⚤ “Матриархат и патриархат” — исследование Антона Кузнецова

1. Матриархат.

Матриархат – гипотетическая [реально не существовавшая] форма социального устройства, в которой семейная и политическая власть якобы принадлежит женщинам. Теория о возможности матриархата возникла в русле естественнонаучного эволюционизма, развившегося в середине 19 века, как оппозиция патриархатному общественному устройству, доминирующему в европейской философии со времен Платона и Аристотеля. Аристотель, говоря о происхождении государства в “Политике”, писал, что изначальный вид человеческого общежития – это патриархатная семья с неограниченной властью отца семейства (над женами, детьми и всем остальным); семьи образовывали селения, а селения – государства .

Создание в 19 веке - в противовес патриархатной теории - “концепции матриархата” подрывало идею патриархата, лежавшего в основе европейского общественного устройства. Однако реальных доказательств существования власти женщин над мужчинами этнология, археология и антропология так и не предоставили. В западной антропологии уже в 1050-е году в ответ на “концепцию матриархата” появилась аргументированная критика “матриархата” в представлении Бахофена-Моргана-Энгельса, и уже к 1970-м годам антропологи пришли к выводу о том, что матриархат – это миф, созданный Бахофеном на базе интерпретации греческой мифологии.

Аргументы в пользу существования матриархата основываются на следующих заявлениях: древние мифы о правлении женщин; упоминания об обществах, в которых была матрилинейная система наследования; интерпретация женских божеств как “глав пантеона”, упоминание о “королеве” во главе племени или государства, мифы об убийствах мальчиков при рождении и подобное. Мнение о матриархатной стадии непервобытного общества основывается, как правило, не на этнологических данных, сколько на сказаниях античных и средневековых авторов, вырванных из общей системы общественной и государственной жизни. Такие сообщения можно разбить на три основные группы. Первая – известия о матрилинейности или матрилокальности, например, Геродота о ликийцах, Полибия об италийских локрах, Г.Т.Сагара об индейцах-гуронах и прочее. Причём они ни в коей мере не равносильны свидетельствам о матриархате. Вторая – сообщения о равноправном или даже почётном положении женщин, например, Плутарха о кельтах, Тацита о германцах и так далее. Но и они также не доказывают существования матриархата как “господства женщин”. Третья – упоминания о том, что “мужчинами правят женщины”, например, Скилака о савроматах, Плиния об индийских пандах, аль-Масуди и Ж.Б.Тавернье о жителях какого-то острова в Индонезии. Эта информация может быть достоверной, но свидетельствует о матриархате не больше, чем правление королевы в Западной Европе или императрицы (царицы) в Московии. Однако современные антропологические данные свидетельствуют, что в известных антропологам обществах/государствах, какая бы родственная организация в них ни присутствовала, существует мужское доминирование .

Западные авторы согласны в том, что существуют общества, в которых женщины достигли социального признания, однако, никто и никогда не описал общества, где за женщинами была бы публично признана власть и авторитет , превосходящие властные полномочия и авторитет мужчин. Везде мы обнаруживаем, что женщины исключены из определенного рода важных экономических или социальных занятий, что их социальные роли матери и жены ассоциируются с меньшим набором прерогатив, чем мужские социальные роли отца (главы семьи, главы Рода). Таким образом, “гендерная” асимметрия – это просто нетипичное явлением социальной жизни современного этапа жизни человечества.

Необоснованные выводы антропологов в 1970-х годах подпитывали феминистское движение и борьбу феминисток западной цивилизации “за равные права и возможности” женщин. А также миф о существовании в прошлом матриархата также питал надежды европейских феминистских движений на его возвращение. Однако следует помнить, что антрополог Бахофен, так же как и его последователи, основывал свои выводы на греческих источниках, которые предлагали свой личный и необоснованный фактами взгляд на другие общества и просто давали свои интерпретации и мнения, как в случае Геродота и Диодора с амазонками. Бахофен перенял греческие мифы вместе с оценками некоторых греков, а в греческом обществе, как известно, роль женщины была весьма подчинённой, поэтому свободное положение женщины в других культурах воспринималось Геродотом и другими античными авторами как “власть женщин”, а не как их равноправное положение (на фоне греческого патриархата). С другой стороны, Бахофен и его последователи находились под влиянием идеологии современного им западно-европейского общества. Сегодня нужно более реально осмыслить накопленные столетиями данные.

Сегодня антропологи, говоря о “матриархате”, часто приводят в пример какое-то материнско-родовое общество , например: меланезийцы Тробрианских островов, микронезийцы острова Трук в Океании, малайцы-минангкабау Западной Суматры. Основными особенностями большинства этих обществ можно считать следующее: они занимаются мотыжным земледелием (именно поэтому роль женщины достаточно велика, поскольку в мотыжном земледелии женский труд является основным); характерно наличие материнской семьи (матрилинейность и матрилокальность); крепки бытовые связи человека с братом матери; общие интересы супругов слабы и слаба связь детей с отцом; позиция женщины ярко выражена (сохранение религиозных культов). Однако набор таких характеристик ещё не говорит о матриархате.

Надо отметить, что существование матриархата связано, прежде всего, с теми концепциями власти , которые бытуют в современном обществе “западных ценностей”. В обществе сейчас господствует иерархическая концепция “вертикальной власти”, но не все общества строго придерживаются данной разновидности властных отношений. В наше время матриархат – это такая социальная схема, которая полагает своё происхождение от мифической фигуры родоначальницы (“богини” или “королевы).” При этом данная космология существует только в символическом поле; но есть попытки реализовать на практике, когда природные Женские качества, присущие прародительнице, должны оказывать влияние на жизнь не только женщин, но и мужчин. В таких обществах женщины занимаются той деятельностью, которая “вскармливает” материалистическую социальную систему (финансово-социальную систему, материализм), то есть они стремятся контролировать работу общественного механизма. Само понятие “матриархат” было сформулировано как оппозиция к “патриархату” в рамках гегелевской диалектики (то есть если есть патриархат, то должно быть возможно и обратное положение вещей, что, однако, не обязательно). Современное понимание матриархата исходит из резких культурных перемен народов за последние сто лет. Сегодня данная концепция применима к обществам, где создался тупик феминистской рефлексии и отсутствуют глубокие знания о фундаментальных принципах построения отношений , семьи и государства, то есть знания Высших - Родовых, Духовных, Божественных - Принципов.

2. Патриархат.

Патриархат – это авторитет и власть мужчин в семье и в обществе (социуме). Все известные общества являются патриархатными, хотя имеются различия в степени патриархатности и вариации власти мужчин (Гидденс, 699). У специалистов нет ни единого мнения о характере “гендерного” (межполового) взаимодействия в далеком прошлом. Но строгие исследования доказывают, что история человечества изначально складывалась как история патриархата (мужского доминирования) и иерархически выстроенных статусов , в том числе мужского и женского в семье и в государстве.

Данную точку зрения разделяет и, например, Э.Гидденс: “Хотя роли, которые играют в различных культурах мужчины и женщины, могут существенным образом различаться, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины” (Гидденс, 164). Всеобщая распространенность патриархата обусловлена не господством мужской физической силы, а в первую очередь материнскими функциями женщин , ввиду того, что роды и уход за детьми делают женщин реально зависимыми от мужчин во всех отношениях, в том числе и в материальном.

