Как играть с малышом в 3 месяца. Способности и умения. Игра «Слышу звон»

В период 3 месяцев когда вы разговариваете с малышом, он в ответ не только лишь гулит, но также улыбается вам, постоянно размахивая ручками и ножками, чтобы еще сильнее привлечь к себе внимание. Это явление называют комплексом оживления. Оно является важнейшей ступенью развития ребенка. Таким образом младенец сообщает, что он доволен или удовлетворен общением с ним и ожидает ласки или игры, которые ему необходимы.

Ребенок совершенствуется в искусстве беззубых улыбок и начинает пробовать их уже на всех попавшихся в поле зрения взрослых. Ребенок привлекает к себе внимание взрослых с помощью заливистого и искреннего смеха.

Ребенок бодрствует около 4-5 часов в сутки, теперь он может фиксировать взглядом предметы в течение нескольких минут, он поднимает не только голову, но и плечи и лежит, опираясь на предплечья. Ребенок будет всеми силами стремиться перевернуться на живот, и иногда ему удается сделать пол-оборота – то есть повернуться со спины на бок. Малыш пытается перекатиться от одного края кроватки к другому, перебирая ручками и ножками одновременно, используя все части тела. А это уже хотя и простейшие, но навыки передвижения!

Когда вы берете малыша под мышки, он упирается уже своими ножками, сгибая их в тазобедренных суставах, пружиня ими. И хотя он еще не может устоять, но, упираясь, укрепляет ножки. А это важно для его развития, так как он скоро начнет ползать.

Даже если кроха лежит на спине, он не останется без дела. Он начинает ритмично размахивать ручками и ножками, так ребенок тренируется перед грядущими походами и забегами. Ручки ребенка живут пока своей жизнью, он уже начал обращать на них внимание. Однако научиться ими управлять не так легко. Малыш уже пытается не просто дотянуться ручкой до висящей погремушки, а так задеть ее, чтобы она издала звук. Однако теперь, прежде чем схватить предмет, ребенок долго смотрит на него, как будто взвешивает, стоит ли предмет его усилий.

Малыш продолжает увлеченно гулить, осваивает новые звуки, например «ай», «эй». Скажите ребенку несколько ласковых слов, дождитесь его улыбки и замолчите, когда ребенок «гукнет» (вам придется запастись терпением, обычно ребенку требуется несколько минут на то, чтобы «обдумать услышанное»), скажите еще что-нибудь и снова терпеливо ждите ответа. Постепенно ребенок научится «поддерживать беседу» — и связь между вами станет еще крепче. Вероятнее, пройдет несколько дней, и вы во время очередного разговора услышите веселый смех вашего ребенка.

Игры и игрушки для 3-х месячного ребенка

Крохе нужно внимание родителей и близких людей. Ему нравится, когда мама и папа берут его на руки, разговаривают и общаются с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки.

Теперь во время бодрствования малыш не просто созерцает, но изучает окружающий его мир, используя свои возросшие возможности, которые готов с радостью реализовать в игре.

Вряд ли можно теперь точно сказать, какая из игр развивает именно зрение, какая слух и т. д. Игры для детей этого возраста – это игры комплексного развития младенца. И чем больше вы будете играть с ним, чем разнообразнее будут ваши игры, тем лучше будет развиваться ваш кроха.

Продолжайте с крохой , и добавляйте к ним новые.

  1. Обычные воздушные шарики способствуют развитию зрения и координации движений. Привяжите шарик к руке малыша так, чтобы, двигая рукой, ребенок наблюдал за его движением и со временем смог установить взаимосвязь между движением руки и шарика.
  2. Закрепите мобиль на расстоянии 15–20 см от глаз ребенка. Не подвешивайте на мобиль много игрушек – достаточно 2–3. И не забывайте менять игрушки через 4–5 дней, ведь малышу необходимы новые «объекты» исследования.
  3. Подвесьте над кроваткой погремушку (лучше всего на расстоянии приблизительно 45 см от глаз), которую ребенок сможет отводить рукой, стремясь схватить, случайно задевать. Младенцу очень важно разобраться в том, что, ударяя погремушку, он двигает ее, и это становится причиной шума.
  4. Колокольчики подвешиваются к мобилю или над кроваткой ребенка так, чтобы он мог достать их руками. К концу 3-го месяца жизни малыш поймет, что, дотрагиваясь до игрушки, он заставляет ее звучать.
  5. Оденьте ребенку на запястье тряпичный яркий браслет с колокольчиком, застегивающийся на липучку. Эта игрушка способствует развитию координации движений рук и развитию слуха. Браслет надевайте попеременно то на правую, то на левую руку.
  6. Возьмите малыша на руки, дайте ему потрогать юлу. Потом раскрутите ее и, после того как она начнет гудеть, скажите: «Послушай, как поет юла!».
  7. Играя с неваляшкой, покажите малышу, как она раскачивается. Услышав мелодичный звон, улыбнитесь и скажите: «Ты слышал?», со временем малыш сможет играть самостоятельно.

Занятия с ребенком 3-х месяцев

1. Ласковое прикосновение

Вашему малышу понравится, если вы проведете по его животику или спинке перышком или кусочком мягкой материи. Слегка подуйте на его личико, животик. Покажите ребенку разноцветные платочки – яркие цвета мгновенно притянут внимание вашего малютки.

2. «Ой, что звенит?»

Повесьте крохе на руку колокольчик и научите его сознательно им звонить. Благодаря этой игре ребенок знакомится со своим телом и тренирует слух.

3. Прятки

Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позовите его по имени. Ребенок будет искать вас взглядом. Сделайте так, чтобы младенец нашел вас, а потом спрячьтесь снова. Но теперь не просто зовите его, а пойте песни или читайте детские стихи.

4. Кукольный театр

В этом возрасте вы уже можете надевать на пальчики младенца пальчиковые куклы и зверюшек, устраивая с ним различные «представления», объясняя, что это кошечка, которая «говорит» «мяу, мяу», а это собачка, «говорящая» – «гав, гав, гав».

5. «А ну-ка, отними!»

Повесьте любимую игрушку ребенка на веревочке и поднесите ее к нему так, чтобы он мог ее схватить. Как только младенец потянется за игрушкой, отодвиньте ее от него. И так несколько раз, пока не дадите ему возможность самостоятельно схватить эту игрушку. Эту возможность ему надо дать крохе раньше, чем у него появятся признаки утомления.

