Хакасский орнамент вышивка. Узоры хакасской вышивки XVIII. Откуда вообще возник узор

Цели.

  • Ознакомить учащихся с национальным орнаментом, его историей и применением.
  • Способствовать формированию знаний и умений поизготовлению лекал элемента орнамента на бумаге.
  • Воспитывать уважение и чувство любви к своей Родине, ее традициям и культуре.

Оборудование:

План.

  1. Организационный момент.
  2. Орнамент и его история.
  3. Применение орнамента
  4. Практическая работа «Изготовление лекал орнамента».

1. «Умение трудиться в жизни всегда пригодится». Как Вы понимаете слова этой пословицы? Если Вы чему-то научились, то в будущем это может всегда пригодиться. Обратите внимание на костюмы. Что в них является самым ярким? На что Вы в первую очередь обращаете внимание? (Отделка, вышивка, цвет).

Где располагается отделка? В платье – на наплечниках и манжетах, в сигидеке (жилет) – по полочке, спинке или по бортам, низу и горловине. На хакасском языке эти слова звучат так: «моркам» - обшлага, «инмен» - наплечники. Запишите эти слова в тетрадь.

2. А теперь рассмотрим повнимательней узоры в отделке. Художественное оформление одежды вышивкой пришло к нам из древности. Национальная одежда, являясь изделиями не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает нам усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами.

Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на мириады сверкающих звезд, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой), на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.

Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:

  • геометрические,
  • растительные,
  • образные.

К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Геометрический орнамент располагают в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах, нижний бордюр наплечья, по пройме и для резьбы в кухонной утвари.

Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др. Примеры растительных узоров Вы видите на костюмах. Рассмотреть образцы (примеры).

Вот перед Вами альбом с элементами хакасской вышивки, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. У вас на столах таблицы с орнаментами, ими Вы можете пользоваться, чтобы красиво подобрать цветовое сочетание.

3. Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:

1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

2. Голубой – цвет воды, неба.

3. Зеленый – цвет растений.

Вы, наверное, заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.

Приступая к выполнению изделия, с начало надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, то есть все то, что входит в понятие композиция.

Характер композиции определяется в большей степени ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, четкости ее восприятия. Наглядно это можно проследить на примере орнамента в бордюрном исполнении, который образует ритмичный ряд.

Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называют раппортом.

В хакасском узоре выделяют основные варианты композиции.

  1. Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов.
  2. Орнамент в квадрате с ритмичным повторением? части фигуры.
  3. Симметричный орнамент
  4. Асимметричный орнамент.

Рассмотреть образцы (примеры).

Для того чтобы выполнить орнамент на одежде нам необходимо сделать лекало элемента в орнаменте.

Практическая работа.

Тема: Изготовление лекал хакасского национального орнамента.

Цели:

  1. ознакомить с техникой выполнения лекал хакасского национального орнамента;
  2. сформировать знание и умения по изготовлению лекал орнамента на бумаге;
  3. воспитывать трудолюбие, бережливость и эстетический вкус.

Инструменты и оборудование:

  • альбом с национальным орнаментом,
  • хакасские костюмы,
  • образцы орнамента,
  • цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, резинка,
  • технологические карты.

Вводный инструктаж: правило техники безопасности при работе с ножницами, клеем.

Последовательность выполнения.

5. Обменяться работами с товарищами и дать характеристику, оценку выполненной работы:

  • назначение орнамента (где будет применен),
  • назвать тип орнамента,
  • общий вид орнамента (симметричен).

Самоконтроль: Узор должен быть симметричен, работа выполнена аккуратно. Соблюдение ПТБ при работе. По окончании практической работы привести рабочее место в порядок. Наглядное пособие и инструменты сдать преподавателю.

Защита работ.

Выступление учениц (обоснование выбора).

Подведение итогов.

1.Хакасские национальные костюмы.

2. Лекало хакасского национального орнамента.