Схожая точка зрения у канадской исследовательницы О’Брайен. Она доказывает, что идеология мужского превосходства находит свое обоснование не в сексуальных отношениях, а в глобальном процессе “человеческого воспроизводства” [продолжении Рода] и в интересах Рода [Бога, то есть Высшей Силы]. И “разделение труда” [сфер деятельности], подтверждающее патриархатный уклад, тоже совершается в интересах Рода. Мужчины и женщины должны быть существа родовыми, а не потакающими своей личной, индивидуальной [эгоистичной] жизни, и должны подчиняются предписаниям Рода [Высших Законов/Принципов].

Ни одна из точек зрения на характер “гендерных” (межполовых) отношений в доисторическую эпоху не получила признания. Очевидно иное: с началом исторического времени (примерно 7-5 тысяч лет тому назад, когда возник тот тип общественной организации, который социологи называют как традиционное общество) патриархат был реальной узаконенной системой отношений в обществе и государстве , в том числе между мужчинами и женщинами. Разделение труда выстроено по принципу взаимодополняемости, но совсем не равноценных ролей . Мужчине отдан внешний мир, культура, творчество, притязания на господство и так далее. Женщине – дом, но и в доме она – существо подчинённое. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совершенно чётко: он – субъект властных отношений; а она – объект его власти. Как справедливо отмечает Р.Айслер, выстроенные таким образом “гендерные” (межполовые) отношения – это самые фундаментальные из всех человеческих отношений; такой принцип “глубочайшим образом воздействуют на все институты общества и на направление культурной эволюции” (Айслер, 25).

Авторитет мужской духовной силы и право силы, утвердившееся в отношениях между полами, – это основание всех известных человечеству иерархических систем – от власти правителей, вождей Рода и “отцов” народов до монархов и диктаторов. И пока “гендерная” иерархия между мужчиной и женщиной сохраняется, существует возможность существования иерархической структуры с иерархической властью .

Такая иерархическая власть опирается не на аппарат физического принуждения и грубого насилия [внешнюю силу], а на методы “культурного воздействия”, на распространение знаний должного [правильного] социального поведения , на методы “социализации” - воспитания и образования , на формирования сознания - осознанности (с помощью традиций и обычаев, языка и примеров в культуре и так далее) [внутренняя сила]. Такие методы надёжным образом дают фундамент власти патриархального [Родового] общества от бунта неосознанных “подчинённых”, то есть от женщин и детей.

В частности, во всех языках понятие “мужчина” равнозначно понятиям “муж” и “человек” , а понятие “женщина” не является синонимом понятия “человек”. Это значит, что только зрелый мужчина [не женщина и не ребёнок] – это полноценный представитель человеческого Рода, формирующий Родовое [патриархальное] общество. А женщина, как и ребёнок, – это лицо не значимое с позиции Родовых Принципов, и поэтому “не включенное” в человеческое общество [в общество зрелых, ответственных и зрелых мужчин]. Таким образом, в том числе и языки показывают патриархатный (патриархальный) принцип мужской [Родовой, вертикально восходящей] власти.

Искажения этой системы отношений - нарушения Родовых Принципов - начались с приходом так называемого “Нового времени “. Французский социальный психолог Ж.Менделя исследовал, что к 16 веку в Западной Европе возник новый тип человека – человека, отделившегося от Рода и даже от своего сообщества, и тогда возник “индивид” [эгоист, не следующих Высшим, Родовым Законам], с собственным личным мнением, с любовью и тоской, и, как следствие, с постоянным одиночеством. (Mendel, 99). Это было результатом кризиса традиционной структуры “гендерных” (межполовых) отношений [Родовых, патриархальных], которая раньше всегда поддерживала Родовые силы [родовые ценности]. Французский философ-женщина Симона де-Бовуар написал в этой связи: “Чем сильнее индивидуализируется [обособляется от Силы Рода] особь мужского пола, чем выше потребность мужчины в такой индивидуализации [эгоизме], тем скорее он будет стараться признавать и за женщиной право на индивидуальность и свободу” (De Beauvoir S., 274). Симона де-Бовуар связывала общий процесс “индивидуализации” [“эгоизации”] человека, обретения им своей “личной судьбы” с его эмансипацией от патриархатных принципов, традиций и обычаев. Эмансипация [желание уйти от выполнения Долга] – это действие субъекта, направленное на иллюзию его собственного “освобождения” от “древних правил”.

Эмансипация сопровождается, по определению выдающегося социолога Макса Вебера, иллюзией “расколдовывания”, “рационализацией” картины мира. Обязательной частью такой рационализации является “очеловечивание” – содержательное изменение отношений между мужчиной и женщиной , которые постепенно превращаются из отношений господства/подчинения в отношения “взаимной ответственности” (взаимности, равенства) или “сознающей свою ответственность в любви” (“делай мне хорошо”) (Вебер. С. 328-334). И выстраиваются уже не по принципу взаимодополняемости , а по принципу взаимозаменяемости . Эти процессы, в конечном счёте, привели к вызреванию в западноевропейском обществе новых т.н. “демократических” ценностей, пронизанных идеей “прав человека”, включая права женщин, но на самом деле к “равенству” по сути неравных.

3. Принципы построения систем – семей, сообществ, организаций, обществ, государств

Любая система или общество строится (1) либо по Принципу Света – Принципу Единоначалия и Иерархии , то есть патриархата , (2) либо по Принципу Тьмы – Принципу равенства /равноправия/любви, то есть матриархата . В патриархате женщина принимает мужчину как главного и соглашается быть ему помощницей. В матриархальных отношениях мужчина соглашается быть на службе у женщины .

В наше время в западном обществе преобладает неосознанный матриархат , потому что государственная система (“Система”) защищает женщину от мужчины . В патриархальном обществе обычные люди служат своим начальникам, начальники служат вышестоящим начальникам, а те служат правителю страны. Правитель служит Богу. Таким образом, выстроенная пирамида отношений восходила к Отцу Небесному, то есть к Богу (Высшей Силе, Абсолюту). Когда разрушили патриархальное родовое общество, то люди стали служить другой силе – Силе денег. Современная система горизонтальная: кто имеет больше денег, тот и прав, тот управляет в системе. Благодаря этому женщины стали “свободными” и “независимыми от мужчин”, а мужчины стали по сути их детьми, не способными ни на что. Эмансипация хороша для мужчины, который желает служить женщине . Но матриархальные мужчины долго не живут, они быстро иссякают. А женщины становятся сильными за счёт мужской энергии . Мужчина является продолжателем Рода, то есть Силы Солнца-Духа (Дажбога/Сурьи ), женщина – продолжательница Природы-Матери, то есть Силы Луны (Лады/Чандры ). В наше время о Роде никто уже не знает. Но все признают “право Природы”, то есть доминирование окружения – общества, народа, большинства…. А если “прав народ”, значит, права женщина, то есть Природа.

В человечестве представлены два типами взаимоотношений – патриархат и матриархат. “Равные отношения ” рано или поздно приводят к матриархальным отношениям . Именно это в наше время наблюдается в обществе. “Равенство”/”равноправие” всё больше приводит к тому, что мужчины вырождаются и деградируют , а женщины становятся сильнее . У человека выбор есть – по какому типу строить свои отношения. А у человечества выбора нет – оно запрограммировано на усиление матриархальных отношений в обществе.

