Мужские брюки из 17 века название. Юбки, брюки и история

Далее брючная мода менялась с калейдоскопической быстротой. «Ландскнехты» появились благодаря немецким солдатам, которые нарезали изношенные штаны лентами и закрепляли у пояса и колен. А вот щеголи, взявшие на вооружение этот фасон, для пошива таких брюк тратили немыслимое количество дорогой ткани. Их сменили мушкетерские шоссы, которые доходили до колена и были украшены кружевом и бантами. Дальше последовали ренгравы — трусы с оборками, которые было принято носить поверх штанов. Они настолько радовали глаз французской знати, что были в фаворе вплоть до конца XVII века.
Но самая большая популярность досталась так называемым подколенным брюкам-кюлотам. Их носили и аристократы, и военные, и простые горожане. В России по указанию Петра I кюлоты, застегнутые на пуговицу под коленом, приказано было носить и дворянам, и горожанам. Несмотря на отчаянное сопротивление купцов и мещан, отдававших предпочтение штанам, заправленным в сапоги, эта мода продержалась до конца XVIII века. Во времена Французской революции аристократы презрительно называли революционеров «санкюлоты», что означало «бесштанники», хотя простолюдины уже давно носили длинные штаны. Со временем и молодые аристократы переняли такую длину. «В числе многих революций в Европе, — писал П.А. Вяземский, — совершилась революция в мужском туалете, введены в употребление и законно утверждены либеральные широкие панталоны сверх сапог или при башмаках на балах». Чтобы они были гладко натянутыми, к ним пришивали штрипки, или, на русский манер, — стремешки.

Появление «стрелок» относится ко второй половине XIX века и связано с развитием фабричного пошива. Большие партии товара плотно складывали в тюки и переправляли чаще всего морским транспортом. После распаковки штаны имели жесткие, плохо поддающиеся разглаживанию стрелки-складки. Но именно такие штаны и стали именовать современным термином «брюки».

Прежде чем стать знаковой вещью в модном женском гардеробе, брюкам пришлось пережить немало сложных, а порой комичных исторических приключений.

Историки моды до сих пор не сошлись во мнении – мужская это вещь или все-таки женская… В буквальном переводе с тюркских наречий слово «брюки» означает «двойная юбка». Но, тем не менее, мужчины испокон веков считают эту вещь исключительно своей.

Первой модницей, надевшей их как самостоятельную вещь почти 22 века назад, была вавилонская царица Семирамида. Она известна в мировой истории не только своими садами уникальной конструкции, но и тем, что принимала участие в войнах наравне со своим мужем. Именно этим был продиктован мужской характер её костюма и личный вклад в историю происхождения брюк.

В Европе вплоть до XX века модель считалась исключительно мужской, а строгие религиозные каноны запрещали женщинам использовать любые элементы мужской одежды. Тех, кто пренебрегал запретами, ждала суровая кара. Одна из самых ярких в мировой истории женщин - Жанна д’Арк предпочитала именно брюки, что стало, по мнению историков, одной из причин её казни.

Но мода XX века смешала все стили и отмела нелепые представления. Как и многие тенденции, которые сегодня лишь трактуются по-новому, задала Габриэль Шанель, она же и внесла свою лепту в историю создания женских брюк. Именно Коко ввела в моду обычай появляться в парижском свете в мужском наряде. Секрет Шанель, который до сих пор стараются разгадать лучшие дизайнеры – то, как ей удавалось адаптировать мужские фасоны и силуэты в самые женственные и очень сексапильные наряды.

История создания и происхождения женских брюк

Начальнику парижской полиции в 30-х годах прошлого века пришлось пойти на крайности. Отдельным приказом знаменитой кинодиве Марлен Дитрих было запрещено прогуливаться по набережным Сены … в брюках. Кинодива, кстати, высокомерно проигнорировала инициативу главного парижского полицейского.

Марлен Дитрих, задавшая новую высоту в мировом кинематографе, стала для своего времени настоящей иконой стиля и источником эпатажных провокаций. Только она имела смелость сделать типичные мужские вещи частью стильного женского гардероба. В истории появления брюк Дитрих даже оставила собственный фасон, который так и называется «марлен». Широкие, расклешенные от бедра и отлично посаженные по фигуре модели с манжетами из благородных костюмных тканей в истории моды носят именно её имя.

А тогда, в 30-40-х годах прошлого века, даму в брюках могли запросто не пустить в ресторан или театр – условия фейс-контроля были слишком суровы. Не могло быть и речи о том, чтобы появиться в них на улице, в магазине, а тем более – в офисе.