Слайд 2

тамга

ТАМГА клеймо, штемпель; рукоприкладный знак и тавро. Тамга вилами, тамга рассохой, гребенкой, крест в кругу и пр. На топоре тамга мастера. Царь пожаловал митрополита, со алою тамгою ярлык дал. Толковый словарь Даля(тюрк.). Таможенная пошлина в древней Руси ХIII-ХV вв., взимавшаяся при наложении специального клейма на товар Толковый словарь Ушаковаметка как знак собственности (первоначально - в родовом обществе у монголов). Печать, печатка. Тамга́ - родовой фамильный знак. Герб Республики Хакасия

Слайд 3

УЗОР С ГЕРБА ХАКАСИИ

На вид орнамент неприметен, Но всем известен в белом свете Уже столетия живёт,Народ его издревле бережёт.Быть может нитками зигзаги в узоры вытканы не зряИ мы с тобою видим знаки хакасского календаря...

Слайд 4

кружева

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленность элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса.

Слайд 5

Хакасский узор

В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.

Слайд 6

Откуда вообще возник узор?

Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок. Профессор Борис Алексеевич Энгросс

Слайд 7

Особенности хакасского узора

Хакасское орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

Слайд 8

Особенности южного хакасского узора

для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупнее, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.

Слайд 9

Особенности северного хакасского узора

На севере Хакасии в долине Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца - главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.

Слайд 10

Второй тип трафаретов - алынчаульгу - отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавались узоры вышивки. Эти выкройки узора пальметт, многолепестковых розет, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Элементы "алынчаульгу " можно применять в бесконечных вольных вариациях орнаментального рисунка. Все зависит от мастерства мастерицы. Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался.

Слайд 11

Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался. XVIII век, Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова

Слайд 12

Исторические элементы хакасского узора

Августаева Людмила Гавриловна Аскизский район, с. Усть-Чуль

Слайд 13

Кызласова Татьяна Колдовна, Аскизский район, с. Хойза

Слайд 14

Слайд 15

Толмашова Агафья Евграфовна, г.Абакан

Слайд 16

Тудоякова Эльвира Константиновна, г. Абакан ЧаптыковаАнисья Степановна, Бейский район, с. Чаптыково

Слайд 17

Исторические элементы хакасского узора в народном костюме

  • Слайд 18

    Слайд 19

    Элементы хакасского женского костюма

    Совершенно верно эта форма содержится на гербе Хакасии, который представляет собой щит, в центре которого помещено красное традиционное хакасское женское нагрудное украшение “пого” в виде сердцевидной овальной пластины. На “пого” изображен в прыжке (в полете) серебряный крылатый барс с золотыми глазами и когтями.

    Слайд 20

    ПОГО

    Пого вырезался из дублёной кожи в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обшивался материалом. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров. Вдоль бортов нагрудник “пого" окаймлялся жемчужными пуговицами. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок с мелкими серебряными монетками на концах Понятно, что это было одно из дорогостоящих украшений. В начале XIX века “пого” стоило 150 рублей. Раньше “пого” беременные женщины носили на уровне пояса, чтобы уберечь плод от дурного сглаза, сейчас его носят только на уровне груди.

    Слайд 21

    хос ызырга

    Согласно хакасским поверьям уши женщины не должны быть пустыми, так как к кораллам притягивается душа (хут сыынча). Именно поэтому замужние женщины украшали себя чаще всего коралловыми серёжками - «хос ызырга», изготавливались они из медной проволоки, изогнутой в виде кольца. На кольцо нанизывались большие и маленькие коралловые бусины, в завершении серьги украшались серебряной полурублевой монетой и шелковой кисточкой. Лишь вдовы не имели права носить серьги в полном снаряжении - они оставляли всего по две бусины, либо носили только одну серёжку.