Равенство естественно приводит к бесполости, когда женщины недостаточны в женской силе, а мужчины – в мужской . В романе Герберта Уэллса «Машина времени» путешественник во времени отправляется в мир будущего и видит, что “научно-технический прогресс” (материализм) на Земле привёл к тому, что бесполое человечество достигло состояния “абсолютного покоя”, то есть баланса (“полной гармонии”) как застоя и вымирания.

Родовые (патриархальные) принципы отношений мужчины и женщины :
1. Твоя женщина должна знать, что ты на службе у человека, которого считаешь главой и представителем Рода, которому ты хочешь принадлежать.
2. Объясни своей женщине Родовой принцип устройства семьи – Глава и члены семьи в иерархичных отношениях.
3. Поощряй в своей женщине желание тебе принадлежать полностью без остатка. Всячески пресекай любые попытки женщины присвоить тебя себе – сделать тебя своей собственностью. Она должна знать, что расширять семью – твой долг перед Родом.
4. Жалуй свою женщину, покровительствуй ей, решай её вопросы и нужды только если она старается помогать тебе, также, как ты служишь своему главе.
5. Сексуальные отношения выстраивай таким образом, как тебе это удобно, чтобы женщина ждала их и желала секса с тобой и детей от тебя.

Природные (матриархальные) принципы отношений женщины и мужчины :
1. Объясни мужчине, что Любовь – это самое главное в жизни, и что твой долг – показать ему путь к “большей Любви”.
2. Он должен понять и принять, что ты – Богиня, а он – человек, и что без тебя у него ничего хорошего в жизни не будет.
3. Поощряй в мужчине верность семье в твоём лице. Всячески пресекай любые его попытки самостоятельных решений. Последнее слово должно быть всегда за тобой.
4. Регламентируй сексуальные отношения, чтобы мужчина всегда тебя хотел и ждал секса с тобой в любой момент, когда ты этого захочешь, и даже подумать бы не мог о других женщинах.
5. Помни, женщина в семье – хозяйка, а мужчина – добытчик. Все деньги семьи должны быть у тебя. Не допускай, чтобы у мужчины были свободные деньги. Если у него высвобождается время, займи его работой по дому. Всю тяжёлую и грязную работу по дому должен делать мужчина. Твоя функция – красота, гармония и любовь.

1. ПатриАрхат

1) Вера : Род (Бог);

2) Мировоззрение : Мужчина-Глава;

3) Управление : решения мужчины;

4) Телесность : доминирование мужского тела над женским;

5) Распоряжения материей : мужчина-хозяин.

2. МатриАрхат

1) Вера : Любовь;

2) Мировоззрение : Женщина-Богиня;

3) Управление : решения за женщиной;

4) Телесность : доминирование женского тела над мужским;

5) Распоряжение материей : женщина-хозяйка.

3. НеоАрхат (“равенство”)

1) Вера : “взаимная Любовь”;

2) Мировоззрение : равенство “уникальностей”;

3) Управление : созависимость (“совместное решение”);

4) Телесность : схождение тел, уменьшение различий между телами (“уравнивание полов”);

5) Распоряжение материей : созависимость (“совместное распоряжение”).

// Антон Кузнецов.

(Visited 5 242 times, 10 visits today)

В советской исторической науке, археологии, этнографии и антропологии существование матриархата долгое время не ставилось под сомнение, однако поздние исследования не подтвердили версию о существовании матрицентрированного общества на ранних этапах эры земледелия.

Все западные специалисты согласны в том, что существуют общества, в которых женщины достигли огромного социального признания и власти, превосходящие властные полномочия и авторитет мужчин, так как структура матриархального общества подразумевает строгую иерархию подчинения. Мужчины находятся под властью женщин.

Согласно трудам многих специалистов, в истории не существовало ни одного достоверно известного по каким-либо надежным источникам матриархального общества. .

Однако даже противники теории существования матриархата как этапа развития социума, признают, что в реальности некоторый рост женского статуса всё-таки нередко наблюдался на начальном этапе развития культуры земледелия, они, однако, считают что неправомерно идентифицировать такой рост со «становлением матриархата» . По мнению некоторых исследователей, мотыжное, «огородническое» земледелие произошло от собирательства - типично женского занятия в отличие от мужской охоты. С увеличением роли земледелия в хозяйственной жизни людей увеличилась и роль женщин в обществе Впоследствии, с переходом от мотыжного земледелия к пахотному земледелию и скотоводству, социальная роль женщин упала.

Матрицентрические общества

Общества могут быть признаны матрицентричными по некоторым признакам, таким как: матрилинейность , матрилокальность и авункулизм (такое устройство семейной иерархии, при котором роль главы семейства берет на себя дядя по материнской линии); иногда в качестве признаков матрилинейных обществ рассматриваются групповой брак , гостевой брак и даже полиандрия . Неоспоримым признаком матриархата также является материнское право (неоспоримое право матери на детей, которое вступает в силу после распада брака - дети остаются в семье матери), и порядок распределения и наследования собственности , передается по женской линии. Мужчина не имеет никакой собственности и никаких прав. Таким образом данное общество отличается жеской иерархией, где все женщины имеют полную власть над всеми мужчинами, выражается дискриминацией и частичной тиранией.

Основой типичного матриархального общества обычно являлась матрилокальная община численностью иногда приблизительно в 200-300 человек близких родственников по женской линии. Её возглавляет старшая женщина, иногда её брат. Внутри семейно-родовой группы существуют много мелких семей, состоящих из женщины-матери и её детей и внуков. Из этих семей и складывался материнский род, который коллективно владеет общинной землей. Прочее же имущество является собственностью женщин, и передается от матери дочерям. Обычно в своем роду запрещалось заключать браки, во избежание кровосмешения. И потому обычно такой материнский род состоял в тесных связях с другим родом, с кем обменивался женихами и невестами (так называемая дуальная экзогамия). Иногда дуальная экзогамия перерастает в фратриальный порядок (родовой общности нескольких племен).

Есть и другой вариант матриархального порядка: племя делится на две половины, в одной живут мужчины, а в другой женщины, каждая половина существует автономно и относительно далеко друг от друга и имеет своего лидера. В матриархальных обществах, где религиозную картину мира формирует язычество, отмечается наличие развитого пантеона женских божеств, а также наличие во главе пантеона богов верховного женского божества, олицетворяющего великую Богиню-мать . Примером может служить одно из древнейших направлений индуизма шактизм , или культ богини Астарты в древней Месопотамии. По мере вытеснения матриархата патриархатом, женский пантеон богов заменяется на мужской пантеон. Богини утрачивают свою культово-религиозное значение, они становятся второстепенными персонажами религиозной мифологии. А трон верховного божества вместо Богини-матери занимает Бог-отец. Матриархальные социумы повсеместно встречались в разное время в разных частях света, у различных народов, населяющих Азию , Африку , Европу , Северную и Южную Америку

В настоящее время матриархические общества с относительным доминированием женщин в некоторых сферах общественной жизни сохранились лишь в некоторых районах Тибета, Южной и Юго-Восточной Азии (например, народ ранатхари, проживающий в Индии и Непале, Минангкабау , Кхаси и Гаро) и Африки (Ашанти , Йоруба и другие), где наряду с относительно высоким женским статусом типична также и полиандрия , а также матриархальный уклад сохранился у некоторых народов Микронезии.