6. «Покатаемся на мяче?!»

Малыш наверняка с удовольствием будет «кататься» на большом надувном мяче. Положите на него малыша на животик, а потом перекатывайте вместе с ним мяч: вправо-влево, вперед и назад. Поддерживайте ребенка, так как для поддержания своего равновесия младенец должен приложить еще много усилий и одному ему с этим просто не справиться.

7. Наблюдательный пункт

Когда ребенок спит, ему не нужны посторонние, но когда он бодрствует, ему необходима компания. Если вы всей семьей обедаете за столом, положите ребенка на диван так, чтобы он мог вас видеть (только подальше от края). Если вы готовите, прикатите детскую коляску. Если на полу нет сквозняков, то можно постелить ребенку на полу, на твердой поверхности он быстрее научится переворачиваться, чем на мягкой кровати.

8. Подними голову и посмотри на игрушку

Нужно: яркая, звучащая погремушка, колокольчик, барабан и т.д.

Вы кладете ребенка на живот на расстоянии 30-40 см от игрушки. Встряхивая игрушку и извлекая звук, побуждаете ребенка прислушиваться, поднять голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того, как ребенок 1-2 раза поднимет голову, рассматривая звучащую игрушку, надо перевернуть его на спину, дать возможность рассмотреть звучащий предмет. Затем игру можно повторить. При последующих занятиях надо менять игрушки.

9. Первые путешествия

Нужно: заводная музыкальная игрушка (танцующий мишка, зайчик, бьющий барабан, и т.п.) или просто звучащая игрушка (ярко-желтая «крякающая» уточка, звенящая матрешка-неваляшка).

Вы берете ребенка на руки вертикально (но не сажаете его), давая опереться на свое плечо, другой рукой поддерживаете его за спину (вариант: плотно прижимаете спину малыша к своему животу и удерживаете его под коленями). Подносите малыша к полочке, расположенной на уровне его глаз, где стоит 1 яркая игрушка (матрешка-неваляшка, или ярко-желтая уточка, или какая-либо заводная игрушка) среднего размера (20-20 см). Поворачиваетесь к полочке так, чтобы ребенок хорошо видел игрушку, и даете ему возможность самостоятельно найти ее глазами. Затем вы устраиваете ребенка в удобной позе (например, на диване) и активно показываете ему игрушку, встряхивая ее, заводите (если она заводная), обращаетесь к ребенку со словами: «Посмотри!», «Послушай!», называете игрушку, выделяя название голосом, чуть замедляя свою речь. Затем, если малыш не устал, можно повторить все действия, удаляя и приближая к нему игрушку.

10. Сожми и пощупай

Нужно: твердые, мягкие, пружинящие шарики и валики, обшитые или обернутые различной тканью (шарики диаметром 2,5 см – можно использовать мячики для пинг-понга; валики длиной 7-8 см, толщиной сечения 1,5 см; толстые карандаши, фломастеры, ручки).

Вы вкладываете шарик в середину ладони сначала правой, затем левой руки ребенка. Валики вкладываются поперек ладони так, чтобы их можно было обхватить четырьмя сложенными пальцами (большой палец отводится). В первый момент вы придерживаете предмет в ладони ребенка, побуждая к более сильному рефлекторному схватыванию и удерживанию руками (в 2 месяца – 2-3 сек, в 3 месяца – до 10 сек). За одно занятие вы можете вложить поочередно 3-5 предметов в каждую руку, чтобы ребенок мог ощутить их свойства (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость, легкость, тяжесть и пр.)

11. Бей, что есть силы

Нужно: погремушка, мягкая игрушка или картонная рожица, бельевая резинка, шерстяная нить.

Вы натягиваете бельевую резинку поперек кроватки и с помощью шерстяной нити подвешиваете на ней мягкую игрушку или погремушку так, чтобы ребенок мог дотянуться до нее вытянутой рукой. Несколько раз покажите вашему лежащему на спине ребенку, как можно стукнуть по игрушке кулачком, и пусть он упражняется. Если движение или звук напугали ребенка, уберите игрушку. Через несколько секунд попробуйте снова.

Литература: 1. Елена Первушина. Настольная книга молодой мамы. Счастливый малыш: от рождения до 2 лет. 2. Валерия Фадеева. Настольная книга российской мамы.

В 3-4 месяца жизни новорожденного знаменуется интенсивным увеличением показателей роста и веса. Ребенок ест и спит большую часть суток, тем временем организм приспосабливается к новой для него среде. Некоторым родителям кажется, что в этот период их чадо не нуждается в общении и развитии. Это не так, однако заметна потребность малютки в психологической, социальной и физической активности становится лишь к концу 3 месяца жизни малыша.

В этот период кроха начинает проявлять активный интерес к своему окружению, ярким или движущимся предметам, речи людей, звонким звукам. Он заметно реагирует на обращение к нему взрослых и их интерес, осознанно улыбается, узнает значимых взрослых, особенно единственную мамочку.

В 3 месяца малыш уже становится забавным и игривым, способен узнавать близких ему людей, постоянно требует внимания. Также он готов к восприятию новых объектов с подачи мамы и папы

Значит ли это, что ребенок в 3 месяца сам способен совершенствоваться без грамотной помощи взрослых (см. также: )? Находясь в социальной среде, до определенного уровня ребенок способен развиться самостоятельно. В этот период он учится по принципу «делаю, как ты». Он усваивает стереотипы поведения взрослых их способы эмоционального реагирования, но если не уделять время игровой деятельности, в будущем это будет иметь негативные последствия. Поэтому многие заботливые родители задаются вопросом, как не упустить момент для развития той или иной сферы и соотнести свои ожидания с возможностями малыша.

Развитие двигательной сферы

Развитие координаторных навыков в 3 месяца только начинается:

  • Ребенок научается управлять собственным телом. Двигается малютка уже несколько свободнее и плавнее. Он потягивается, вытягивает ручки и ножки, тянется к игрушкам и хватает их, разжимает кисти.
  • Яркие предметы и игрушки, которые можно погрызть и которыми можно позвенеть, начинают его интересовать.
  • Он может лежать на животике достаточно продолжительное время, поднимать голову и верхнюю часть тела, опираясь на предплечья.