Но свою лепту в историю моды на брюки внесли 40-е годы и Лос-Анжелос, а точнее Голливуд и стиль военного времени. В Америке, так же как и в Европе, женщины были вынуждены начать работать там, где прежде работали только мужчины. Им потребовалась простая и удобная одежда, которая и была позаимствована из мужского гардероба. Самым строгим ревнителям морали осталось принять как данность эту историческую неизбежность.

Но именно Голливуд 40-х годов и дамы причастные к кино задали совершенно новую волну, с которой индустрии моды пришлось лишь смирится. Под её воздействием от мужского фасона осталось лишь лаконичное и строгое решение, но цвета, фасоны и манера сочетания моделей в образах буквально взорвали привычный повседневный стиль.

Брючный бум пришелся именно на это время, брюки начали носить буквально все – от кинозвезд до обычных домохозяек и, конечно, тренд подхватили подростки. Узкие укороченные модели так модные сегодня – очень стильная реплика стиля из той эпохи.

Это, пожалуй, единственный тот самый редкий в истории моды случай когда «улица» продиктовала стиль подиумам и высокой моде на десятилетия вперед.

Всего через 10 с небольшим лет эстафету подхватил Париж. Молодой и скандальный модельер Ив Сен-Лоран осенью 1962 года выпустил на подиум красивых и очень стройных девушек в брючных костюмах. Дизайнер без ложной скромности установил на модели баснословные цены – рисковать, так рисковать. Коллекция была раскуплена в течение недели… И, разумеется, растиражирована во всем мире.

История возникновения женских брюк и мода

Истинную моду задают не дизайнеры, а настоящие иконы стиля своего времени. Тотальному тренду на зауженные и укороченные до щиколотки модели мы обязаны бывшей первой леди США и законодательнице мод своего времени – Жаклин Кеннеди. Её гардероб продумывали и тщательно собирали звезды французского высокого стиля.

Знаменитые узкие брючки длиной «три четверти», элегантно открывающие щиколотку, специально для неё создал будущий мэтр мировой моды, а тогда просто талантливый дизайнер Юбер Де Дживанши. Жаклин, кстати обладала далеко не модельной внешностью и такая находка - достойный пример того, как именно создается высокая мода.

Сегодня представить стильный женский гардероб без брюк практически невозможно. Классические мужские модели, хулиганские чиносы и вызывающие неизменные споры «афгани»… Моделей, задающих тон и настроение в очень стильных образах - сегодня множество.

Дизайнерам практически ничего не пришлось выдумывать заново. Классические модели – только точная адаптация мужских фасонов и очень важный элемент в создании стильных сексуальных образов, построенных на игре .

В среде современных модниц даже утвердилась поговорка о том, что брюки – это лучшая юбка. Но каждый раз, надевая привычные и такие удобные брюки, вспомните историю моды. Она, совершив очередной виток, вернулась к очень стильному решению, с которым брюки вошли в тотальные . Утонченные дополнения сегодня, как и в эпоху Марлен Дитрих и Жаклин Кеннеди – лучшее и практически эталонное дополнение к моделям с богатой и сложной историей.

02.12.2012 11:53

Мы так привыкли носить брюки, что уже и не мыслим своего гардероба без них. Кажется, что они всегда присутствовали у женщин. Вы удивитесь, но отчасти это действительно так...


Свое начало история женских брюк берет на Востоке. Черты национальных костюмов стран Востока и Азии сохранились и в наши дни. Первые дамские брюки выглядели в виде шаровар. Их носили преимущественно под свободным платьем, полностью закрывающим ноги и руки.

В Европе женские брюки первоначально были предметом нижнего белья. Появились они в странах Старого Света еще в 15-м веке, однако прижились только лишь к веку девятнадцатому. Назывался данный предмет одежды панталонами и был достаточно длинным, до щиколоток. Позднее панталоны укоротились и стали длиной до колена.


Во времена французской революции женщины, работающие на производстве, облачились брюки как в верхнюю одежду и начали использовать их в составе рабочей униформы. Это создало настоящий общественный резонанс, что побудило милых дам прикрыть ножки юбкой с разрезами.

В конце девятнадцатого века этот необычный фасон одежды, когда брюки скрываются под длинной узкой юбкой, приглянулся модницам из высшего света и быстро перекочевал в шикарные гардеробы. Ну а с наступлением века двадцатого дамы, не стесняясь, облачались в жакеты и широкие брюки. Правда, мужчины все еще смущались внешнего вида своих спутниц.