    Слайд 22

    узумчук

    Иногда косички украшались подвесками - поос. На концы передних косичек (примерно по девять штук с каждой стороны) привязывали кисточки «чачах поос» или «нинчi поос», изготовленные из коралловых и бисерных снизок. К косичкам они крепились за шнурок из конского волоса. Позже, в XIX веке, девушки начали изготавливать и носить «чапрах» - серебряные монеты с косичкой. У женщин победнее передние косички украшались подвесками «сас поос», свитыми из шерсти загривка барана вместе с шелковой ниткой. К концам такого украшения привязывали по жемчужной пуговице «узумчук».

    Посмотреть все слайды

    Источник: Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.


    Вышивка для манжеты

    Круглая шкатулка

    Кукольный ковер

    Мешочек из ткани

    Нагрудник вышитый

    Наплечная вышивка

    Рукавица

    Шкатулка

    Хакаский орнамент

    Из наследия Н.Н. Нагорской. 1932 г.

    Орнамент (узорочье) - есть проявление народного самобытного искусства, отображающее его вкусы, степень культуры и влияние других культур.
    Способом проявления склонности к декоративному и живописному у хакасской женщины является, главным образом, вышивка (чек или хостан). Это искусство доступно, благодаря простоте техники, почти каждой женщине, умеющей держать иголку в руках и различать цвета шелковых ниток.
    Объектами украшения вышивкой являются: плечи (игбен) и манжеты (мушкам) женских платьев, манжеты и спины пальто (сикпенов), спины безрукавок (сегедеков), кисеты для табака (нанджах) и боковые части свадебных подушек (частых), рукавицы (мелей) и переда обуви (маймах-басм). Раньше бывали вышиты боковые карманы на мужских широких плисовых штанах, но мне их видеть уже не приходилось, они вывелись.
    Способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, выкройки на бумаге (в прежнее время из бересты), которые хранятся на это случай. Их накладывают на материал и обводят кусочком мыла.
    Показатель глубокой традиционности этого искусства: часто женщина, глядя на зарисованный для памяти на листе бумаги узор, чертит его прямо от руки на материале острым кусочком мыла.
    Хорошая вышивальщица иной раз за разговором все стрижет ножницами узоры из вдвое или вчетверо бумажки.
    Учатся вышивать девочки лет с 12 по способностям.
    По технике наложения нитки, шов-вышивка бывает трёх типов:
    1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов), в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента (по-хакасски - еюсэрткен).
    2. Вышивка, заполненная гладью - толдырын хостон.
    3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице).
    Материалом служат, главным образом, нитки цветного шёлка, покупаемого в мотках на базаре. Последние годы этот шёлк не всегда бывает в продаже и поэтому иногда заменяется цветной бумажной ниткой. Любимым фоном для вышивки служит чёрный бархат (для плеч и манжет) и чёрное сукно (спины сикпенов и сегедеков).
    К сожалению, кооперация не всегда учитывает потребности местного населения, делая подбор товара, и поэтому хакасские женщины жалуются, что последние годы им не хватает ярких шелков, черного бархата и мануфактуры с декоративными крупными узорами «азиатского» типа, которых достаточно у нас в городе. Зато полки кооператива полны тканями городского типа, в клетку, в полоску или с бледным «нежным» рисунком, которые неохотно покупаются. Недостаток шёлковых ниток пополняют еженедельные базары в с. Аскыз, на которые частные торговцы, так называемые «спекулянты», привозят разные мелочи.
    Несмотря на недостаток в материале, нельзя сказать, что хакасская вышивка падает, что она совсем перестала отвечать понятиям о красивом, о декоративном. Заменяя поневоле расшитое бархатное плечо куском цветного сатина или парчи - хакасская женщина все ещё с удовольствием садится за вышивку, как только материал попадает ей в руки.

    Характеристика орнамента качинцев и бельтир.

    Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.
    Хакасская орнаментика вносит в обще-турецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
    Не присматриваясь к особенностям, отличающим качинский орнамент от бельтирского, мы можем сделать следующие наблюдения: в качинском орнаменте растительные стебли более геометризованы. В сложных замкнутых фигурах преобладает двухсторонняя симметрия по вертикальной оси, в продольных полосах шитья - обшивка кармана, спинка сегедека - изгибы стеблей создают волнистую линию, бесконечный ритмичный ряд. Густо заполненная поверхность создаёт узорное пятно, почти целиком повторяющее его форму. Стремление к равновесию между орнаментом и фоном достигается почти равностью площадей, занятых тем и другим. Он состоит из многих мелких элементов (геометризованные цветы, листья, корни). Его детали, по сравнению с бельтирским, кажутся усохшими формами родственных ему цветочных ветвей. Но композиция сложной замкнутой фигуры, не имеет ярко выраженного верха и низа, а ветви эти как-то не имеют начала и конца, равномерно покрывая плоскость фона мелкими круглящимися завитками, цветками, похожими на листья, и листьями, похожими на цветы. Встречается отрыв от общего стебля отдельных деталей, например фигура свастики на рукавицах, сердцевидные лепестки на кисете и сам стебель иногда разрывается на составные части - ромбы, овалы и круг.
    Наиболее распространёнными деталями являются следующие формы:
    1. Трёхлепестковый цветок, изображаемый в профиль.
    2. Листик сердечком.
    3. Завиток, почка или бутон.
    4. Корни (трёх-, четырёх- и пяти-лепестковые).
    Оконтуренные тамбуром формы заполнены сплошь цветом (гладью).
    Орнамент вышивок бельтир принадлежит так же к типу растительного, но сохраняет большую натуралистичность форм. Двухсторонняя симметрия встречается в построениях по вертикальной оси, от которой вправо и влево отгибаются довольно крупные цветочные ветви (см. рисунок носок сапога, манжет от шубы, карман). Но симметрия не всегда налицо в каждой замкнутой композиционной фигуре. Асимметричные композиции встречаются на кисетах, рукавицах, спинках сегедеков и, особенно, на наплечных вышивках платьев. Здесь чрезвычайно интересное разрешение принципов симметрии: осью является сама фигура человека, по отношению к которой правое и левое плечи, асимметричные в отдельности, становятся симметричными частями целого, рассматриваемого фронтально. Шитьё не сегедеке, идущее по правому и левому боку его спинки волнистыми изгибами с цветком в каждом, симметрично по отношению к воображаемой оси среднего вертикального шва.
    В композиционном отношении орнамент более свободно брошен на фон, не вплотную заполняет отданную ему площадь, зато в нём больше динамики. Фон менее раздроблен и сохраняет поэтому больше сплошных чёрных полей. И сам узор состоит из элементов более крупных и меньших по количеству.
    Из деталей, довольно однообразных, встречаются следующие:
    Цветок, изображённый в плане, пяти-, шести-лепестковый, напоминающий шиповник.
    Стебель, непрерывный, гибкий, вьющийся волнообразно.
    Листья, остроконечные, продолговатые, усложнённые иногда почками и завитками, стремящимися к спирали.
    В цветовом отношении, кроме заполнения контуров сплошным цветом, часто пользуются чёрным цветом фона, как цветом, повышая его цветовое звучание яркой обшивкой, замыкающей его и отделяющей от основного фона. См. крупные узоры на полах шуб, на манжетах и поперечных нашивках у локтя на рукаве свадебных шуб.
    Сравнение качинского и бельтирского орнамента вызывает иногда в памяти аналогии разных эпох европейского искусства - бельтирский как бы своеобразное барокко, а качинский славянская вязь.