С трех месяцев кроха готовится к ползанию и сидению, делает попытки перевернуться, некоторые малыши уже могут это делать. В этот период ваше чадо интересуется своими ручками и ножками. Может играть с ножками. Предметы, до которых может дотянуться, подвергаются ощупыванию и осмотру.

Если у родителей есть финансовая возможность, они приобретают своим 3-х месячным крохам дорогостоящие сложные игрушки, но в этом нет особой необходимости. Ребенку нужны простые и яркие вещи, с помощью которых мама сможет с ним успешно заниматься.


Игрушки для малыша в 3 месяца должны быть яркими и привлекающими внимание, а также полностью безопасными. Он с удовольствием будет ощупывать их, пробовать на зубок, дергать ручкой и тянуться к ним

Подвижные игры для развития тела младенца

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В период бодрствования младенцу нужно предлагать игрушки, которые удобно хватать (например, с кольцами):

  • Если это погремушка, ручку малютки с зажатой в них игрушкой можно потрясти, чтобы показать ему, как можно погреметь.
  • Если кроха хорошо берет и удерживает игрушку, можно показать, как игрушку переложить из одной руки в другую. Со временем он поймет, какие именно движения приводят к появлению мелодичных звуков.
  • Над кроваткой также следует развешивать игрушки (колокольчики, шумелки, предметы разной формы и структуры). Детки начинают различать форму предмета и отдельные его детали.

Чему учить малыша в 3 месяца?

  1. Для обучения ползания перед малюткой кладут полюбившуюся ему игрушку, за которой он будет с энтузиазмом тянуться, кроха лежит на животике, в то время как мама дает возможность малышу упереться ножками в свою руку.
  2. Обучению переворотам помогает следующая развивающая игра: кроху кладут на спинку, и рукой, которую мама кладет ему под плечо, малыша покачивают и переворачивают (см. также: ).
  3. Для тренировки мышц, которые понадобятся растущему человечку, чтобы сидеть, его кладут на спинку, берут за ручки и приводят в сидячее положение, затем плавно опускают на спинку, слегка покачивая. Как правильно делать упражнения, можно посмотреть на видео, либо попросить помощи у участковой медсестры или врача.
  4. В 3 месяца ребенку могут назначить массаж, который проведет специалист. Такой массаж поможет устранить гипертонус, укрепить ослабленные мышцы (если такое явление наблюдается) (рекомендуем прочитать: ). Подробнее об этом в видео-школе доктора Комаровского:

Развитие сенсорной сферы

Любые сенсоры способны развиваться, только если они задействованы. Привыкнув к окружающей обстановке, которая уже больше вызывает интерес, нежели пугает, крошка, как и любой человек, перестает воспринимать привычные звуки, как нечто достойное внимания. Они превращаются для него в привычный шум.

Поэтому, чтобы сенсоры и обрабатывающие их информацию мозговые центры работали, нужно время от времени менять звуковые раздражители, то есть менять погремушки, давать игрушки с разными мелодиями. Это поможет не только развлечь и рассмешить ребенка, но и упражняться с малышом, развивая его слух.

Трехмесячный кроха прекрасно вычленяет из общего звукового ряда голос мамы и актуальных взрослых, при обращении к нему он оживляется, двигается более активно. Основой для развития сенсорной сферы младенца являются:

  • разговор с малышом (описание процесса одевания или внешней обстановки);
  • пение детских песенок;
  • похлопывание по поверхности в такт музыке;
  • прослушивание детских песен;
  • использование в занятиях шумящих, свистящих, пищащих предметов.

Разговор мамы с малышом или пение колыбельных для него - значительная составляющая близких взаимоотношений. Даже если кажется, что ребенок пока не способен уловить смысл, стоит знать: он ориентируется на интонацию, на те чувства и энергию, которые вкладываются в слова

Игры для развития сенсорики

В домашних условиях любую деятельность для малыша можно превратить в игровую и развивающую. Для детей этого возраста очень важно обучаться воспринимать окружающий мир:

  • осязать;
  • обонять;
  • видеть;
  • слышать.

В этом возрасте основным способом познания окружающего мира являетсяанализ тактильных ощущений. Именно поэтому очень важно предлагать не только яркие игрушки, но и разные по форме и по материалу:

  • дерево;
  • пластик;
  • ткань самая разнообразная, от меха до бязи;
  • живые листики, настоящие овощи и т.п.

Занимаясь с малюткой, свои действия нужно обязательно комментировать. Например, можно говорить так: «Это кубик, он твердый, желтого цвета, пластиковый», также полезно показывать части тела и лица у себя и у него, называя их и т.д.

Хороши для маленьких детей и занятых мамочек детские мобили на кроватку. Особенно интересны музыкальные варианты. Движение фигурок привлекает внимание малыша и может его занять в период бодрствования, пока мама делает важные дела, а негромкие мелодии способны даже убаюкать кроху.


Каждая игра, в которой ребенок касается, трогает и ощупывает что-либо, отлично подходит для развития его мозговой деятельности и мелкой моторики

Хорошо забытое старое

  • Хороши в этом возрастном периоде игры, имеющие глубокие исторические корни, например, «сорока-белобока» - это и «обучалка» для крохи, и массаж, и способ стимулировать некоторые зоны мозга.
  • «Ладушки» тренируют внимание, координаторные функции и память.
  • «Ку-ку» часто безумно нравится деткам, игра способна не только развлекать вашего ребенка, но и тренирует когнитивные функции мозга. В мире современных технологий эти простые, но полезные игры незаслуженно позабыты.

Одним из самых увлекательных занятий для маленького человека в три месяца является изучение его конечностей. Он способен довольно длительный период посвятить разглядыванию своих рук или игре с ногами. Для того чтобы превратить игровую деятельность в обучающую, маме понадобиться немного фантазии. Цветные носочки с разными зверушками или мордочками станут отличными помощниками. Их можно надеть как на стопы, так и на ручки.

Некоторые детки увлеченно рассматривают цветастые ткани, некоторые активно щупают их, а другие просто снимают, тренируя координацию, развивая точность движений. Однако проводя с трехмесячным малышом полезные и интересные занятия, важно не перестараться. Если ребенок устал, хочет спать или просто не настроен на занятия, перенесите их на другое время.

Как заниматься с ребёнком третьего месяца. В какие игры можно играть с ребёнком в 3 месяца. Игры для ребёнка в 3 месяца. Игрушки для ребёнка в 3 месяца. Музыка для ребёнка в 3 месяца.