Намного проще к женским брюкам стали относиться ближе к сороковым годам двадцатого века. Звезды кино мирового уровня, такие как Марлен Дитрих и Кэтрин Хепберн, с удовольствием фотографировались в брючных костюмах, чем подстегивали интерес женщин и спрос на этот вид одежды. Сегодня брюки есть у всех, и мужчины, похоже, с этим уже не берутся воевать.

Само слово «брюки» пришло к нам с нидерландского broek, оно переводится штаны. Сам предмет одежды этого вида появился намного раньше. Прародителя их явилась Персия. Именно в этой стране люди с удовольствием носили первое подобие брюк. Правда, похожи они были больше на свободные юбки. Древние персы оборачивали шкуры животных вокруг ног и крепили на поясе.

В шкурных юбка-брюках мужчины ходили недолго, в них было неудобно ездить верхом, да и быстро передвигаться на земле они тоже не позволяли. Поэтому они догадались перетянуть подол между ног ремнем. В результате этих действий появились первые штаны. Затем люди стали изготавливать такую одежду специально. Сверху к ним подшивались кулиски, для фиксирования на талии, также веревки могли вшиваться снизу штанин и затягивались на щиколотке.

Носились такие шаровары и юбка-брюки долго, но некоторые цивилизованные народы жили без них. К таким консервативным нациям относились народы Египта, Асирии, финикийцы, вавилоняне. Но со временем юбки-брюки, обрели более аккуратную форму и вошли в их жизнь тоже. Ассирийцы стали использовать штаны как униформу чиновников.

Когда появились брюки в Европе

Среди народов, проживающих в Европейской части евразии первыми придумали носить брюки галлы, кельты, сарматы, да и скифы не отставали. Еще брючные изделия были в ходу у германских племен. Галы и германцы знакомы с этим элементом гардероба еще за несколько сотен лет до нашей эры. Для них кожаные штаны были дополнением к верхней одежде.

Но не все европейские народы также легко приняли этот вид популярной одежды. Римляне еще долго считали, что носить мужчинам это «варварское одеяние» не прилично и не эстетично. И даже императоры Гонорий и Аркадий издали закон в 397 году запрещающий носить брюки в Риме. Все не подчинявшиеся изгонялись, а их имущество конфисковывалось в пользу императора. Но все же под натиском «моды» и практичности Римская Империя пала, так как солдатам очень понравилось носить кожаные брюки до колен.

Длина и ширина брюк у народов разных стран в те времена была своя. Были облегающие узкие, широкие штаны, со свисающим межником. Носили их с кафтанами, рубашками. На поясе штаны поддерживались ремнем. Штаны на протяжении всей истории человечества не раз меняли свою форму, стиль. Некоторые фасоны до сих пор радуют нас своей причудливостью и неординарностью.

Когда появились брюки в России

Штаны на Руси имели свое название – портки. Это был предмет чисто мужским. Виды портков были разные: летние легкие, суконные, стеганые, зимние теплые портки. Даже шились изделия с меховой подкладкой для суровых российских зим. Вместо ширинки вставлялся ромбовидный или прямоугольный кусок ткани. Для знатных и царских особ портки шились из дорогой ткани: тафты, атласа.

Брюки, как самостоятельный вид мужской одежды, и слово в обиходе народа, в России появились со времен Петра I. Во времена его правления это слово значало «штаны моряков». Они отличались некоторыми особенностями кроя. В отличии от их современных собратьев каждая штанина была отдельной, только в паре они представляли собой одежду для ног. Такое изделие было существительным не единственного, а множественного числа (отсюда и объяснение окончания «и»). Длина брюк была разной, они могли достигать щиколоток и носились на бедрах, также могли затягиваться на талии. В 1700 году Петр издал указ, в котором приказал носить брюки на европейский манер — кюлоты и чулки.

Когда появились первые женские брюки

Женщины на Руси могли не носить брюки. Этот предмет до начала XIX века был строго мужским. В миру не было дам, отважившихся носить брючные изделия, хотя на костер женщины, носившие брюки уже не отправлялись (это было лишь до XVII века в Европе). Привлечь внимание женщин к изделиям этого вида удалось Жорж Санд. Это французская писательница XIX века, она, несмотря на порицание окружающих людей, любила носить брюки и брючные мужские костюмы. Напомню, в те времена штаны были для женщин униформой для работы и вещами для прогулок верхом.