Некоторые черты матриархата сохранились в обычаях североафриканской народности туареги , где по-прежнему присутствует матрилинейность и часто матрилокальность, а также наличествует высокая роль женщины в социальной жизни племени. У туарегов в настоящее время также существует различие между мужским и женским письмом. Если мужчины пользуются арабским шрифтом, то среди женщин преимущественно распространено письмо тифинаг. Консонантное письмо тифинаг очень древнего происхождения и восходит ещё к домусульманскому периоду. Так же существует у туарегов понятие «Асри» - это абсолютная свобода нравов у всех незамужних женщин туарегов, граничаший с распушенностью, независимо оттого, являются ли они девушками, разведенными или вдовами. Чем больше у неё любовников, тем выше её репутация. Больше того, у туарегов существует обычай, который обязывает мужа не принуждать свою жену силой. Если она отказывает ему во взаимности, он отправляет её к родителям.

Эти исследования подтверждают археологические раскопки на острове Суматра (Индонезия), изучение истории народа Минангкабау . Минангкабау - народ, сохранивший традиции материнско-родового строя. Матриархат отражает низкий уровень развития обшества. Вто время как патриархат является более прогрессивной формой устройства общественной жизни.

Известно, что в XIII веке в западной части Суматры существовало феодальное матриархальное государство Минангкабау. Материнско-родовая структура у минангкабау очень сложна и многоступенчата. Важнейшая социальная единица - это большая материнская семья «сапаруи», что означает «плоды одного чрева». Её ядро составляют родственники по женской линии, которые происходят от одной прабабки, живут в одном доме и имеют все права на имущество. Пришлая часть - это мужья женщин большой семьи; они принимают определённое участие в жизни сапаруи, где живут, но не имеют права на имущество этой большой семьи. При разводе всё имущество, а также дети остаются в клане жены, а мужчина возвращается в клан матери. Фактически абсолютной собственностью на землю и имущество у Минангкабу обладают только женщины.

Представительница народа Мосо

Также интересные открытия преподнесло изучение жизни народности Мосо (Mosuo), входящую в группу народа Наси (все имеют сходные обычаи), в провинции Сычуань (Китай), которые живут в типичном матриархальном укладе, не изменившимся с самых древних времен. Изучение матриархального уклада народности Мосо опровергает распространенное заблуждение о бесправии мужчин в матрицентрированном обществе. У мужчин в племени Мосо - своя важная функция: они отвечают за ритуалы, защиту, молятся о благополучии семьи. В принятие важных решений касающихся жизни и благополучия племени их голос так же далеко не последний. При этом в племени наличествуют все основные признаки матриархата, мужчина никогда не покидает семью матери, не занимается воспитанием своего ребёнка, да и имя отца ребёнку зачастую неизвестно. Воспитанием детей активно занимаются мужчины семьи - братья матери. Привычное сызмальства всем народам слово «отец» в лексиконе Мосо отсутствует. Однако матриархальные семьи Мосо - часто многодетные, даже несмотря на ограничение рождаемости Китае в последнее время.

Система свойства и родства свидетельствует о господстве у далеких предков карачаевцев /балкарцев материнского рода, основанного на материнском праве, и матриархальных порядков в древности. Родственников по линии матери они считают более близкими, чем по линии отца.

Матриархат в истории и мифологии

К наиболее древним литературным источникам свидетельствующим о существовании матриархальных обществ можно отнести древнегреческие мифы об амазонках . До недавнего времени считалось что сказания об амазонках, как об обществе воинственных женщин, живущих без мужей, воспитывавших дочерей в воинском духе, подчиняющихся строгой иерархии и дисциплине, являются выдумкой античных авторов. Однако последние раскопки на юге России подтвердили предположение, что миф об амазонках мог быть основан на исторических фактах. Были найдены курганные захронения знатных женщин, в могилу которых было положено драгоценное оружие, мечи, луки и стрелы. Что свидетельстововало о том, что эти женщины при жизни занимались военным ремеслом.

В 1998 году в Острогожском районе Воронежской области было открыто уже шесть могил амазонок. Об этом сообщает газета МК от 11.11.1998 г. : «Как установили специалисты института, это были женщины 20-25 лет (средняя продолжительность жизни человека в то время составляла 30-40 лет), среднего роста и современного телосложения. В их могилах помимо оружия нашли золотые серьги, детали веретена, костяной гребень с изображением гепарда и практически в каждой гробнице - бронзовое или серебряное зеркало».

Судя по деформации бедренных костей, эти женщины много скакали верхом. Во многих курганах были погребены мужчины, но в других находились женские скелеты, а рядом с ними лежали богатые погребальные дары и ценное оружие. Эти курганы относятся к той эпохе, когда широко распространился миф об амазонках.

Анализ генетического материала помог уточнить, какого пола были кочевники, погребенные в приволжских курганах. В одном из раскопов археологи собрали более 110 наконечников стрел, а ведь это было женское захоронение. Исследователи сделали вывод, что там похоронена весьма именитая персона. Значит, женщины этого племени шли в бой рядом с воинами-мужчинами, и может быть, даже играли главную роль - были царицами или полководцами.

С приходом эры феминизма все больший интерес стала представлять мысль об «идеальном матрицентрированном обществе» - золотом веке человечества. Появились новые религиозно-культовые практики, являющиеся отголоском древних матриархальных религий. Одним из таких направлений является Викка , последователи которой отрицают «мужской» монотеизм с образом Бога-отца и признают «двуполый» монотеизм, в котором верховное божество является супружеской парой или соединением Богини-матери и её супруга.

Среди поклонников жанра Фэнтези хорошо известна раса темных эльфов - Дроу , общество которых можно охарактеризовать матриархальной тиранией.

Высмеивает идею матриархального общества в самом крайнем его проявлении польский фильм Секс-миссия , в котором герои попадают в будущее, где воцарился полный матриархат ввиду гибели всех мужчин. Аналогично в фильме Лития (За гранью возможного) рассматривается вариант общества без мужчин, так же образовавшегося в результате разрушительной войны.

См. также

Примечания

  1. "Matriarchy" // Encyclopædia Britannica , 2007.
  2. Steven Goldberg (англ.) русск. , The Inevitability of Patriarchy (англ.) русск. , (William Morrow & Company, 1973).
  3. Joan Bamberger "The Myth of Matriarchy: Why Men Rule in Primitive Society" // M. Rosaldo and L. Lamphere, Women, Culture, and Society . - Stanford, California: Stanford University Press (англ.) русск. , 1974). - 263-280 pp.
  4. Robert Brown, Human Universals , (Philadelphia: Temple University Press (англ.) русск. ), 1991.
  5. Steven Goldberg (англ.) русск. , Why Men Rule (англ.) русск. , (Chicago, Illinois: Open Court Publishing Company (англ.) русск. , 1993).
  6. Cynthia Eller, The Myth of Matriarchal Prehistory (англ.) русск. : Why an Invented Past Won’t Give Women a Future . - Boston: Beacon Press (англ.) русск. , 2001). ссылка
  7. Jonathan Marks, "Essay 8: Primate Behavior", // The Un-Textbook of Biological Anthropology , 2007. - P. 11 .
  8. Encyclopaedia Britannica describes this view as «consensus», listing matriarchy as a hypothetical social system. "Matriarchy" Encyclopædia Britannica , 2007."
  9. А. В. Коротаев Джордж Питер Мердок и школа кросс-культурных исследований // Бюллетень: Антропология, меньшинства, мультикультурализм 3 (2003): 19-74.
  10. Льюис Мамфорд . Миф машины. Глава VII. Сад, дом и мать
  11. О понятии матрицентричность см., например: Korotayev A.V. , Kazankov A.A. Regions Based on Social Structure: A Reconsideration // Current Anthropology (англ.) русск. . - 2000. - № 41/5. - P. 668-690
  12. Heide Goettner-AbendrothШаблон:Ref-Heide Göttner-Abendroth русск. Modern Matriarchal Studies Definitions, Scope and Topicality // Society of Peace 2nd World Gongress of Matriarchal Studies, San Marcos and Astin, Texas USA. - 29/30 - October 1/2, 2005
  13. женщины не признающие власти мужчин
  14. Матриархат // Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 320 с ISBN 5-232-00878-1 .
  15. Традиции народа Минангкабау
  16. http://www.ethnomuseum.ru/
  17. Козьма Пражский . Шаблон:Книга:Чешская хроника
  18. http://czech-info.ru