Как развивать зрение, слух и двигательные способности ребёнка в 3 месяца .

В этом месяце вы можете ввести новую игру — начните общаться вместе с малышом у зеркала. Возьмите его, подойдите к зеркалу и спросите, показывая на отражение: «Кто это?» Посмотрите на реакцию. Вы и сами можете покрутить головой, погримасничать, построить рожицы — малышу это будет очень интересно. Если дома есть пластиковое зеркало, прикрепите его к стенке кроватки, тогда ребенок будет себя разглядывать, тянуть ручки к своему отражению.

Рис. Малыш с интересом разглядывает себя в зеркальце

Как развивать зрительное восприятие ребёнка

Игры с ребенком, когда он следит за игрушками, могут продолжаться. Но в отличие от первых месяцев вы уже смело можете:

увеличивать амплитуду движений .

Малыш способен расширять поле своего зрения и следить за предметом на более длительном расстоянии. Но делайте эти движения не торопясь; менять направление движения игрушек.

менять направление движения игрушек .

Передвигайте игрушку вверх и вниз, кругом, чтобы ребенок расширял амплитуду слежения и внимательно смотрел за передвигающимся предметом, плавно поворачивая голову.

СЛУШАЕМ И СМОТРИМ!

Ваш малыш умеет не только следить глазами за перемещением какого-либо предмета. Поиграйте с ним в «прятки». Вы увидите, что ребенок не отводит глаз от шторки, за которую вы спрятались, уже не ищет по всей комнате, а ждет вашего возвращения именно оттуда, куда вы пропали. Он поворачивает голову и направляет взгляд туда, откуда должен появиться пропавший из поля зрения предмет.

Как развивать слуховое восприятие ребёнка

Для игр, развлечений и «развивалок» хорошо использовать самые разные виды одного предмета. Например, колокольчик, звуки которого благотворно действуют на психику. Сначала используйте маленький, потом чуть крупнее, а потом можете звенеть и большим колокольчиком. Не торопитесь! Пусть малыш сам найдет глазами этот новый и интересный для него звучащий предмет и сосредоточится, вслушиваясь в его звуки.

Рис. Используйте при играх с малышом колокольчики

Слушайте вместе тихую музыку

Дети замечательно воспринимают сложную классическую музыку. Правда, чтобы насладиться Моцартом или Чайковским, им достаточно 3-5 минут. Учтите это, чтобы не перегрузить слух малыша. Наблюдайте за ребенком в это время. Очень скоро вы увидите, что он узнает многие произведения, когда вы их включаете, и заметно оживляется при их звучании.

Запишите или подберите самые разные мелодии: плавные, бодрые, маршевые, веселые, грустные, сентиментальные. Это хорошо развивает эмоции малыша.

Во время музыки танцуйте в такт вместе с ребенком, держа его на руках, качайте, можете даже слегка подбрасывать его.

Напевайте колыбельные песенки без слов и со словами перед засыпанием.

Собираясь купаться, приговаривайте:

Будет (имя) — куп-куп,

По водичке — хлоп-хлоп,

В ванну быстро — прыг-прыг,

В ванне ножкой — дрыг-дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

При кормлении ребенка ласково приговаривайте:

(Имя) будет маму слушать,

Детка наша будет кушать.

Кушать детке дам-дам,

В первый год ребенок развивается очень быстрыми темпами. Новые умения появляются буквально ежедневно, и очень часто малыши «выдают» целый комплекс новаций разом, совершая настоящий скачок. Особенно показательным в этом плане является третий месяц жизни малыша.

Развитие ребенка в 3 месяца – результат всего того, чему малыш научился за прошедшее время. После того, как закончилась адаптация к новым условиям и способу существования, ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Его физическое, психическое, эмоциональное и социальное развитие входит в активную фазу.

Можно выделить основные «достижения», которые демонстрирует ребенок в 3 месяца:

  1. Благодаря интенсивному развитию подкожно-жировой ткани 3-месячный ребенок «округляется»: его тельце становится пухленьким, появляются щечки и складки-перевязочки на конечностях.
  2. В физическом плане малыш приобретает новые умения. К 3 месяцам дети осваивают переворот со спинки на животик, а лежа на животе, могут в течение нескольких минут приподниматься, опираясь на предплечья.
  3. Начинает вырисовываться подобие режима дня: спать и бодрствовать ребенок начинает примерно в одни и те же часы, поэтому маме становится проще планировать свой день. .
  4. Начинается период, когда малыш все пробует «на зуб».

Ну а теперь более подробно поговорим о развитии ребенка во всех сферах.

Рост и вес

Физическое развитие ребенка всегда очень волнует и родителей, и педиатров. Ежемесячные визиты в поликлинику сопровождаются не только общим осмотром, но и измерением веса и роста. Вообще, показатель нормы роста и веса является очень условным. Для ребенка в 3 месяца можно примерно ориентироваться на следующие цифры:

  • Вес 3-6 кг.
  • Рост 54-64 см.

На рост и вес влияют разные факторы: вес и рост при рождении, тип питания, генетика. Таблицы, которыми пользуется большинство педиатров, разрабатывались советскими специалистами и составлены на основе данных о детях, получающих искусственную смесь.

таблица прибавки роста и веса (клик для увеличения)

В настоящее время многие мамы настроены исключительно на грудное вскармливание, поэтому параметры малыша могут отличаться от табличных цифр. Для педиатра это может быть поводом говорить о недоборе или избытке массы тела, но если вы кормите грудью, запомните, что на ГВ прибавки могут быть от 0,5 до 2 кг. Перекормить ребенка грудным молоком просто невозможно, недокормить можно только в том случае, если нарушена техника вскармливания (). Например, если мама не позволяет малышу находиться у груди столько, сколько он требует, или часто меняет грудь.

Мамам грудничков стоит спокойнее относиться к несовпадениям роста и веса ребенка с некими цифрами. Если ребенок активен, кушает, спит, изучает окружающий мир, если он писает не менее 12 раз в день и какает 6-8 раз, у него растут волосики и ногти – значит, он в полном порядке.

Рефлексы в три месяца

Поведение младенца и совершаемые им действия регулируются с помощью рефлексов и инстинктов. Большинство рефлексов новорождённых уже угасают к 3 месяцам. Так, например, в этом возрасте наличие следующих рефлексов может указывать на неврологическую патологию:

  • поисковый рефлекс (в ответ на поглаживании уголка губ ребенок поворачивает головку в сторону раздражителя и открывает рот);
  • хоботковый рефлекс (прикосновение к верхней губе приводит к тому, что ребенок вытягивает губки в виде хоботка);
  • рефлекс Бабкина (при надавливании пальцем на ладошку малышу, он открывает рот и совершает головкой движение вперед).

