Почему братья и сестры бывают такими разными: мнение психолога. Несколько детей - разные характеры

Все молодые родители и родственники семьи в первое время после родов сильно озабочены вопросом, на кого похож ребенок. Одни видят в нем больше черт отца, другие - матери. Но новорожденные быстро меняются, поэтому окончательная схожесть с тем или иным родителем проявляется только в более-менее взрослом возрасте. На протяжении всего этого процесса формирования нового человека старшие члены рода не устают задаваться вопросом, почему же малыш вобрал в себя столько черт одного, а не другого родителя.

Такие разные гены

Всё - внешние черты, характер, даже то, как человек будет принимать важнейшие в жизни решения - очень сильно зависит от генов, которые ему достались. 50% из этого генетического материала малыш получает от матери, вторые 50% - от своего отца. Но и каждый из родителей в свою очередь унаследовал по 50% генов от своих родителей, а те - от своих и так далее. В результате этих постоянных смешений (как говорят генетики, «скрещиваний») в клетке каждой человеческой особи содержится целый генетический коктейль.

Гены по доле своего участия в строении нового организма делятся на доминантные и рецессивные.

К доминантным вообще в человеческой популяции относятся гены нормального зрения и слуха, праворукости, среднего роста, нормального усвоения глюкозы, темных волос и еще тысяч других особенностей. Большая часть людей соответствует этим признакам, отсортированным эволюцией за миллионы лет.

Рецессивными считаются гены слепоты и глухоты, леворукости, аномально высокого или низкого роста, склонности к сахарному диабету, блондинистых волос и др. Люди с такими признаками в популяции представлены в меньшинстве. Все эти гены - рецессивные и доминантные - и определяют черты каждого нового поколения.

Сочетаемость генов и внешность детей

Но и у каждой ветви (рода) людей есть свои доминантные и рецессивные гены. В роду отца, например, могут быть доминантными гены рыжих волос и конопатости. Если в ДНК матери есть такой же рецессивный ген, но он не проявился в ее внешности (например, женщина - блондинка с чистой кожей), то большинство детей этой пары наверняка будут рыжими и конопатыми.

Блондины с чистой кожей будут в абсолютном меньшинстве. Также велика вероятность появления рыжеволосых младенцев без конопушек. Отец будет очень гордиться, что отпрыски все, как один, пошли в него. На самом же деле, просто встретились соответствующие гены родителей.

Но даже в том случае, если у матери нет гена «рыжести и конопатости», как минимум, один из четырех ее детей будет точной копией рыжеволосого отца. Тут действует еще один закон генетики: доминантный ген каждого из родителей проявляется в соотношении 1:2:1 (в любой последовательности). Выражается это приблизительно так: один потомок будет блондином, другой - рыжим и конопатым, а еще двое будут иметь смешанные признаки обоих родителей. Причем, засчитываются все попытки: даже если мать решила не рожать ребенка и сделала аборт, скрещивание уже произошло и «коктейль» генов образовался. Следующая беременность, которая закончилась родами либо выкидышем, является вторым вариантом скрещивания. И так до будет продолжаться до тех пор, пока пара будет зачинать детей.

Нельзя забывать и о том, что доминантных и рецессивных генов в каждой ДНК множество, поэтому всевозможных сочетаний может быть масса. Только «самые сильные» проявятся и будут заметны во внешности и характере ребенка. опубликовано

фото © Yulia Taits

Каждый из нас может назвать немало примеров, когда дети из одной семьи абсолютно не похожи друг на друга. Они кардинально различаются по характеру. К примеру, старший сын прекрасный семьянин, отличный работник и пользуется уважением у окружающих. А младший отпрыск имеют тягу к алкоголю, ленивый, не может найти постоянную работу и всё время попадает в какие-то неприглядные ситуации.

Казалось бы, определяющими являются наследственные признаки. Половину из них ребёнок получает от матери, а другую половину от отца. Поэтому, по логике вещей, у детей от одних родителей наследственность должна быть одинаковой. Но это поверхностный подход, который опровергается практикой.

Рис. Почему дети из одной семьи не похожи друг на друга?

Здесь нужно также учитывать окружающую среду, личный опыт, специфику воспитания, отношение родителей друг к другу. На все эти сопутствующие факторы психологи отводят 50%, а вот вторые 50% приходятся как раз на наследственность. То есть получается, что дети лишь наполовину похожи друг на друга.