Литература

  • Косвен, М. О. Матриархат. История проблемы. М., Изд. АН СССР, 1948.
  • А. В. Коротаев Джордж Питер Мердок и школа кросс-культурных исследований // Бюллетень: Антропология, меньшинства, мультикультурализм 3 (2003): 19-74 .

Матриархатом в истории принято называть гипотетическую форму устройства общества, при которой власть принадлежала представительницам прекрасного пола. Теория о нем возникла в противовес доминирующей на протяжении многих веков в науке патриархатной. Однако достоверного подтверждения существования такой модели общества на сегодняшний день не имеется.

Появление теории матриархальной формы общества

Теория о матриархате как форме правления женщин обязана своим появлением Л. Г. Моргану, И. Я. Бахофену, Ж.-Ф. Лафито. Эти европейские ученые, жившие в разное время, внесли весомый вклад в науку, и прежде всего - в борьбу с представлением о доминировании в истории патриархальных обществ.

В чем суть матриархата? Для матриархального общества в теории характерны такие черты, как:

  • матрилинейность - отслеживание родовых связей, происхождение и наследование по материнской линии (например, братьями и сестрами считаются только единоутробные, и т.д.); со сменой матриархальных устоев на патриархальные сменяется патрилинейностью;
  • матрилокальность - супруг приходит в род матери жены; мужчины живут в доме матери, так же как их сестры по матери и их дети;
  • материнское право на детей - в случае развода они остаются с матерью;
  • авункулизм - во главе рода становится дядя по материнской линии.

Заблуждения о матриархате. Теория Бахофена

В советской теории о первобытном строе гипотеза о существовании общества матриархата в доисторические времена оставалась признанной до середины ХХ века, в западном же эволюционизме - до его начала. Она получила право на существование благодаря труду Бахофена «Материнское право», изданному в 1861 году. Античный философ и ученый Аристотель считал, что патриархатная семья изначально доминировала в общественном устройстве.

Бахофен же, опираясь на античную мифологию, утверждал, что матрилинейность в обществе предшествовала патриархальным устоям. Для ее обозначения ученый использовал термин «гинекократия».

Л.Г. Морган и Ф. Энгельс о матриархате

Теория Бахофена получила развитие в книге американского антрополога Л. Г. Моргана «Древнее общество», изданной в 1877 году, в которой была выдвинута гипотеза о материнском роде как начальной, допатриархатной форме родового устройства. Она получила развитие в известной работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.). К концу ХІХ века представление о существовании в истории человечества эпохи матриархата стало не только популярным, но и общепризнанным.

Гипотезы ученых основывались на отдельных этнологических, археологических и антропологических данных, однако весомых доказательств существования первобытного матриархата представлено так и не было. Матрилокальность, матрилинейность и иные признаки матриархального общества и сегодня присутствуют у отдельных племен. Однако это не является доказательством существования в прошлом матриархального общественного уклада.

Амазонки

Античный миф об амазонках в свое время считался одним из доказательств существования общества, в котором женщины играли доминирующую роль. Согласно ему, племя амазонок, обитавшее на территории современной Турции, состояло исключительно из женщин-воительниц. Для воспроизведения его численности амазонки вступали в связь с мужчинами из других племен, причем из младенцев они оставляли только девочек. Родившихся мальчиков убивали либо отправляли к их отцам.

Упоминания о племени амазонок встречаются в трудах Плутарха, о них сообщает Гомер. Их образы запечатлены на античных вазах, рельефах, скульптурах. Что такое матриархат в данном случае? Здесь мы видим радикальную его форму, при которой даже присутствие мужского пола на территории племени не допускалось. Однако необходимо помнить, что история об амазонках - не более чем миф, не нашедший убедительного исторического и документального подтверждения. Наиболее поздние сведения об амазонках в исторической литературе датируются эпохой правления Александра Македонского.

Примеры матриархата в современном обществе

Некоторые народы и народности сохранили матриархальные черты до сегодняшних дней. По мнению ученых, матриархальный строй, если он и существовал когда-либо, со временем уступил место патриархальному обществу как более развитому и совершенному. Переход от матриархата к патриархату, таким образом, произошел естественным образом в ходе прогресса. Безусловно, существуют и патриархальные племена, ведущие образ жизни, весьма далекий от того, к которому привыкли жители крупных городов. Однако ни одно из обществ (или объединений) матрицентричных не достигло высокого уровня развития.

Туареги

Представителя племени туарегов считают себя потомками Тин Хиниан - полулегендарной царицы, которая якобы была амазонкой и прибыла в Хогар с территории нынешнего Марокко со служанкой Такамат. По легенде, царица Сахары, как ее еще называют, убивала всех своих поклонников, прибывавших к ней с предложением руки и сердца. Вместе с Такамат они положили начало роду туарегов, причем от царицы произошли благородные его представители, а от служанки, соответственно, слуги. Туареги еще больше укрепились в своих представлениях после того, как в 1925 году в Ахаггаре было найдено древнее женское захоронение, отличавшееся пышностью. Многие из них считают, что найденные останки принадлежат царице Сахары.

Для племени туарегов характерны основные черты гипотетического матриархата: матрилинейность, матрилокальность, матрилатеральный брак. Официально они придерживаются ислама, однако подавляющее большинство мужчин-туарегов имеет по одной жене. Что такое матриархат в племени туарегов? Женщины здесь пользуются почетом и уважением. Их в детстве обязательно обучают грамоте, мальчиков же это требование не касается. Это единственный известный народ, в котором мужчина обязан закрывать лицо с того момента, как ему исполнится 18 лет. На женщин же это правило не распространяется. Восемнадцатилетний юноша надевает платок - лисам, скрывающий лицо от самых глаз, который во время еды разрешается опускать до подбородка. Согласно древнему обычаю, увидевший лицо туарега должен был быть убит.

При этом в общественном устройстве туарегов много и патриархальных черт. Так, во главе племени стоит вождь, который, однако, не имеет всей полноты власти, ведь его мать может наложить запрет на любое принятое решение.

Народность мосо

Небольшая народность мосо, насчитывающая всего 57,5 тысяч человек, проживает в Китае, вблизи от тибетской границы. Китайское правительство считает мосо и народ наси одним и тем же народом, но культурные отличия между ними имеются.