    Распределение цветов

    Хакасская вышивка очень красочна, ярка.
    Вышивальщица, особенно качинка, старается использовать весь имеющийся многокрасочный набор цветных шелков, разбрасывая их по всей поверхности узора, не считаясь с его формами. Таким образом, отдельный элемент орнамента - какой-нибудь листок, завиток или цветок - оказывается раздробленным в своей окраске: частично заполнен синим, оранжевым, розовым, отчего вся вышивка переливается в цвете и радостно пестреет.
    Орнамент бельтир, более склонный к натурализму в рисунке, в использовании цвета, проявляет это же свойство: лепестки цветка стараются сделать розовыми или малиновыми, листья - зелёными.
    Наличие таких богатых художественных традиций в быту, а так же содействие в настоящее время советской власти развитию национальной культуры, позволяют ставить вопрос о поддержке и рациональном использовании этого искусства, путём создания художественного промысла. Надо использовать техническое уменье хакасской женщины и наличие ещё живой и своеобразной традиции в орнаментике. При известном инструктаже, от организованных хакасок-вышивальщиц можно получить красивые отрезы вышивок разного назначения:
    отрезы для диванных подушек разных форм (круглые, квадратные, продолговатые).
    отрезы для настенного ковра из разных кусков.
    полосы для отделки платья разной ширины.
    заготовки, вышитые для обуви, европейского покроя.
    Таким образом, перевод занятия художественными изделиями для нужд своей семьи, на рельсы организованного промысла, может сохранить и дать новый толчок, благодаря экономической базе, развитию народного творчества.
    Это повысит материальное благосостояние населения, даст в руки женщине самостоятельный приработок, что содействует её раскрепощению.
    Организация промысла окажет своё культурное влияние на население. Кооперация, артель и производственные объединения будут проводниками идей коллективизации.
    Можно достигнуть проникновения в быт, в общественном масштабе, художественных изделий наших национальностей, а так же, выработав ассортимент, отвечающий запросам заграничного рынка, включить его в наш экспорт.

    Цели урока:

    1. Ознакомить учащихся символикой, орнаментом, цветом стилизацией в хакасской национальной вышивке, сетчатым швом, швом орбе, со швом чорбеен.
    2. Научить выполнять, сетчатый шов, шов орбе.
    3. Воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность. Развивать творческую инициативу учащихся.

    Оборудование: Образцы вышивок (Приложение1) , ткань, нитки (мулине), иглы, пяльцы, рисунки, трафареты, компьютерная презентация (Приложение 2, Приложение 3)

    Ход урока

    1. Организация урока.
    2. Проверка готовности учащихся к уроку.
    3. Проверка знаний по вышивке.
    4. Изучение нового материала. Объяснения учителя:

    Хакасская вышивка - народный вид творчества, корни которого уходят в седую древность, до сего времени мало изучена.

    Источником этого рукодельного искусства являются памятники истории и культуры, такие, как скульптурные каменные изваяния, наскальные писаницы, выбитые узоры на курганных плитах, народные поэтические сказания, документы исследователей описывающие быт и материальную культуру хакасов, а также образцы вышивки, сохранившиеся в музеях и коллекциях.

    Многие исследователи предполагают, что народный костюм со всем декором составляет единое целое и имеет четко выраженную космическую символику и магический смысл. Так, существует мнение, что служит в качестве оберега средства защиты от нечистых сил.

    Историки утверждают:

    Орнамент, ритм, цвет, композиция – составные хакасской вышивки.

    Вышивка отражает сложное мировоззрение древних хакасов, их духовный мир, религиозные верования. Несомненно, каждый узор в вышивке несет тайную символику.

    Эмоциональная выразительность хакасских вышитых изделий зависела от искусности народных мастериц.

    В хакасской национальной вышивке применяются различные орнаменты: геометрический, растительный, зооморфный (образный), космологический. Элементы геометрического орнамента – треугольник, квадрат, круг, крест, зигзаг, ромб – характерны для вышивки в народной одежде, на изделиях из войлока.

    Элементы растительного орнамента – спираль, волнообразный побег, цветок, розетка, древовидные узоры, 3-х, 5-листники характерны для одежды, для предметов быта (современных салфеток).

    Плавные завитки от центральной фигуры вниз, вверх, различные вариации отростков, стеблей, один мотив плавно переходит в другой, соблюдается, как правило, симметрия.

    Орнаменты Хакасии связаны с назначением, конструкцией предметов, которые они украшают. Признаком орнамента считается ритмическое повторение мотивов. Орнамент отражает представление хакасов об окружающей среде.