Но и в этой второй половине не всё идентично. Один ребёнок в большей степени, а другой в меньшей. То же самое касается трудолюбия, . При этом различия у детей могут быть довольно существенными. Невозможно, чтобы два малыша обладали абсолютно одинаковыми талантами или недостатками. У одного их всё равно будет чуть-чуть больше, а у другого меньше.

А теперь поговорим об окружающей среде. Именно она формирует личностные качества на основе приобретаемого жизненного опыта. Тут следует знать, что опыт, приобретаемый вне семьи, в гораздо большей степени влияет на характер, чем те навыки и модели поведения, которые прививаются в отчем доме. Так уж сложилось, что внешний мир более эффективно воздействует на маленьких людей, чем семейный очаг.

Однако необходимо понимать, что детский сад, школа и улица вступают во взаимодействие с определённой базой, заложенной в младенческие годы. А вот она у первого, второго и третьего ребёнка может различаться. Связано это с тем, что родители в разные периоды времени ведут себя вовсе не одинаково.

При рождении первенца отец и мать могут иметь одно финансовое положение, а при рождении второго ребёнка - уже другое. Не следует сбрасывать со счетов и возраст, и опыт, и семейные кризисы. Всё это сказывается на взрослых людях и .

Вначале в семье может быть всё хорошо, и родившийся малыш в полной мере испытает на себе ласку и заботу родителей. А затем начинаются скандалы и финансовые проблемы, которые приходятся как раз на рождение второго малыша. В этом случае он попадает в негативную обстановку. Она самым неприятным образом скажется в будущем на его личностных качествах. Зато третий ребёнок родится тогда, когда чёрная полоса закончится. Маленький человечек будет воспитываться в спокойной и доброжелательной атмосфере, а его характер при таком развитии событий кардинально будет отличаться от характера второго ребёнка.

Не нужно также забывать, что старшие и младшие дети живут в разных семейных нишах. Первый малыш претендует на роль лидера. Второй ребёнок как бы находится в тени старшего. При этом родители иногда относятся к нему с большей любовью. В некоторых случаях это подчёркивается так явно, что первенец начинает испытывать чувство ревности. Впрочем, бывает и наоборот. Второй ребёнок мог оказаться нежеланным для матери ещё при зачатии. Поэтому любовь к нему не такая пылкая и крепкая как к первенцу.

Существует огромное количество моделей поведения в семьях. Причём с течением лет они меняются. Отсюда и наблюдается непохожесть детей, воспитанных в одной семье одними родителями. В принципе, мать и отец с годами становятся совсем другими людьми. Вместе с ними претерпевает изменения и общая атмосфера в доме. Всё это отражается на характерах их любимых чад. Наследственность при этом может оставаться неизменной, ведь она заложена на генетическом уровне.

Но гены генами, а суровая проза жизни диктует свои законы. Однако в любом случае родители просто обязаны создавать в семье атмосферу, наполненную трепетной заботой и любовью по отношению к своим отпрыскам. Это необходимо для счастливого детства и правильного развития личности. В то же время родителям не следует относиться к детям одинаково. К каждому малышу должен быть индивидуальный подход в силу особенностей его характера.

Отчего так происходит? Казалось бы, дети одних родителей схожи в биологическом смысле. Они растут в одной семье, в похожей обстановке. Почему же их характеры и поведение бывают настолько разными?

Дело в том, что жизнь одного ребенка, начиная с момента зачатия, не является копией жизни другого. Дети появляются на свет в разные периоды жизни родителей. Допустим, во время обстановка в семье была спокойной и счастливой. Зато когда на свет появился второй, обстановка была тяжелой и стрессовой, между родителями случались конфликты.

Или один ребенок был запланированным, а зачатие другого произошло случайно, неожиданно. По этим причинам даже периоды утробной жизни у детей бывают разными. Интересно, что даже у схожих внешне близнецов характеры могут сильно отличаться.


Мы даем детям только тело

Рожая ребенка, мы даем ему лишь физическое тело. Ошибочно думать, что мы также даем ему характер, темперамент, судьбу. Это дарует ему Всевышний. Поэтому влиять на судьбу чада мы можем лишь отчасти. Каким образом? Тем, что мы его растим, воспитываем, дарим тепло своей души, прививаем жизненные ценности, которые кажутся нам правильными, учим вести себя с другими людьми и в обществе, обучаем его правилам морали и т.д.