Мосо широко известны как народ с матриархальными устоями. Что такое матриархат применительно к этому народу? Родословная и наследование у них ведутся по женской линии, во главе семьи стоит женщина. Они практикуют гостевые браки, и отец ребенка женщины мосо может быть неизвестен ей самой, так как она может состоять в отношениях одновременно с несколькими мужчинами. Хотя в наше время это скорее исключение: отцы принимают участие в жизни потомства, дарят подарки к праздникам, а дети навещают отцов в их домах. Но основные заботы о потомстве ложатся на плечи матери и ее семьи. Мужья, равно как и жены, не переходят на жительство в дома супругов, и общего имущества у них нет.

Естественно, дети живут в семье матери. Мужей и жен как таковых у мосо не существует. Семья бездетной женщины берет на воспитание ребенка из другой семьи, который имеет те же права, что и родные дети. Приемная девочка может впоследствии возглавить семью и стать матриархом.

Женщины мосо занимаются домашней работой и ухаживают за скотом. На плечах мужчин - охота, рыбная ловля, работа в поле, а также религиозные церемонии. Все важные решения в семье принимают именно женщины, а не мужчины, и ребенок после рождения получает фамилию матери, а не отца. Безусловно, народность мосо не является полностью матриархальной, однако гостевой брак, матрилинейность и материнское право на детей позволяют причислить его к матрицентричным.

Минангкабау

Народность Минангкабау, проживающая в Индонезии и насчитывающая около 7 млн представителей (4 из них - на о. Суматра), является самой многочисленной с матриархальными устоями. У нее присутствует матрилокальная организация поселений, и все население материнских общин под названием нагари принадлежит к одному из четырех родов по женской линии, называемых суку. По преданию, 4 рода произошли от легендарных матерей-прародительниц. Они подразделяются на кампуэнг (кэмпунг) - основные сельскохозяйственные единицы, которые, так же как и суку, имеют своих советников и старейшин. Это большие матрилинейные семьи, включающие несколько поколений. Для них характерны расчленение на джураи, включающие три-четыре поколения, взаимовыручка и взаимопомощь. Важные решения принимаются на семейных советах.

Инициативу в сватовстве проявляют родные невесты. После свадьбы супруги ночуют в доме жены, но мужья чаще всего с утра отправляются в дом своей семьи, где живут их матери.

«Матриархат» в России

Отдельные черты гипотетических матриархальных или матрицентричных обществ можно обнаружить во многих странах, в том числе и в России. Так, согласно особенностям отечественного семейного права, доминирует материнское право на детей, то есть при разводе они остаются с матерью почти в 90 % случаев. Более того, мать имеет возможность запретить отцу детей видеться с ними. Российская семья является в определенной степени матрицентричной, то есть мужчины часто предпочитают устраняться от решения семейных проблем, ограничиваясь добыванием средств к существованию. Женщина в среднестатистической российской семье, в отличие от западных стран, имеет доступ к деньгам мужа, и раздельные финансы у супругов, в отличие от западных стран, в наших семья скорее редкость.

Женщины в России имеют право избирать и быть избранными, они могут работать на разных должностях, вплоть до высших эшелонов власти.

Черты патриархального уклада в российском обществе

Вместе с тем, как отмечается в рядке публикаций, российское общество все же имеет больше патриархальных черт, нежели матриархальных. Мальчика с детства приучают к мысли, что он - будущий глава семьи и обязан принимать важные решения, девочек же учат быть мудрыми, гибкими, «шеей» для мужа-«головы», подстраиваться под его желания и избегать конфликтов, заботиться о супруге и детях. Кроме того, во многих случаях мужчины при условии одинакового образования, квалификации и пр. зарабатывают больше женщин. Случаи домашнего насилия в России по-прежнему не редкость. В помощь потерпевшим создаются кризисные центры однако многие женщины стесняются или просто не считают нужным обращаться в них, считая побои или психологическое насилие в семье обычным делом. Таким образом, говорить о матриархате в нашей стране если и можно, то скорее с оттенком иронии. Признаки и патриархата, и матриархата присутствуют в нем в равной степени.

Современное состояние теории

В настоящее время теория матриархата практически не имеет сторонников в ученых кругах. Нет никакого подтверждения, что в определенную эпоху существовал такой общественный порядок. Более того, исторические данные показывают, что на протяжении всех этапов развития человечества существовало относительное равноправие мужчин и женщин, и они выполняли свои собственные социальные роли. Представления о периоде матриархата как об эпохе главенства женщин во всех сферах, таким образом, можно считать ошибочными.

В середине ХХ столетия проблема гипотетического матриархата отошла на второй план. Обсуждались в основном матрилинейность и патрилинейность и порядок их чередования в истории тех или иных сообществ. Термин «матриархат» в основном стали применять к укладу в известных матрилинейных племенах.

Вместо заключения

В современной науке термин «матриархат» не используется, хотя в бытовом значении он употребляется нередко - например, для подчеркивания доминирующей роли женщин в тех или иных ситуациях, в семье, учреждении и т. д. О его роли как гипотетического общественного уклада вспоминают довольно редко. Таким образом, на вопрос о том, что такое матриархат, можно ответить так: это гипотетическая форма устройства общества с доминирующей властью женщин, существование которой на сегодняшний день наукой не подтверждено.

Вне зависимости от отношения ученых того или иного времени к разделению всего исторического процесса, в целом мало кто сомневается сегодня в том, что исходным этапом становления общества являлся первобытнообщинный строй. охватывал достаточно обширный временной промежуток. Начался он с самого появления людей на Земле и продолжился до формирования первых государственных структур и классовых групп.

Человек и общество

Любой социум являет собой в определенной степени целостный организм. Эта система отличается тем либо иным уровнем урегулированности, организованности и упорядоченности взаимодействий внутри нее. Это говорит о том, что любая форма предполагает наличие определенной управленческой структуры (социальной власти). Кроме того, характерным является процесс регулирования поведения людей посредством определенных правил и норм. Первобытнообщинное общество существовало больше миллиона лет. Это был самый продолжительный исторический этап.

Социум и управление

С того момента, как возникает общество, сразу же появляется необходимость в установлении управления. Во время первобытного строя у каждого члена социума были свои собственные интересы, без согласования с которыми общество существовать не могло. Это обусловлено тем, что именно они выступали решающим личностным регулятором. Человек и общество не могут существовать отдельно друг от друга. Обеспечение нормальной жизнедеятельности, а также прогрессивного развития социальных взаимосвязей необходимо объединить с личными интересами. В этом случае социум будет стремиться к достижению общего блага. Однако следует отметить, что соединение возможно при сочетании индивидуальной и социальной выгоды. Такая комбинация достигается преимущественно благодаря присутствию в социуме правил поведения и власти, проводящей в жизнь и обеспечивающей эти нормы. В зависимости от того, кому принадлежит лидирующая роль в управлении, образуются патриархат, матриархат и равноправие. Во втором случае власть сконцентрирована в руках женщин. Одним из характерных признаков самого раннего строя являлся именно матриархат. Что это за система? Разберем далее.

Определение

Итак, матриархат - что это такое? Само понятие имеет греческие корни. Дословно переводится как "господство матери". Другое название этой власти - гинекократия. Как уже было сказано, история матриархата уходит в далекое прошлое. Это понятие применяют при определении типа правительства, которое было сформировано исключительно из женщин либо в котором доминирующая роль принадлежала именно им. Как вообще появился этот термин - "матриархат"? Что это господство дало женщинам?

