная каша. Но одной кашей кулинарные традиции не заканчивались. На улице накрывали целые ряды столов, уставленных постными кушаньями и той же кашей с маслом. Этот пир предназначался для нищих. На пиршество могло собраться внушительное количество гостей. В Вологодской губернии на праздник ежегодно сходилось до 300 неимущих.

Сама святая Агриппина родилась в Риме во времена правления императора Валериана. За служение Христу была подвергнута мукам и брошена в темницу. Ангел господень освободил мученицу от оков, и Агриппина отошла к Богу. Тело святой римлянки христианки вынесли из города и отплыли с ним в Сицилию. Там и были похоронены останки сподвижницы. Так можно объяснить появление имени Аграфена у языческих народов.

А привязку к купаниям в этот день находим в части Ветхого Завета, где рассказывается о Товии (Тов. 6:2-9). Товия происходил из рода изгнанных в Ассирию иудеев. Его отца постигла слепота. Перед смертью слепец оправил сына в Мидию за оставленными у друга деньгами. Товию вызвался сопровождать случайный знакомый. Юноша не подозревал, что идет за самим архангелом Рафаилом.

Оба пришли к реке Тигр, где Товия решил искупаться. Но из воды выпрыгнула хищная рыба. Товия ухитрился поймать ее. Ангел сказал юноше выпотрошить хищницу и использовать ее желчь для лечения глаз. Товия послушался и принес лекарство отцу, которое вылечило несчастного.

Купание иудея состоялось якобы 6 июля. Но вряд ли можно привязать этот факт к обрядам Купальницы. Скорее, наши предки посчитали нужным готовиться к празднику Иоанна Крестителя, нарекши его Купалой, совершая необходимые водные процедуры. Таким образом, Аграфена стала еще и Купальницей.

Приметы и поговорки

  • Весна от Благовещенья до Купальницы.
  • Купаленька – ночь маленька.
  • Мимо девки, да мимо репки так не пройдешь.
  • Мойся белее, будешь милее.
  • На Аграфену гречиха мала – овсу пороет.
  • На Аграфену и старики закупываются.
  • Пар костей не ломит, души вон не гонит.
  • Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей.
  • Приехала Купаленка на семидесяти тележках.
  • Репу досевай.
  • Репу сей на Аграфену – хороша репа будет.
  • Сегодня – Купало, завтра – Иван.
  • Утресь меня зеленушка уползал, уерзал и спать уклал (о банном венике).
  • «Віночок вити – життя любити» (укр.).
  • Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала.

    Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря отныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей "макушку лета" стали праздновать через две недели после самого солнцестояния...

    У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил ни кто иной, как Иоанн Креститель (точнее - его народный образ), чье рождество праздновалось 24 июня.

    Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала, один из самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, а также идущие еще через несколько дней "Петр и Павел" сливались в один большой праздник, наполненный для русского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

    По самой ходовой версии "Купальницей" св. Аграфену называют потому, что день ее памяти падает на канун Ивана Купалы - но многие связанные с этим днем обряды и обычаи заставляют предположить, что св. Аграфена получила свой эпитет безо всякого отношения к Купале.

    На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год.

    В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай: мужики посылали жен "выкатывать ржи" (то есть помять рожь, валяясь по полосе), что должно было принести урожай немалый.

    Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав для лечебных и знахарских целей. "Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады" - написано в одной из книг начала ХIX века. Считалось, что в эту ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом шелестом листьев; беседуют животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

    До восхода солнца рвали цветы Иван-да-марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.

    Во многих местах баню устраивать и вязать веники было принято не на Аграфену, а в Иванов день. После бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрёшь. На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своём будущем - перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий вскорости умрёт; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадёт веник- туда и замуж выходить.

    Гадали и так: собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно!), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!"

    Можно было набрать цветов в полночь и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось - в этом году замуж выйдешь.

    Множество купальских поверий связано и с водою. Ранним утром бабы "черпают росу"; для этого берётся чистая скатерть и ковш, с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в ковш и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы лицо было чисто. Роса купальская служит и для чистоты в доме: ею кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы, и чтобы нечисть "в дом не глумилася".

    Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Кое-где считается, что только после Иванова дня добропорядочные христиане могут купаться в реках, озерах и прудах, так как Иван освящает их и усмиряет различную водяную нечисть.

    К слову, связано много поверий и с нечистой, ведьминой силой. Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям. У ведьм якобы хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра. И обрызгав себя этой водою, ведьма может лететь куда ей вздумается...

    Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. (Кое-где в тех краях, говорят, этот милый обычай сохранился и поныне.) Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням.

    Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, "причём, - как замечает этнограф XIX в. - разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах."

    Невозможно представить купальскую ночь без очищающих костров. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее: "Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа!.." Считается также, что огонь укрепляет чувства - а потому прыгали и парами.

    В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни.

    Молодёжь, подростки напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки.

    Ну а напрыгавшись да наигравшись - как не выкупаться! И хотя Купала и считается праздником очищения, нередко после совместного купания у молодых пар завязываются любовные отношения - что бы там этнографы не говорили... Однако по поверьям ребенок, зачатый в ночь Купалы, родится здоровым, красивым и счастливым.

    Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях...

    Что еще почитать