Не стоит думать, что все это прививается словами, поучениями и наставлениями. Напротив, это передается только личным примером. Какую атмосферу ребенок видит в семье, ту он и будет считать нормой, такую модель он воспримет и повторит в своей жизни.

Поэтому если члены семьи орали друг на друга и оскорбляли, но при этом мама или папа говорили ребенку, что надо с уважением относиться друг к другу, эти будут пустым звуком, потому что он с детства впитал иную атмосферу. Она кажется ему нормой, ее он и будет повторять, потому что другая ему не знакома.

Эффект поляризации

Надо сказать, что порой родители сами подпитывают разницу между своими детьми. Одного ребенка они хвалят, другого ругают, тем самым, они невольно противопоставляют их друг другу. В результате разница между детьми становится все больше и больше.

Почему так происходит? Мать или отец хвалят того ребенка, чьи проявления похожи на его собственные. Например, мать хвалит сына за то, что он скромный, послушный, ласковый. А вот дочка растет непокорной индивидуалисткой. Ею сложно управлять, поэтому матери такой характер не нравится, особенно, в подростковом возрасте. В результате она ее порицает. С отцом все наоборот: ему нравится характер дочери и не нравится характер сына. И хотя родители внешне стараются действовать заодно, но дети чувствуют разное отношение к себе, поэтому психологическая поляризация усиливается.

Возможно, когда родитель хвалит одного ребенка, а другого постоянно порицает, он делает это из лучших побуждений, надеясь, что второй возьмет пример с первого и подтянется. На самом деле получается наоборот, второй все больше отдаляется, и разница между ними лишь увеличивается.

Мы даем детям воспитание и жизненные ценности

Как уже было сказано выше, характер, темперамент и мы изменить не можем. Родительская задача – дать детям то, что называется «огранкой». Мы должны сделать все, чтобы как можно лучше воспитать своих отпрысков, дать им лучшее образование, на которое способны. Наша обязанность – подготовить их к жизни таким образом, чтобы к моменту выхода в свободное плавание наши дети были грамотными, самостоятельными людьми, полностью приспособленными к жизни.

Не надо сравнивать их между собой. Он ведь не цыплята в инкубаторе, поэтому не обязаны быть одинаковыми. Каждый из них пришел в мир со своей задачей и своим жизненным путем. Не мы их дали, не нам их и менять.

Наше дело – создать ребенку самые лучшие условия для роста и развития, чтобы он вырос сильным и обладающим как можно большим количеством полезных навыков. А между собой, мол, «этот хороший, слушает маму и поступает, как она велит, а тот плохой, делает все по-своему, не уважает мнение матери» – такой подход не даст положительного результата. Признайте право каждого ребенка на свою жизнь и свой путь.

Отличаются друг от друга характером и поведением сильнее, чем чужие дети.

Почему дети из одной семьи и от одних родителей растут совершенно разными, объяснил психолог, специалист по детской травме Габор Мате.

Не бывает так, чтобы у детей были абсолютно одинаковые родители.

Меня часто спрашивают: если все зависит от окружения, то почему в одной и той же семье дети, получая одинаковое воспитание, еду, игрушки, становятся такими разными? У одного СДВГ, у другого — нет, один алкоголик или наркоман, другой — нет, одному достается то или иное заболевание, другому — нет. Даже среди однояйцевых близнецов бывает такое. Почему же гены одни, а дети разные?

Дело в том, что дети растут в разном окружении. У них разные родители. И у моих детей разные родители, хотя они родились от одного отца и матери.


Дело не в номинальном присутствии родителя и наследственности. Важно, в каком эмоциональном состоянии родитель общается с ребенком. И то, как ребенок его воспринимает.

Можно любить всех своих детей одинаково. Но, если во время беременности одним из детей, или в первые годы его жизни в семье был сильный стресс, а с другим ребенком такого не было — то вашим детям достались разные родители.

Начался экономический кризис, со временем между родителями появился разлад, — для последующих детей это уже другие родители.

Также есть такой фактор, как врожденный темперамент. Британский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт говорил: мать восьмерых не может быть одинаковой со всеми детьми, даже если бы очень захотела. Но, даже если бы ей это удалось, у детей все равно было бы восемь разных мам. Потому что они воспринимали бы ее по-разному, в силу темперамента.

Именно поэтому даже про детей из одной семьи нельзя сказать, что у них, в психологическом смысле, одни родители и сходные условия.