    Комбинации мотивов применяются в одежде: нательной, летней (легкой), зимней (верхней); в украшениях в обуви, головных уборах, кисетах, войлочных изделиях.

    Место расположения вышивки в одежде: бордюр воротника, кайма на подоле, манжеты, линия талии, на спинке верхней одежды, на рукавицах, на кисетах, на линиях проймы в безрукавках, на погонах.

    Сюжетный состав орнамента на протяжении многих лет не изменился. Образный строй хакасских вышивок проявлялся в соблюдении пропорций, плоскостного узорочья, во взаимосвязи мотивов орнамента, в переходе от мелких форм к крупным, в формировании центра, понимании мотива и ритма.

    Существенным в орнаменте является цвет, мастерицы-вышивальщицы через цвет передают настроение, переживания.

    В хакасской вышивке основными являются три цвета. Красный – цвет веселья, счастья, ассоциируется с солнцем, источником всего живого на Земле. Голубой – цвет воды, неба. Зеленый – цвет растений.

    Чаще всего фоном служит черный тон. Хакасские вышивальщицы чаще применяют ясные, сочные тона ниток. Существует мнение, что цветы в хакасской вышивке привлекают души предков к помощи.

    Так, цветочные розеты допускают лепестки зеленого, красного, желтого тонов. Но всегда придерживаются зеркально-симметричного повторения цвета.

    Тонкое художественное чутье мастериц определило создание удивительно гармоничных по колориту и красочной гамме узоров вышивок.

    В современной хакасской вышивке наряду с основным цветом применяется разнообразная цветовая гамма. Многообразны варианты цветового решения орнаментальных мотивов. Декоративное звучание обогащено тем, что выделена цветом каждая фигура узора. Каждый мотив читается четко и определенно.

    5. Практическая работа: Перевод трафаретов на ткань, решение цветовой гаммы, выполнение швов на основе рисунка. Сопровождается компьютерной презентацией (Приложение 2 , Приложение 3)

    Сетчатый шов (Рисунок 1) напоминает тамбурный шов “петля” (вприкреп, птичий глаз) и представляет собой ряды неизолированных петель, которые располагают поочередно справа налево. Для того, чтобы сделать первую петлю, нить закрепляют на вершине листика (лепестка и так далее). Отбрасывают нить вниз, придерживая ее для удобства большим пальцем левой руки. Иглу вкалывают рядом с закрепленной нитью, в зависимости от величины петли. Затем выводят иглу на лицевую сторону. После этого небольшим стежком закрепляют полученную петлю от одной вершины такой же петлей на противоположной стороне листика. Так получается первый ряд образовавшихся сплетенных между собой петель. Чтобы перейти на второй ряд, в последнюю образовавшуюся петлю, двигаясь вниз, вкалывают иглу почти в то самое место, откуда ее вывели. Теперь аналогично первому ряду двигаемся иглой налево.

    Важно соблюдать следующие правила:

    1. стежки нужно делать небольшие, равной величины;
    2. необходимо следить, чтобы рабочая нить при вышивании все время падала с нужной стороны иглы, то есть если направление ряда идет слева направо, то нить должна ложиться с правой стороны, если же справа налево, то с левой стороны иглы.

    Начиная со второго ряда (и все последующие ряды) петли выводим из петель предыдущего ряда, чтобы получились сплетенные между собой ажурные ячейки. Сетчатый шов используется не только для заполнения хакасских узоров, но и в других видах вышивки.

    В хакасских изделиях применяется шов ОРБЕ (Рисунок 2) козлик, зигзагообразный, косая сетка, при шитье линии соединения рукавов с проймой в шубах, обуви. Искусно выполненный шов ОРБЕ служит декоративным украшением изделий.

    Туюх орбе - разновидность косой сетки, при этом ткань схватывается у края контура узора, где затягивается петля (Рисунок 3).