Появление гипотезы

Предположение о существовании гинекократии связано с такими исследователями, как Морган, Бахофен, Лафито. В советской археологии, истории, антропологии, этнографии идея о существовании матриархата совершенно не ставилась под сомнение в течение весьма продолжительного времени. Но проведенные впоследствии исследования подтвердили гипотезу о матрицентрированном социуме на самых ранних стадиях земледельческой эры. Большинство специалистов сходится во мнении, затрагивая понятие "матриархат", что это та структура, в рамках которой женщины не просто достигли власти. Их господство, социальное признание стали превосходить авторитет и полномочия мужчин. Некоторые авторы в своих трудах, между тем, опровергают факт существования хотя бы одного социума, в котором было бы явным господство женщин в течение продолжительного периода. В то время как другие находят подтверждение о том, что и сейчас имеет место "современный матриархат". Каковы же причины появления этой социальной системы?

Как возник матриархат?

Что это за структура, мы выяснили. Теперь следует понять, какие факторы способствовали возникновению данной системы. Некоторые исследователи, в том числе и противники гипотезы о существовании такого этапа в становлении социума, признают все же, что некоторое усиление статуса женщины в реальности отмечалось нередко на начальных этапах формирования культуры земледелия. Как считает ряд авторов, "огородническое", мотыжное возделывание почвы пошло от собирательства. А этот вид деятельности, в свою очередь, считался типично женским занятием. Со временем повысилось значение земледелия. А вместе с этим усилилась роль женщины в социуме. Впоследствии пахотное возделывание почвы пришло на смену мотыжному. Вместе с этим снизилась и роль женщины. Матриархат в мог существовать в разных видах. Однако вне зависимости от этого структура имела свои особенности. Именно они позволяли отличать ее от прочих.

Признаки системы

Существует несколько особенностей, при наличии которых можно говорить о матриархальном обществе: матрилинейность и матрилокальность. Немаловажное значение имеет и такой признак, как авункулизм. Это такая семейная система, при которой роль главы принадлежит дяде по материнской линии. В некоторых случаях как особенность социума, в котором доминирует женщина, выступает полиандрия, гостевой или Матриархат в семье проявляется и таким неоспоримым признаком, как материнское право. Оно явно действует при разводе. В этом случае дети остаются с матерью или в ее семье. Кроме того, порядок распределения и наследования собственности передается также по женской линии. Это основные особенности, которые отличают матриархат и патриархат.

При этом нельзя сказать, что мужчины не имеют привилегий и прав. Они могут проживать со своими сестрами по материнской линии и их детьми. Единоутробные сестры и братья при этом будут считаться родственниками. В целом можно сказать, что семья формируется не вокруг отца, а около матери. Но при всем своем различии матриархат и патриархат имеют много общего. Например, мужчины, вне зависимости от условий проживания, выполняют одни и те же задачи. В частности, в их функции входит обеспечение защиты, решение сложных вопросов, воспитание детей.

Матрилокальная структура

Общество в данном случае насчитывало порядка двухсот-трёхсот человек. Все они были близкими родственниками по женской линии. Внутри такой родовой группы существует множество мелких структур. Состоят они, как правило, традиционно из матери, ее детей, внуков. Из них, собственно, складывается род, коллективно владеющий общинной землей. Во главе всей этой структуры стоит самая старшая женщина, а в некоторых случаях - ее кровный единоутробный брат. Земля считается коллективной собственностью. Остальное имущество принадлежит женщинам. Оно передается по наследству дочерям от матери. Как правило, внутри своего рода браки запрещены - во избежание кровосмешения. В связи с этим такая структура состояла в близких отношениях с другой группой. Между ними происходил обмен невестами и женихами.

Разделение по полам

Этот вариант существования социума предполагал формирование двух групп внутри одного рода. В одной проживали исключительно мужчины, а в другой, соответственно, женщины. В каждой подсистеме был свой собственный лидер. Для обеих групп была характерна автономность. Следует сказать, что в тех матриархальных системах, в которых формирование религиозной картины находилось под влиянием язычества, преобладали женские божества, во главе которых была великая Богиня-мать. В качестве примера можно привести шактизм - одно из ранних направлений индуизма - культ древней Месопотамии. С течением времени на смену матриархату пришел патриархат. В связи с этим женский пантеон божеств был заменен мужским. Богини стали утрачивать свое культовое и религиозное значение, превращаясь во второстепенных персонажей древней религиозной мифологии. В итоге трон Богини-матери переходит к Богу-отцу. Нужно отметить, что матриархальный уклад общества встречался в разное время повсеместно практически во всех частях света, у разных народностей, населявших Африку, Азию, Европу, Америку (как Южную, так и Северную).

Древние источники

Древнегреческие мифы о существовании амазонок можно отнести к наиболее ранним сведениям о матриархальных обществах. В течение длительного периода считалось, что эти сказания - выдумка античных авторов. Но недавно факт существования обществ воинственных женщин, проживавших без мужей и воспитывавших своих дочерей в воинском духе, был все-таки доказан.

Археологами были обнаружены курганные захоронения. В могилы знатных женщин были уложены мечи, стрелы, луки, драгоценное оружие. Это прямо указывало на то, что занимались они военным ремеслом. В Воронежской области в 1998-м году было найдено шесть таких могил. В них были погребены женщины в возрасте от 20 до 25 лет (следует сказать, что в среднем продолжительность жизни в то время была не более сорока лет). Все найденные амазонки имели средний рост и современное телосложение. В могилах, кроме оружия, были обнаружены детали веретена, драгоценные серьги, гребень из кости с изображением гепарда. Почти в каждой могиле было серебряное либо бронзовое зеркало. Судя по тому, как были деформированы их бедренные кости, можно сделать вывод о том, что женщины много ездили на лошадях.

Во многих могилах обнаружены и мужские останки. Проведенный анализ имевшегося генетического материала позволил установить пол кочевников, которые были обнаружены в приволжских курганах. Во время одних раскопок было обнаружено более ста наконечников от стрел именно в женском захоронении. По многим признакам исследователи сделали вывод о том, что здесь была похоронена очень знатная женщина. Все это говорит о том, что девушки-воины шли рядом с мужчинами в бой, а в некоторых случаях, может, и сами были полководцами или царицами, исполняя роль главнокомандующих.

Сильные матриархальные обычаи присутствовали в структуре управления массагетских народностей. Достаточно убедительным доказательством значительности роли женщины в жизни племен считается эпическая каракалпакская поэма "Сорок девушек" ("Кырк кыз"). В ней рассказывается о многочисленных подвигах девушек-воительниц. Следует сказать, что мотив женщины-богатыря прослеживается в эпосе многих народностей. Однако сюжет о дружине воительниц присутствует в Средней Азии исключительно у каракалпаков. Необходимо обратить внимание на то, что черты женщины-воина прослеживаются не только в поэмах и сказаниях, но и в обрядовых костюмах невесты. Каракалпаки до самого начала 20-го столетия сохраняли обряды и традиции, восходившие к древнему пласту их развития, который многие исследователи как раз связывают с матриархатом.