Некоторые рефлексы ещё могут сохраняться. Например, рефлекс Моро, выражающийся в том, что ребенок вскидывает ручки и растопыривает пальчики, когда его укладывают на спину или приподнимают его ножки над поверхностью. Этот древний рефлекс эволюционно выработан для защиты ребенка от падения.

А вот сосательный рефлекс и рефлекс ползанья в 3 месяца ещё очень ярко выражены, поскольку они непосредственно участвуют в выживании и гармоничном развитии ребенка.

Новые умения

Два основных умения, которые формируются к 3 месяцам:

  • умение переворачиваться со спинки на животик;
  • умение приподнимать голову и плечи с опорой на предплечья.

В этом вопросе тоже нет строгих норм. Кто-то из малышей совершает все эти действия уже в три месяца, кто-то начинает делать первые попытки только ближе к 4-5 месяцем. У каждого маленького человечка своя скорость развития, поэтому если малыш здоров и не имеет никаких неврологических проблем, он обязательно научиться переворачиваться и приподниматься ().

Кстати, процесс овладения новыми навыками можно немного ускорить. В этом родителям помогут следующие советы:

  1. К стандартной ежедневной гимнастике добавьте упражнение, стимулирующее перевороты. Малыш лежит на спинке, его правую ножку нужно приподнять, придерживая за голень, и повести налево, как бы перекидывая ее через тельце. Этот в момент в переворотах является для ребенка самым сложным, потому что именно он придает всему телу импульс для совершения движения. Позже детки научаются сами отталкиваться от горизонтальной поверхности.
  2. Добросовестно выполняйте весь комплекс упражнений, который рекомендуют педиатры. В основе всех новых физических навыков лежит общее хорошее развитие тела и мышц малыша.
  3. Поспособствовать развитию второго умения можно очень простым способом: регулярно укладывайте ребенка на живот. А чтобы лежать в такой позе было интересно, разложите перед ним яркие игрушки. Отличным вариантом для этого возраста является развивающий коврик. На нем малышу не будет скучно ни на спине, ни на животике. Многие коврики имеют небольшое круглое зеркальце в комплекте. Рассматривать там свое отражение, лежа на животе – увлекательное занятие.

Старайтесь часто хвалить малыша за все его достижения, хотя с этим, обычно не бывает проблем: мамы и папы искренне радуются, когда видят, что умеет любимое чадо.

Ещё один совет касается безопасности: после того, как малыш научился переворачиваться, не оставляйте его одного на высоких поверхностях (на диване или пеленальном столике). На таких поверхностях ребенку можно находиться только со взрослым, иначе он может упасть и даже получить травмы. Если вам нужно выйти из комнаты – переложите кроху в кроватку или шезлонг.

Читаем:

Развитие психики и эмоциональной сферы (психическое развитие в три месяца)

Психическое и эмоциональное развитие к 3 месяцам тоже набирает обороты. В первую очередь очень активно развиваются органы чувств и базовые психические функции.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Зрение

Значительно изменилось зрение. Теперь ребенок умеет следить взором за движущейся игрушкой, способен всматриваться в объект. Это значит, что у малыша развивается предметное восприятие: он начинает воспринимать предмет как комплекс свойств, и чем большим количеством органов чувств он может воспринять предмет, тем большую информацию о предмете наблюдения он получит. Именно поэтому малыши так любят не только рассматривать, но и пытаться укусить или облизать все, что попадает в ручку.

Слух

Слух ребенка тоже развивается и совершенствуется. В возрасте 3 месяцев малыш уже прекрасно вычленяет разные звуки из общего фона, безошибочно может определить источник звука, и, конечно, уже очень хорошо знает родные голоса. На мамин голос малыш поворачивает головку в ее сторону и улыбается.

Ощущение и восприятие для ребенка в 3 месяца являются главными психическими процессами, благодаря которым происходит изучение окружающего мира. Эти два процесса происходят во всех сферах чувствования: зрение, слух, обоняние, осязание. Малышу очень нравится трогать пальчиками разные поверхности и предметы, облизывать погремушки, рассматривать картинки и лица людей, наслаждаться разными звуками.

Огромный прогресс наблюдается и в эмоциональной сфере. В 3 месяца дети начинают дарить свои первые осознанные улыбки, самые искренние и открытые. Главной новацией этого возраста является «комплекс оживления» — яркая эмоциональная реакция, которую демонстрирует ребенок при появлении близкого взрослого. «Комплекс оживления» проявляется не только в улыбках. Малыш начинает активно гулить, шевелить ручками и ножками, всеми способами показывая, как он рад видеть родного человека.

Питание и сон

Как мы уже говорили, к трем месяцам начинает формироваться режим дня. Этот режим еще будет неоднократно меняться, но для мамы уже появляется какая-то определенность и возможность планировать свои дела. В основном малыш, как и новорожденный ребенок, проводит время за едой и сном, но уже появляются периоды активного бодрствования. Главные вопросы в связи с этим: сколько ест и сколько спит трехмесячный малыш?

Сон, как и раньше, занимает большую часть суток. В таком возрасте дети спят в сумме до 17 часов. Обычно из них 9-10 часов приходятся на ночь, а остальные распределяются на 4 дневных сна.

О еде можно сказать очень много, но мы сосредоточимся на основных моментах.

Если питание ребенка — это смесь из бутылочки, то режим и объем кормлений определяется рекомендациями производителей адаптированной смеси. Дети, находящиеся на естественном вскармливании, сосут грудь по первому требованию и находятся у груди столько, столько им это нужно.

Для мам, кормящих грудью, полезно будет знать, что 3 месяца – время скачка роста и лактационного кризиса. Это своего рода переломный момент, который очень важно пройти успешно.

Читаем:

Ребенок активно изучает мир, поэтому с прикладыванием к груди могут возникнуть трудности. Многие мамы рассказывают, что ребенок начинает вертеться, оглядываться рассматривать все вокруг, отвлекаясь от груди. В организме у мамы тоже происходят некоторые изменения: к этому времени лактация налаживается, и женщина перестает чувствовать приливы.