Жорж Санд — первая женщина в брюках Жорж Санд в любой одежде — в брюках

Активно использовать брюки женщины стали лишь в 30-е годы XX века. Первыми демонстративно носить их стали голливудские актрисы, такие как Кэтрин Хэпберн, а также Марлен Дитрих.

Но самая главная брючная революция началась в послевоенное время. Госпожа Мода уронила свой взгляд на этот предмет женского гардероба и до сих пор не выпускает из своих объятий. Популяризации изделий брючного вида способствовали Андре Курреж, Коко Шанель, Ив Сен-Лора и другие дизайнеры.

Первые брюки Коко Шанель для женщин

4 апреля 2013, 17:32

Общая история:

Брюки, по всей вероятности, имеют восточное происхождение. В Европе они появились впервые у галлов и некоторых германских племен. Римляне познакомились с ними через германцев.

В Древнем Риме брюки, так называемая варварская одежда, оказались под запретом. Ослушавшимся грозили строгим наказанием и конфискацией имущества.

В средние века мужчины носили штаны-чулки. Каждый «чулок» натягивали отдельно, в XII веке их привязывали к коротким штанишкам, а позднее к куртке. В XIV-XV веках было особенно модным на левую и правую ногу надевать чулки разного цвета.

В XV и XVI веках распространяются брюки самых разнообразных видов, имеющие иногда немыслимые формы (плундры), на изготовление которых требовалось несколько метров шелка. В то же время в Испании, Англии и Франции в моде короткие брюки - узкие или широкие. В брюках ландскнехтов появляются еще и прорези.

В XVI веке по образцу испанских «кальсес» штаны знати уподобились подушкам. Их набивали паклей, мякиной, сеном, пером и конским волосом. А сверху еще натягивали «наволочку» с разрезами, через которые виднелась дорогая ткань нижних штанов.

Во Франции прототипом брюк стали шоссы. Они спускались до середины икр и обильно украшались лентами. В такие шоссы были одеты королевские мушкетеры.

В 1650-е годы брючным реформатором прослыл голландский посланник в Париже Ренграв. Он попытался вернуть мужчин к юбке, предложив надевать поверх штанов широкие штаны с оборками (ренгравы). На брюки ренгравы уходило мною материи, их пышно украшали лентами. С брюками надевалась накидка. Присборенные брюки доходили до середины бедра. Их шили из полосок различных тканей, имеющих цветную подкладку, которая прочно пришивалась на сами брюки. По прихоти Людовика XIV эта мода продержалась сорок лет.

Но самая большая популярность в XVII, XVIII и даже XIX веках выпала на долю коротких штанов, застегивающихся под коленом, - кюлотов. Их носили аристократы. Кюлоты вплоть до 1820 года были парадной одеждой и сохранились до сегодняшнего дня в некоторых спортивных костюмах, например альпинистских.

Бедняки и моряки носили длинные штаны. Во времена Великой французской революции аристократы обзывали бедняков-революционеров санкюлотами, то есть безкюлотниками.

Женщины уже в XVI веке начинают носить длинные панталоны в качестве нижней одежды, но только в начале XX века они получают всеобщее распространение.

Веллингтона, одержавшего победу над Наполеоном, не пустили однажды в клуб, когда он явился туда в длинных штанах. А через 15-20 лет такие штаны - панталоны - стали нормой.

Своим названием они обязаны герою итальянской комедии. Панталоне (первая половина XVII века), выходившему на сцену в длинных и широких штанах.
Самым близким прототипом современных брюк надо считать штаны из детского матросского костюма 1780-х годов. Отвороты на брюках появились позднее, якобы по прихоти принца Уэльского, большого модника. Его застал на улице дождь, и, чтобы не забрызгать брюки, он подвернул их. Складки на брюках начали делать уже в начале XX века.

Шорты (в переводе с английского «короткий») появляются почти одновременно с джинсами в XIX веке. Их изобретателями считают английских студентов из Кембриджа, занимавшихся водным спортом. Одними из первых оценили преимущества «коротких штанишек» английские колонизаторы. Позже их жены и дети позаимствовали шорты в свой спортивный гардероб. В России шорты широко распространились под влиянием бойскаутов (1910-е годы) и пионеров (1920-е).

К концу XIX века кавалеристы обзавелись галифе, их, впрочем, охотно носили и штатские. Это особого покроя брюки - узкие, облегающие до колен и расширяющиеся кверху. Шили такие брюки и комбинированными - из ткани и кожи. Название эти брюки получили по фамилии французского генерала-кавалериста Гастона Галифе, жестоко расправившегося с парижскими коммунарами.