Исследования

Гита Готнер-Абендорт в своих трудах определяет понятие матриархата достаточно широко. Одну из своих книг автор представила как "исследование социумов, сформированных за пределами принципов патриархата". Другими словами, Готнер-Абендорт определяет матриархальную систему как общество, в котором доминирование мужчины по половому признаку сведено к минимуму либо вовсе отсутствует. Данные выводы подтверждают раскопки археологов на и результаты исследований жизни племени минангкабау, которое сохранило традиции и культ материнского родового строя. Следует сказать, что в данном случае внутри системы управления племени доминирующая роль принадлежала исключительно женщине. Мужчины же фактически не имели прав и считались "пришлыми". Несколько иная ситуация складывалась в племени мосо, проживающем на территории провинции Сычуань. В племени сохранилась традиционная матриархальная система. Несмотря на главенствующую роль женщины, мужчины выполняют не менее важные задачи: они молятся о благополучии, отвечают за ритуалы. А их голос при принятии важных решений и обсуждении племенных вопросов далеко не последний.

Власть женщин сегодня

Матриархат в современном мире сохранился только в некоторых областях Юго-Восточной и Южной Азии, Тибета, Африки. При этом надо сказать, что даже в этих структурах доминирование женщин считается сегодня относительным. По такой системе, например, проживает народ ранатхари, населяющий Непал и Индию, гаро, кхаси, минангкбау и прочие. В этих племенах вместе с высоким статусом женщины имеет место и полиандрия (многомужество). Определенные черты истинного матриархата сохранились и у туарегов. Здесь наблюдается матрилокальность и матрилинейность. Кроме того, женщины наделены высоким правом принимать участие в решении социальных племенных вопросов. У туарегов по сегодняшний день имеет место и явное различие мужского и женского письма.

Заключение

Считается, что матриархат представляет собой отражение достаточно низкого уровня развития общества. В противовес представляется социум, где доминирующая роль принадлежит мужчине. Существует мнение, что патриархат - более прогрессивный тип развития социальной структуры. Однако при этом многие современные системы, где доминируют мужчины, продолжают пребывать в состоянии дикости и неинформированности. Они бесконечно отдалены от достижений современного мира, цивилизации. Эти народности до сих пор проживают в шалашах и пещерах. Поэтому говорить о том, что социум перешел от матриархата к человечности, не совсем верно и корректно. Главенство мужчины в социальной структуре совершенно не говорит о том, что система обладает способностями развиваться в культурном, техническом или научном плане. Вместе с этим, нельзя не сказать и о роли женщины в сфере государственного управления. Например, показательным можно считать монархию в России. Как известно, власть передавалась по наследству, и достаточно часто царствование переходило к женщинам. В эти периоды, по мнению многих исследователей, явно проявлялся матриархат в России. Хотя, несомненно, многие мужчины-правители заслуживают глубокого уважения.

1. Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции?

Именно о революции в эпоху неолита позволяет говорить переход от присваивающего типа хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Это привело к изменениям во всех сферах жизни и деятельности людей.

2. Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации?

Переход от присваивающего типа хозяйства к производящему не зафиксирован письменными источниками, так как письменности тогда ещё не существовало. Потому мы может только строить гипотезы и причинах и ходе этого процесса. Популярна теория, согласно которой люди, всё более совершенствуя орудия охоты, истребили или почти истребили дичь, на которую охотились. Но земледелие возникло во всего нескольких довольно локальных очагах. Например – на территории так называемого Плодородного полумесяца. На тех землях именно во время неолитической революции происходили значительные климатические изменения: в результате дальнейшего отступления ледника далеко на севере, в Плодородном полумесяце саванна уступала место полупустыни с отдельными оазисами. Крупные животные, а за ними и люди отступали к оазисам и в долины рек, где оказались в ловушке окружённые пустыней. Именно там, в оазисах и долинах рек, тоже попавшие в ловушку люди встали перед лицом голода из-за резко сократившейся численности своей дичи.

3. Расскажите о переходе от присваивающего к производящему типу хозяйства.

Возможно, освоение производящего типа хозяйства происходило в результате цепи случайностей. Охотники случайно оставляли в живых детёнышей убитых животных и приносили их домой, случайно съедали не все собранные семена и т. п. Весьма правдоподобны версия о необходимости, которая заставила задуматься о результатах таких случайных экспериментов (изложена в ответе на предыдущий вопрос). Но важно подчеркнуть, что освоение, по крайней мере, земледелия, произошло благодаря случайности эволюции. Спелые семена диких сортов злаковых осыпаются, как только их тронешь. Человечество очень повезло, что в результате случайной мутации появились виды, семена которых крепче держались за стебли. В дикой природе такие растения имели меньше шансов на выживание, но именно они оказались пригодны для того, чтобы их смог выращивать человек, потому их, в отличии от сородичей, можно собирать, связывать в снопы, а только потом выколачивать из колосьев зерно.

4. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и на обмен. Какие предметы использовались в качестве эквивалента стоимости товаров?

Первое разделение труда – это разделение на одних людей, которые добывают пищу (занимается земледелием и скотоводством) и других, которые изготовляют те или иные предметы (например, посуду или орудия труда). Последние называются ремесленниками. Таким образом, если раньше в рамках одной семьи производилось всё необходимое, то теперь тем, кто не выращивал ни растений, ни животных, нужно было получать пищу, а земледельцам и скотоводам нужно было получать продукцию ремесленников. Это привело появлению к обмена. В качестве эквивалента обмена до изобретения настоящих денег использовали так называемые товаро-деньги (скот, соль, редкие раковины, шкурки определённых животных с ценным мехом и т. д.). Процессы обмена продукцией вызвали усложнение общественных отношений, так как будучи новыми для общества, они требовали новых механизмов регулирования.

5. Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности.

Появление в результате обмена эквивалентов этого обмена, которые являлись ценностями;

Накопление благодаря обмену у некоторых людей большего числа ценностей, чем у других;

Лучшая жизнь (возможность лучше питаться, одеваться и т. д.) благодаря накопленным ценностям;

Возможность для людей, имеющих больше ценностей, делиться с соплеменниками, позволять и им лучше питаться и одеваться в обмен на уважение.

6. Объясните понятия: «матриархат», «патриархат». Подумайте, как связаны между собой складывание частной собственности и переход к патриархату.

«Матриархат» означает главенствующую роль женщин в обществе и счёт родства по материнской линии, соответственно «патриархат» – главенствующую роль мужчин в обществе и счёт родства по отцовской линии. Согласно теории, восходящей к Л. Моргану, переход от матриархата к патриархату привёл к возникновению института семьи, а появление семьи серьёзно повлиял на накопление ценностей (а значит и на складывание частной собственности), поскольку позволял передавать накопленное по наследству.

7. На каком этапе развития произошло выделение языковых групп?

Существующие ныне языковые группы сложились в эпоху энеолита в V-IV т. до н.э. Но это само по себе не означает, что на Земле не было представителей других, более древних не сохранившихся до нашего времени языковых групп.

8. Какие изменения произошли в человеческом обществе с началом освоения металлов?

Орудия труда из металла, в отличии от таковых из камня, можно чинить (в крайнем случае, переплавить). Кроме того, сама металлургия – дело не простое. В начале человек стал использовать медь, вскоре перешёл на бронзу. Изготовление качественной бронзы, то есть смешение олова с медью в нужных пропорциях с соблюдением необходимых условий – непростое дело. Появление металлургии вело к усложнению технологий ремесленников. Кроме того, медь и олово – относительно редкие металлы, и почти всегда их месторождения находятся в отдалённых друг от друга областях. Потому использование бронзы также привело к развитию обмена, передачи материалов в конечном счёте на большие расстояния. Всё это вело к усложнению общественных отношений, а значит способствовало возникновению первых государств (хотя вряд ли было единственным фактором, который привёл к появлению этих государств).

Что еще почитать