Не зная о таких особенностях, беспокойное поведение малыша у груди и отсутствие приливов мама может истолковать как недостаток молока и начать докорм смесью. Делать этого не стоит. В самый критический период, который длится всего пару дней, лучше сосредоточиться на ребенке и постоянно предлагать грудь, отложив все домашние и личные дела – это поможет сохранить лактацию и успешно преодолеть сложный момент.

Педиатры старой закалки и любящие бабушки не редко начинают настаивать на введении прикорма в 3-месячном возрасте. Обычно речь идет о яблочном соке, а затем и пюре. Для детей, находящихся на грудном вскармливании, эти рекомендации уже давно не актуальны.

Читаем:

Чем занять кроху — игры с ребенком

В моменты активного бодрствования малышу уже не интересно просто лежать в кроватке. Любознательный карапуз стремится к этому, чтобы увидеть и услышать что-нибудь новое и интересное. Забавная игралучшее занятие с ребенком.

Игры в этом возрасте достаточно простые и короткие. Здорово, если игра сопровождается веселой потешкой или просто стихотворением. Дело в том, что в 3 месяца уже начинает развиваться речь. Ребенок издает первые звуки, которые на научном языке называются предречевыми вокализациями. Это протяжные гласные звуки: у-у-у, а-а-а, э-э-э. Для полноценного развития речи просто необходимо слышать слова и звуки. Фольклорные произведения подходят для младенцев как нельзя лучше, ведь они специально сочинялись нашими предками и произносятся всегда нараспев.

В рамках игры можно сделать пальчиковую гимнастику, массаж ладошек и стоп, или предложить малышу потрогать своей ручкой разные фактуры (кусочки ткани, крупа и др.). Игры с погремушкой – тоже отличный вариант для 3 месяцев.

Можно предложить ребенку рассматривать крупные картинки в книжке, обязательно проговаривая и называя все предметы и детали. Сами картинки для такого возраста должны быть весьма схематичными и простыми.

Общение с ребенком важно не только во время игр. Разговорами с малышом необходимо сопровождать каждый контакт с ним, будь то одевание на прогулку или смена подгузника. Речь должна быть эмоциональной и спокойной. Для ребенка это не только способ развития, но и показатель маминой любви и принятия, а это даже важнее, чем новая информация и навыки.

Чем занять 3-х месячного ребенка (видео)

Третий месяц жизни. Календарь развития ребенка и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Мы с вами подробно обсудили, как и чем заниматься с двухмесячным малышом, чтобы он правильно и своевременно развивался, а сегодня пришло время узнать о том, .

Трехмесячный малыш становится для вас очень интересным партнером по играм, ведь он уже умело демонстрирует разнообразные эмоции и активно выражает свое отношение к предложенной вами игре с помощью жестов, мимики и звуков голоса.

Что же должен уметь Ваш малыш к концу 3 месяца?

Двигательные навыки
  • Поворачивается со спины на бок
  • Сидит при поддержке за руки
  • В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на ладони
  • Рассматривает свои ручки
  • Рассматривает и захватывает висящую игрушку
  • Находит глазками источник звука
  • Нормально реагирует на спокойную и ритмичную музыку
  • Радуется маме
  • Смеется в ответ на обращение
  • Поддерживает ручками грудь мамы или бутылочку
Звуки, речь
  • Длительно гулит
  • Смеется:-D

Уверена, что с помощью сегодняшней подборки игр и занятий вам будет легко порадовать вашего кроху, и вы снова и снова будете слышать веселый детский смех. Да-да, именно в этом возрасте ваш малыш впервые не просто улыбнется вам, но и начнет смеяться. Кто знает, может быть, это произойдет именно во время одной из следующих игр?

Время на игры

В возрасте 3-х месяцев кроха уже сравнительно много времени проводит в состоянии активного бодрствования – до 3,5 часов, так что времени для новых игр и занятий у вас достаточно. Но не забывайте периодически повторять игры и занятия, которые запомнились и понравились вашему ребенку в предыдущие месяцы жизни. Старайтесь каждый раз немного дополнять и усложнять их, чтобы поддерживать интерес ребеночка и сохранять развивающий эффект занятий.

Игры и занятия

А сейчас поговорим, как развивать ребенка в 3 месяца с помощью игр и упражнений.

Перевороты

Для начала небольшая разминка. Ваш трехмесячный малыш, скорее всего, уже умеет переворачиваться со спинки на бочок . Если нет, попробуйте делать с ним следующее упражнение. Малыш лежит на спине на пеленальном столике или на диване. Мягко согните ножки крохи в коленях и наклоните их в сторону. Ребенок повернется за коленями.

Поскольку в этом возрасте ребенок уже вполне сознательно тянется за игрушкой, вы можете стимулировать повороты на бок с помощью яркой . Дайте малышу схватить игрушку и обязательно похвалите кроху. Когда ребенок хорошо освоит повороты на бок, можно переходить к следующему этапу – учиться переворачиваться на животик .

Чтобы помочь крохе поворачиваться через левый бочок, поднимите его левую ручку над головой, а согнутую правую ножку наклоните влево. Во время выполнения этого упражнения работают мышцы спины, живота и шеи, поэтому оно очень хорошо подготавливает ребенка к будущим самостоятельным переворотам.

Другие идеи активных игр вы найдете в статье « «.

Тактильная перчатка

Помните, как мы с вами делали массаж пальчиков с помощью перчатки с нашитыми на нее кусочками материалов разной фактуры? Это упражнение сейчас тоже очень актуально, поскольку кроха начинает активно ощупывать все, что попадается ему в руки. Вы можете быть уверены, что вашего трехмесячного малыша заинтересуют следующие занятия для развития тактильных ощущений .

Самодельная тактильная книжка

Подберите кусочки различных тканей и материалов – замша, шелк, мех, атлас, шерсть, велюр, вельвет, флис, пластик, полиэтилен, фольга, хозяйственная губка, вата, губка и т.д. (чем больше разных материалов вы сможете подобрать, тем лучше). Теперь наклейте на кусочки картона с помощью двустороннего скотча – у вас получились тактильные странички, которые можно скрепить ленточкой или цепочкой.