Другая разновидность брюк для верховой езды - бриджи - была создана в Англии. Их носили с высокими сапогами. Чтобы они лучше сидели на бедрах, их делали очень широкими.

Женщины давно присматривались к мужским брюкам. Историки утверждают, что Жанна д"Арк (XV век) была первой женщиной в Европе, осмелившейся надеть мужские штаны. Отправляя Орлеанскую деву на костер, церковники припомнили ей и эту дерзость.

Во Франции Жорж Санд (XIX век) к своей литературной славе добавила известность неукротимой приверженцы брючной моды.

После того как велосипед стал массовым, были изобретены и женские шаровары для езды на нем. В брюках стали ходить на лыжах, путешествовать, подниматься в горы.

В 1911 году парижские дома моделей предлагают женщинам широкие и длинные юбки-брюки. И постепенно дамы появляются в брюках на пляже, курорте.
Благодаря Марлен Дитрих, снимавшейся в кино в мужской одежде, в дамскую моду с новой силой вторгаются брюки.

С 1940-х годов в Лос-Анджелесе начинается эра дамских голубых джинсов.

И все же далеко не сразу женщины утвердились в праве носить брюки. Сравнительно недавно, в 1960-х годах, студентке Кембриджского университета нельзя было появиться на занятиях в брюках.

История возникновения женских брюк:

Исследователи моды считают, что в каждом обществе одежда была внешним показателем распределения ролей мужчины и женщины и четко отражала шкалу нравственных ценностей.

С возникновением феминистского движения, с распространением идеи равноправия между полами во всех сферах человеческой деятельности положение в моделировании женской одежды существенно изменилось.

Женская одежда стала более практичной и максимально приблизилась к мужской.

Несмотря на то, что несколько столетий брюки были мужской одеждой, женщины уже давно пытались предъявить права на эту деталь мужского гардероба. Однако форма брюк, знакомая нам, установилась только в XIX веке.

Женщин, одетых в брюки, святая инквизиция подвергала мучительным пыткам перед тем, как сжечь на костре. В XIX веке к дамам в брюках относились более лояльно, но в общественные места все же не пускали.

Вряд ли кто из их поклонниц может связать этот символ эмансипации с велосипедом, а между тем, именно этот увлекательный спорт женщины обязаны благодарить за нынешнюю свободу и неограниченное разнообразие в туалетах.

Летом 1897 года в одном из отелей Оксфорда дамы из высшего общества Великобритании давали банкет. Изысканные вина, омары, роскошная сервировка должны были удовлетворить самый изысканный вкус, но невозмутимые джентльмены застывали с открытым ртом и надолго лишались аппетита, едва бросив взгляд на женщин: случилось нечто вопиющее, слабый пол был в брюках.

На следующий день ведущие европейские газеты давали в разделе светской хроники отчет о случившемся. Весть о неслыханной дерзости вскоре облетела весь мир.
Так, впервые открыто и официально, любительницы велосипеда появились в облачении эмансипации.

Банкет был задуман как высшая точка, кульминация протеста против тяжелой и длинной одежды, удушающих корсетов, высоких и тесных ботинок - с одной мыслью, покончить с отжившей модой, которая превращала в минувшем веке даже самое короткое развлечение - прогулку на велосипеде по парку - в истинную пытку.

Изобретение велосипеда для женщин было бесполезно - в своих «веригах» они были почти неподвижны, а болтающиеся полы или заплетались в спицы, или неприлично задирались ветром. Но когда велосипеды заполнили улицы, женщины перестали оставаться безучастными зрителями.

В конце позапрошлого века женщины надели брюки и вопреки мужскому негодованию завоевали свободу движения. Но это могли себе позволить только дамы высшего общества. Работницам еще долго было не до этого.

По мере того, как набирало силу женское спортивное движение, становились все более привычными и женские брюки. А затем произошел их полный отрыв от начального, чисто спортивного назначения.

В начале 20-го века француз Поль Пуаре внес многое в моду. Среди новшеств можно назвать „плащ Конфуциа", длинную облегающую тунику, одежду типа „амазонка" и брюки (юбки-шаровары, созданные под влиянием дягилевских сезонов), которые сначала вызвали огромный протест и скандал.

Он был первым художником-модельером, пропагандирующим парижскую моду в столичных городах Европы и Америки в сопровождении двух манекенщиц.

Во время Первой мировой войны женщины были вынуждены заменить мужчин во многих видах деятельности, в которых никак нельзя было обойтись без брюк. Получается, что история женских брюк - это история борьбы за равенство полов.

Что еще почитать