Дети вызывают неодинаковые реакции у родителей.

Отцы реагируют на сына и дочь по-разному. Матери по-разному воспринимают чувствительного ребенка и ребенка с устойчивым темпераментом. И так далее.


Пока ребенок формируется в ответ на реакции родителя, родитель тоже меняется, благодаря ребенку. Так что, некоторым образом, дети создают своих родителей.

Это происходит не специально, не осознанно. Дети влияют своей личностью и реакциями, и чувствами, которые они вызывают у родителя.

Очевидно, что у более зрелых родителей отношения с детьми более ровные, и дети их воспринимают более одинаково. Но все же отличия неизбежны. Поэтому я и говорю:не бывает так, чтобы у детей были одинаковые родители.

Все дети разные. Рождаются разными. Каждый с самого рождения — личность. У одних и тех же родителей растут абсолютно разные дети при одинаковых методах воздействия на них. Разве это не странно?

Странно, только если не понимаешь природу души и личности. Что в момент зачатия к нам приходит определенная душа, с определенными задачами и характеристиками. И изменить ее невозможно. Ребенок приходит не с пустыми руками, а совсем наоборот. Он уже полон, у него с собой рюкзачок, который поможет ему пройти путь этой жизни максимально эффективно. Все, что лежит в нем, — неслучайно. И не зависит от нас.

Когда у тебя всего один ребенок, можно думать и верить, что его можно переделать — и испортить много нервов себе и ребенку. Например, можно придумать, что ребенок – чистый лист, на котором мы можем писать что захотим и как захотим. Захотим – музыкантом вырастим его, захотим – бизнесменом. Можно думать так же, что можно изменить его темперамент – и сделать активного ребенка усидчивым, тихого – бойким, интровертного – общительным, неспособного к математике – математическим гением. И так далее. Только кому от этого будет лучше? Мама измучается его переделывать, результата будет ноль, и даже может стать хуже.

Можно так же думать, что все то, что ему уже дано свыше, — это твоя заслуга, твой родительский успех – или наоборот, твой родительских крах. Когда у нас рос Даня, я чувствовала себя ужасной матерью, только потому что он не вписывался ни в какие нормы поведения – ни в мои, ни в общественные. Все то, что другие дети понимали, он не понимал. Это потом мы получили диагноз и начали процесс восстановления. Но все эти долгие годы я была уверена, что ребенок не разговаривает, потому что я плохая мать и плохой педагог. Не ходит на горшок – потому что я неумеха. У всех ведь ходит, говорит и понимает. И так далее.

С рождением второго ребенка я с удивлением обнаружила, что я нормально объясняю и показываю – Матвей многие вещи хватал на лету и делал, как нужно. Хотя с Даней приходилось то же самое закреплять неделями и месяцами. Но если бы я не родила больше ни одного ребенка, я была бы уверена, что проблемы моего старшего ребенка – это мой личный провал, как матери, а не его особенности, вызванные в том числе состоянием здоровья.

Если бы у меня был только один ребенок, я бы считала, что неспособна научить ребенка буквам, цифрам, приучить его убирать за собой и так далее. Я бы всегда причисляла мысленно себя к той категории мам, у которых ребенок не развивается, потому как они «ничего для этого не делают». Хотя я для этого делала много чего. А если бы моим единственным сыном был Матвей, я бы верила, что дети вообще не болеют.

Когда рождается второй и третий ребенок, в той же семье, у тех же родителей, и он ведет себя совсем иначе. Тогда понемногу доходит до родителей — дети-то разные, рождаются уже личностями, переделать их природу невозможно. Можно только поломать то, что уже хорошо работает – на беду и себе, и ребенку. И кстати, очень интересная деталь – Веды говорят, что есть не только четыре категории людей – ученые, руководители, бизнесмены и мастера. Есть еще одна категория, людей, со сломанным внутренним компасом по тем или иным причинам. Которые сами себя не понимают и найти себя не могут. Чаще всего – из-за воспитания, когда естественные склонности уничтожаются и не подпитываются, а те, что прививаются, ребенку чужды. Такой человек потом всю жизнь мучается. Никого не напоминает?