Таким же способом вы можете превратить любую книжку в тактильную. Например, купите дешевые книжки-картонки и наклейте кусочки разных материалов в подходящих местах прямо на иллюстрации в книжке (голубой атлас на место озера, кусочек меха на спинку барашка, вату на облака и т.д.). Позвольте крохе исследовать книжку вдоль и поперек, но только под вашим контролем. Помните, что все, что попадается трехмесячному крохе в руки, рано или поздно окажется у него во рту. Не теряйте бдительности.

Маленький совет: при желании используйте подобранные вами лоскуточки для создания сенсорного лото, которое вы сможете использовать для занятий с малышом, когда он немного подрастет. Подробный мастер-класс .

Волшебный мешок

Еще одно «долгоиграющее» развивающее пособие, с которым будет интересно играть вашему малышу в 3 месяца и, возможно, в 3 года (по крайней мере, мой сын с удовольствием играет с мешочком в 2,5 года). Для этой игры вам понадобится непрозрачный тканевый мешочек (а в первое время я использовала коробку), в который вы сложите самые разные интересные предметы для вашего маленького исследователя.

Это могут быть игрушки из шоколадных яиц, резиновые мячики из зоомагазина, пробки от шампанского, резиновое колечко-эспандер, деревянные, пластиковые, металлические, костяные фигурки, кусочек губки, щетка для одежды (чистая, конечно), детали от конструктора и т.д.

Естественно, изучать содержимое этого волшебного мешочка кроха сможет только под вашим присмотром, но зато сколько удивительных открытий его ждет! Проговаривайте ощущения малыша, когда он ощупывает новую добычу, называйте цвет, форму, материал, из которого сделан предмет, – все это пойдет на пользу не только , но и речевому развитию ребенка.

Кроме того обогащать сенсорный опыт малыша можно и нужно во время купания и переодевания — об этом вы можете прочитать в нашей статье « «.

Откуда звук?

Для развития слухового восприятия , а также чувства ритма обращайте внимание крохи на разнообразные звуки, которые он слышит вокруг себя. Можете поиграть с крохой так: в соседней комнате положите музыкальную игрушку, заведите музыкальную шкатулку или включите какую-то приятную мелодию на телефоне.

Возьмите кроху на руки, привлеките его внимание к звуку и вместе отправляйтесь на поиски его источника: «Ты слышишь музыку, малыш? Кто это поет? Давай поищем!». Поиски не должны затягиваться, иначе малыш может отвлечься. Когда кроха увидит игрушку, выразите свою радость: «Ура! Мы нашли поющую игрушку!». Если игра понравилась малышу, повторите ее, но следите, чтобы малыш не переутомился от избытка впечатлений.

Слушаем музыку

К трехмесячному возрасту кроха уже способен на достаточно продолжительное слуховое сосредоточение на звучащей музыке, поэтому вы можете разнообразить ваши музыкальные занятия , включая короткие детские песенки для активного прослушивания (например, «Песенка Львенка и Черепахи», «Антошка», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка» и т.п.). В качестве фонового музыкального сопровождения отдавайте предпочтение композициям из серии «Звуки природы» или классическим произведениям.

Танцую с мамой

Во время активного бодрствования малыша продолжайте слушать музыку и танцевать с младенцем на руках . Теперь, когда он уже более уверенно держит голову, можно добавить в ваш танцевальный репертуар легкие покачивания и повороты из стороны в сторону. Под музыку приближайте и удаляйте кроху на расстояние вытянутых рук, попробуйте слегка (примерно на угол в 45%) наклонять его из стороны в сторону — при этом будут работать мышцы шеи и спины. Следите, чтобы упражнение не вызывало отрицательных эмоций у малыша.

Поймай меня, если сможешь

Еще одну увлекательную «занимашку» для трехмесячного малыша вы можете сделать за считанные минуты. Все, что вам понадобится, это пустая пластиковая бутылочка (лучше всего подойдет пол-литровая, но можно поэкспериментировать и с другими объемами) и горсть любого сыпучего материала — попробуйте фасоль, горох, чечевицу, макароны, мелкие камешки, разноцветные пуговицы или бусины. Снимите этикетку с бутылки, насыпьте внутрь выбранный вами наполнитель и крепко закрутите крышку. Для верности можно обмотать крышку скотчем.

Теперь расположите вашего кроху на полу (во избежание падения) и положите перед ним новую игрушку. Покачайте ее из стороны в сторону, привлекая внимание ребеночка к звуку пересыпающейся крупы. Малыш попробует схватить игрушку, толкнет ее и снова услышит звук, а бутылка откатится вперед. Помогите своему малышу снова добраться до добычи — подставьте ладони под его пяточки, и он сможет оттолкнуться ножками.

Это нехитрое упражнение способствует (ребенок учится сопоставлять свои действия и их последствия – звук и движение бутылки), тренирует навыки слухового и зрительного сосредоточения, развивает зрительно-моторную координацию, укрепляет мышцы спины, шеи и живота.

Для развития мелкой моторики в этом месяце предложим малышу следующие упражнения.

Читаем газету

Дайте крохе на растерзание лист газеты или журнала. Сминать и рвать бумагу – отличное упражнение для укрепления силы пальчиков, а тонкая газетная бумага исключает опасность порезаться. Можно также использовать салфетки или туалетную бумагу (хотя последнее развлечение я бы рекомендовала отложить для ребенка постарше, когда он оценит всю прелесть этого увлекательного занятия), однако они не будут так интересно шуршать, как газетная бумага. В общем, предоставьте свободу действий вашему малышу, ваша задача – не оставить ему никакого шанса отправить кусочек бумаги в рот.

Колечко-колечко

Среди игрушек вашего малыша наверняка отыщется резиновое колечко подходящего размера, которое удобно хватать маленькой ручкой и исследовать с помощью губ, десен и языка (какие еще игрушки нужны трехмесячному крохе, читайте ). Протягивайте крохе колечко, приговаривая «На!», затем просите отдать колечко и говорите «Спасибо». Эта игра способствует накоплению пассивного словарного запаса ребенка и учит его элементарным приемам социального взаимодействия.

Чтобы ответить на вопрос, как развивать ребенка в 3 месяца , нужно понимать ключевые особенности психического и физического его развития в этом возрасте.

Одна из таких особенностей – все возрастающий интерес крохи к собственному телу. Трехмесячный малыш может подолгу играть с собственными ручками – рассматривать их, сцеплять и расцеплять, сжимать и разжимать кулачки, ловить одной ручкой другую, засовывать пальчики и целые кулачки в рот. Активные движения рук и ног однажды достигают результата – они встречаются и уже вместе продолжают движение в сторону рта, который в этом возрасте по праву можно назвать важнейшим органом чувств ребенка.