    Края шва имеют петельный рельеф, на обратной стороне стежки вьются по контуру рисунка, а на лицевой стороне выходит поперечный настил зигзагообразно расположенных нитей. Данный шов широко применяется на изделиях из овчины, войлока, ровдуги. Кроме того, вышивались спинки нагольных шуб, декоративные прямоугольники или фигурные полоски, выполненные в технике аппликации, украшающие линии и ткани на спине верхней одежды хакасов. В зависимости от толщины ниток, размеров сетки и фона узоры делали поверхность зернистой, прерывистой, дрожащей.

    Наряду с ОРБЕ встречается у хакасов односторонний петельный шов ЧОРБЕЕН (Рисунок 4). Шьется он слева направо. Сначала иглу с нитью извлекают на лицевой стороне ткани, а затем ее вертикально вкалывают сверху вниз, поддерживая нить большим пальцем правой руки. В момент ввода иглы в ткань нить опускают, при этом нить должна остаться под иглой. Этот шов встречается в растительных композициях. Данный шов появился в хакасской вышивке после знакомства хакасов с русскими кашемировыми платками, органично вошедшими в хакасскую народную одежду.

    6. Текущий инструктаж по технике безопасности труда.

    7. Контроль, осуществляемый учителем и самоконтроль за правильностью выполнения швов.

    8. Соблюдение здоровье-сохраняющих технологий.

    9. Анализ и оценка результатов работы.

    10. Домашнее задание – индивидуальное.

    Работа заняла

    1 место

    На вид орнамент неприметен, но он столетия живёт,
    Не зная его на белом свете народ издревле живёт.
    Быть может нитками зигзаги в узоры вытканы не зря
    И мы с тобою видим знаки хакасского календаря...

    Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленность элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса.

    Наш орнамент вырезан из черной бумаги, гофротрубочки имитируют кружевную вилюшку, белым маркером нарисовали плетешковую решетку (сцепное кружево) и оформили работу в белую паспорту.

    "Кружево" наклеили на черный картон и вставили в рамку (35 х 45 см).
    Цветовое сочетание выбрано не случайно: черный цвет у хакасов - цвет земли, а белый - цвет радости, чистоты, невинности, света.

    Первые плетеные изделия на юге Сибири появились в конце XIX века. Небольшая коллекция имеется в Минусинском краеведческом музее им. Мартьянова. Это моя работа прошлых лет: декоративное панно с элементами хакасского орнамента.

    Самая большая коллекция плетенного кружева на территории юга Сибири находится в фондах кафедры Декоративно-прикладного искусства Института Искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова в городе Абакане. Спасибо замечательному талантливому педагогу, кружевнице Нине Васильевне Паршаковой! На фото я - студентка))) и кружевные работы студентов ХГУ. В верхнем левом углу моя работа "Купола России".

    В ХГУ студенты разрабатывали сколки и плели кружево по мотивам хакасских орнаментов. Сейчас более широкий выбор ниток, чаще используются уже не шелковые, а хлопчатобумажные нитки фабричного производства. Популярностью пользуется не только белое, но и цветное кружево. В коллекции имеются изделия полностью кружевные и изделия с кружевными вставками, что характерно как для конца XIX - начала XX века, так и для сегодняшнего времени.

    Небольшие кружевные элементы, различные декоративные вставки - популярны у начинающих кружевниц. Коллекция кружевных изделий кафедры ДПИ по единицам хранения самая численная не случайно. Студенты ведут научно-исследовательскую работу, в ходе которой изучают аналоги и прототипы, знакомятся с фондами музеев в городе Минусинске и в посёлке Шушенское, переосмысливают наследие народных мастеров и создают современные дипломные проекты.

    Великолепно смотрятся ажурные салфеточки, оформленные кружевом-край или полностью выполненные в сцепной технике плетения.

    Льняная салфетка (или даже скатерть!) - размер 60х45 см, коллективная работа студентов (1997 г.)

    Кафедре ДПИ Института Искусств ХГУ удалось создать коллекцию дипломных работ по кружевоплетению.
    Дипломная работа "Древо жизни" (2000 г.) - в основе хакасский орнамент.

  • Что еще почитать