Ребенок уже рождается со своим темпераментом, со своими склонностями, со своими способностями и особенностями усвоения материала. Некоторые схватывают на лету, некоторые – учатся последовательно, по шагам, а кто-то долго-долго собирает информацию, копит, а потом – делает скачок в развитии. Кто-то охотно пользуется помощью взрослых, кто-то пытается все постичь самостоятельно. Например, двое наших старших детей учились ходить сами. Они никогда не просили помощи, искали подручные средства – и практиковались – кто со стулом, кто с перевернутым ведром. И мне даже начало казаться, что это норма. А потом родился наш третий сын, который отказывался от любых приспособлений, предпочитая ходить именно за руку, туда-сюда часами. А ведь можно было бы сделать вывод, что каждый ребенок может научиться ходить, не надрывая спину мамы часовыми прогулками за ручку.

Многие неопытные мамы – у кого один ребенок или всего два (или вообще нет детей, что самое забавное), могут быть категоричными, считая себя экспертами в воспитании. Их дети никогда не болеют, плохо себя не ведут, подают признаки гениальности и так далее. Они уверены, что это исключительно их заслуга. В чем-то да. В том, например, что не поломали отлично работающий механизм, задуманный природой, и кормили грудью, или в том, что носили ребенка на руках. А может быть, в том, что интуитивно зачали ребенка в благоприятный период. Если честно, то до рождения детей я была как раз такой – мол, у меня ребенок орать не будет, будет вести себя хорошо, будет знать это и это, ругать его не буду, все время мы с ним будем проводить на улице. И так далее. Но все представления о мире разрушились, когда родился тот, который не хотел гулять, который орал и днем и ночью первые полгода постоянно, ночами не спал, одеваться не хотел, на публике вел себя отвратительно. В общем, помогал мне увидеть, что мир не такой, каким я его себе придумала.

Дети разные во всем. Любые привычки показывают то, насколько они разные. Наш старший так себе едок, ест мало что, сейчас растет интенсивно, и ест больше, а обычно — как курочка зернышки клюет, причем одни и те же. И при этом высокий и статный парень. Сырого не ест вообще ничего. Каши, макароны, выпечка, супы.

Его младший брат, Матвей, тоннами поглощает яблоки и морковку, и в принципе только на них — плюс молоко, сыр, фрукты по настроению — может жить. Ему можно вообще не готовить — он всё равно съест пару ложек. Он с самого начала у нас таким почти сыроедом рос.

А третий у нас — вечно голодный. Сейчас ему полтора года, а ест он в несколько раз больше чем братья. Открывает холодильник, кусает там все, что найдет — огурцы, помидоры, яблоки, морковь… Стоит поставить что-то на плиту — он уже достает тарелку и рыдает, мол, я так голоден! Покорми меня срочно! Он все время что-то жует, притом что он еще и на груди. Да, он маленький обжорка, который только и делает, что ест, как будто его никто не кормит.

Мы с мужем все это время едим одно и то же практически, ничего не меняли. А дети вот так. Просто пример, а связь видна. Точнее, ее отсутствие. Говорят, мол, дети едят то, что едят родители. Наверное, можно заставить. Но со своими вкусовыми пристрастиями они уже приходят — это понятно уже во время беременности. И еда — лишь одна грань различия между детьми.

Они разные во всем, хотя похожи внешне. Разные темпераменты, увлечения, характеры, таланты. Одни и те же вещи они используют по-разному — например, песок или Лего, разные вещи носят в своих рюкзаках. Хотя они внешне так похожи, это обманчиво. Общая фамилия, отчество, группа крови и все. Маленькие личности со своими задачами на этой планете. Чем дальше, тем сильнее я убеждаюсь, что наша роль – быть хорошими садовниками и помогать им раскрыть все то, что в них уже есть. Наблюдать, поддерживать, быть на их стороне.

У них разные таланты и разные увлечения. Старший может часами рисовать, и его за уши не оттащишь. Весь его рюкзак забит раскрасками, альбомами и карандашами. За рисованием нет никакой гиперактивности, о которой нам когда-то прожужжали все уши, мол, не сможет он сидеть. А ведь сидит. Часами.

Средний точно также часами может собирать Лего – по инструкции, без инструкции, собрать, разобрать. А в своем рюкзачке носит исключительно яблоки и морковь на перекус. И пару-тройку игрушек. А Лего боится растерять, поэтому бережно хранит его в коробке со всеми инструкциями.

Пока не знаю, что будет носить младший, но особый интерес у него вызывают деньги. И папин кошелек – это самая заветная игрушка. После холодильника с едой, конечно.