Недавно стали мамой малыша?

Вот несколько игр, которые позволят вашему малышу узнать много нового, основываясь на его естественном интересе к своему телу.

Отражения

Для этой игры вам понадобится большое зеркало и еще какой-нибудь реквизит для самого настоящего «кривляния» — шарф, кепка, очки, наушники, заколка для волос с крупным цветком и т.п. Удобно расположитесь вместе с малышом напротив зеркала. Медленно улыбнитесь, потом засмейтесь, снова улыбнитесь, высуньте язык, нахмурьтесь, придайте лицу печальное выражение. Теперь примерьте что-то из своего реквизита.

Каждый раз сопровождайте свой новый образ и новое отражение словесным комментарием, например: «Я улыбаюсь», «Мне грустно», «У меня на носу очки», «Розовый мне к лицу», «Я выгляжу смешно», «У тебя на голове кепка» и т.д. Игра способствует расширению пассивного словарного запаса () и обогащению эмоциональной сферы ребенка. Кроме того, со временем ребенок поймет, что в зеркале он видит свое и ваше отражение, и тогда вы сможете предложить ему более сложные игры с зеркалом.

Где у мамы…?

В эту игру можно играть и с подросшим малышом, ну а начать в 3 месяца — самое время. Во время активного бодрствования удобно расположитесь с ребенком на полу или на диване. Положите кроху на колени лицом к себе, при этом следите, чтобы малыш не сидел у вас на коленях.

Начинайте игру. Улыбнитесь крохе, поговорите с ним, привлекая его взгляд к вашему лицу. Мягко возьмите ручку малыша в свою и спросите: «Где у мамы нос? Ищем-ищем, ищем-ищем, вот нос! Это мамин нос?». Ручкой малыша дотроньтесь до своего носа. «А где Егоркин (Машин, Петин) нос? Это? (опять дайте малышу схватить ваш нос) Нет, это мамин нос! А где Егоркин? (дотроньтесь до носа малыша) Вот он! Вот Егоркин нос!». Повторите с другими частями лица.

Если поблизости находится папа, привлеките к участию в этой игре и его нос. Если вы будете часто играть в эту игру, малыш через некоторое время запомнит, где находятся разные части лица (только не слишком усердствуйте с их количеством, для начала достаточно будет 3-4 наименований), и будет сам их показывать.

Мышки

Используйте потешку или какой-нибудь понравившийся вам стишок для игры-щекоталки. Обычно такие игры доставляют трехмесячным малышам массу удовольствия и вызывают улыбки и смех. А главное, положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе такой игры, способствует лучшему запоминанию названий частей тела. Мы играли так:

Мышки побежали-побежали-побежали… Все разбежались.

(Пальцы обеих рук бегут по телу малыша от кончиков пяточек к макушке)

Идет кошка: «Мяу-мяу, где же мышка?»

(«Идем» ладошками по ножкам, бочкам, животику и спинке малыша, мягко, как кошка)

Вот она, мышка, попалась! Она на животике! (на коленке, на пяточке, на шейке, на носу и т.д.)

(Хватаем малыша за какую-нибудь часть тела и называем ее)

Комарики

Эта игра аналогична предыдущей. Ритмично и с чуть преувеличенной артикуляцией читайте потешку и на соответствующий текст «кусайте» малыша щепоткой пальцев.

Дарики-дарики,

Ай-да комарики,

Вились-вились,

В ножку (ручку, носик, животик…) вцепились!

Подобные игры способствуют запоминанию названий частей тела малыша и обогащению его представлений о собственном теле.

Развитие навыков и умений с помощью игр и забав в 3 месяца

Сферы развития ребенка Игры для развития данной сферы
Двигательные навыки
  • Перевороты на бочок и на животик
  • Бутылочка с наполнением
  • Упражнения на фитболе
Зрительное и слуховое восприятие
  • Игра «Откуда звук»
  • Слушать классическую и ритмичную музыку и танцевать под нее с мамой
  • Бутылочка с наполнением
Эмоциональная сфера развития ребенка, социальное поведение
  • Игра «Колечко-колечко»
  • Смотрим вместе в зеркало и меняем реквизиты и эмоции
  • Игра с тактильной перчаткой
  • Самодельная тактильная книжка
  • Волшебный мешок
Звуки, речь
  • Игра «Где у мамы?»
  • Игра «Мышки»
  • Игра «Комарики»
  • Волшебный мешок
  • Сминать и рвать бумагу

Соблюдайте баланс

В завершение сегодняшнего обзора на тему «Как развивать ребенка в 3 месяца » хочется отметить, что в этом возрасте малыши демонстрируют огромную любознательность и самостоятельность. Для того чтобы поддержать эти чудесные качества в вашем ребенке, я дам вам две, на первый взгляд, противоположных рекомендации:

1. Чаще носите ребенка на руках. Позвольте ему стать частью ваших обычных забот по хозяйству (конечно, если это не глажка белья или приготовление кипящего бульона) и регулярно устраивайте экскурсии по квартире для своего малыша. При этом желательно носить кроху в разных позах – на плече, на животе, вертикально, прижав его спинкой к своей груди, ведь в каждой из этих поз открывается иной обзор окружающего пространства, и все вокруг выглядит немного иначе.

2. Чаще выкладывайте малыша на пол, давая ему возможность активно двигаться и самостоятельно играть, изучая свои ручки и ножки, игрушки, коврик, на котором он лежит и т.д. Естественно, при этом вы должны оставаться поблизости от малыша, наблюдать, разговаривать с ним, при необходимости оказывать ему помощь (например, если погремушка откатилась слишком далеко, и ему никак не достать ее самостоятельно).

Уверена, что ваша материнская интуиция поможет вам найти правильный баланс развивающих занятий, самостоятельных игр малыша, ношения его на руках и простого с крохой. Если вы с самого рождения занимаетесь с малышом, следуя моим рекомендациям, то сейчас он уже привык к занятиям, и, возможно, даже дает вам знать о своем желании поиграть с мамой. Уверена, вы не разочаруете его и в следующем месяце, ведь вас ждет новая подборка игр и упражнений для .

Посмотрите небольшое видео о развитии ребёнка в 3 месяца:

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:

Что еще почитать