Мы одинаково растим их, но у каждого из них свое «проблемное место» в плане здоровья. Одну и ту же болезнь они переживут по-разному. Старший всегда с очень высокой температурой, средний – чаще всего, без голоса, младший – будет спать сутками. Одну и ту же бациллу кто-то из них поборет за день, кто-то будет мучиться несколько дней, а кого-то она обойдет стороной – притом что мы никогда никого не изолируем. При всем нашем кочевом образе жизни акклиматизация есть только у старшего, остальные даже не замечают перемен климата. И так продолжать можно вечно. Они просто разные.

У них разные сильные и слабые стороны. Даня обожает цифры и числа. Легко их освоил. А у Матвея математика пока никак. А может быть и не пока? Может быть, математика это вообще не его? А мама-то с матфака! При этом он такой творческий, артистичный, разумный. И знаете, что я думаю? Да ну ее, эту математику! В нем столько всего, что можно развивать и усиливать, что даже жалко тратить время на какую-то математику.

Когда у вас много детей, вы можете это ясно увидеть. Как характер заметен уже в пеленках. Как их пристрастия через вас разговаривают с миром даже в то время, пока они еще в животе. Как они сами, интуитивно, достаточно быстро находят себя и свой путь, если ничего не поломать.

Все дети просто разные, как и все мамы. Мамы ведь тоже отличаются друг от друга, и это ни у кого не вызывает удивления. Одним мамам очень легко даётся кухонная часть материнства, они готовят много, разнообразно и вкусно. Другие реализуют себя в одевании малышей — стильно, красиво, необычно. Третьи – просто ходячие энциклопедии раннего развития, и им это нравится, они могут ночами готовить занятия с ребенком на завтра. Четвертые – мамы-играющие, которые с удовольствием и радостью кормят кукол, говорят за собачек, катают машинки, ставят спектакли. Пятые мамы – идеально выстраивают пространство дома, так чтобы и удобно, и красиво, и чисто. Шестые мамы реализуются как лекари – умеют лечить все народными средствами, закаливать, понимают метафизику болезней. И так далее. Мы все разные, у нас разные таланты.

И знаете, мне кажется, что дети к нам приходят не просто так. Они помогают нам реализовать наши таланты. Если бы каждая из нас перестала подгонять своих детей – и себя саму – под некий стандарт, если бы мы в материнстве реализовывали свои сильные стороны, использовали свой потенциал и все то, что нам было дано свыше, положено в наш рюкзачок! Ведь если к вам пришел именно этот ребенок, то наверняка в вашем рюкзаке уже есть все, что ему нужно. И ему наверняка нужна именно такая мама, с такими талантами и умениями. Поэтому он и родился у вас.

Да, дети могут помочь нам развить и новые таланты, но точно не через насилие над собой и детьми. Только через любовь и принятие.

Найдите свои сильные стороны, что у вас как у матери уже отлично получается. И делайте это – с удовольствием и радостью. Не коря себя за все остальное. Готовьте как умеете, если это не ваш конек. Занимайтесь как сможете, так чтобы себя не мучить. Найдите то, что приносит вам удовольствие в материнстве и сфокусируйтесь на этом. Любите рисовать – рисуйте с ним с утра до вечера. Любите читать – читайте вслух. Любите шить – придумывайте костюмы и наряды вместе. И будете уверены, ребенок вас запомнит именно такой – с горящими глазами, радостной и любящей. Моя мама всегда любила шить. И когда она шила, она становилась другим человеком. Счастливым. Именно такой я ее помню в своем детстве – за швейной машинкой, с нитками и иголками. И радостными глазами. Пусть наши дети тоже видят нас счастливыми, с удовольствием разделяющих с ними свои увлечения и таланты.

Попробуйте рассмотреть личность в вашем маленьком человечке. Это и о принятии его таким, какой он есть, и о вашем желании рассмотреть, что же там в его багаже уже есть. Видите что-то? Развивайте! Развивайте его сильные стороны, таланты и склонности. Не надо нанимать ребенку репетиторов по тем предметам, которые он не любит и не понимает. Наймите ему репетитора лучше по предмету, который ему искренне интересен. Не дается математика, но нравится история? Вместо зубрежки ходите с ним по музеям и читайте исторические книги.

Позвольте миру быть разнообразным. И в детях, и в их мамах. Каждая из нас уникальна, и находится на своем месте. И приходит именно тот ребенок, который нужен прямо сейчас. И это счастье.

Что еще почитать