Ткани и изделия перед крашением нужно обязательно очистить от пятен и выстирать.
Сначала нужно удалить слой крахмала с новых хлопчатобумажных и льняных материалов, имеющийся на них. Это достигается кипячением в мыльно-содовом растворе в течение 30 — 45 минут. После кипячения материал необходимо хорошо прополоскать в воде до полного удаления соды и мыла.
Застарелые пятна необходимо вывести специальными составами. Остатки пятноудаляющего состава должны быть обязательно удалены путем стирки и утюжки мест, подвергшихся чистке. Несоблюдение этого правила может привести к неровной окраске ткани.
Если все же остаются темные неудаленные пятна (например, от чернил), материал рекомендуется перекрашивать только в очень темный или лучше черный цвет, потому что обычно такие пятна не удается перекрыть при окрашивании в светлые тона.
С готовых вещей, подлежащих крашению, нужно предварительно спороть металлические пуговицы и украшения, чтобы избежать образования пятен от ржавчины.
Пряжу, чтобы она не запуталась, следует красить отдельными мотками, перевязанными в нескольких местах. Все мотки рекомендуется нанизать на кусок тонкой веревки. Это даст возможность легко переворачивать их во время крашения.
Подготовка посуды и воды для крашения
Посуда, в которой предполагают красить, должна быть совершенно чистой. Лучше всего красить в эмалированной посуде.
Оцинкованную или алюминиевую посуду следует перед крашением тщательно очистить от накипи.
Емкость посуды должна быть такой, чтобы в нее можно было свободно уложить материал, не уминая его, и чтобы он во все время крашения был покрыт красильным раствором. Этим можно легче добиться ровного окрашивания.
Кроме посуды нужно приготовить две деревянные палки, которыми придется переворачивать окрашиваемый материал. Палки должны быть гладкими, без сучков, чтобы не повредить материал, и достаточно прочными, чтобы ими можно было приподнять материал из красильной ванны.
Крашение лучше всего производить в мягкой дождевой или снеговой воде. Очень жесткую воду следует смягчить добавлением 1 ч. л. питьевой соды или 1 ст. л. нашатырного спирта на 12 л воды.
Как выбрать краситель для окрашивания ткани
Прежде чем выбрать краситель, нужно точно знать, из какого текстильного материала изготовлено изделие. Для этого выдерните по небольшой нитке вдоль и поперек ткани (основу и уток) и подожгите на спичке. Хлопок, лен и искусственный шелк горят хорошо и дают запах жженой бумаги. Шерсть горит плохо, на конце нитки образуется черный спекшийся шарик, который пахнет горелым (жженым) рогом. Натуральный шелк также горит плохо.
Универсальные или специальные красители, которые одинаково хорошо красят любые текстильные материалы, применяют к тканям, изготовленным из разных текстильных материалов, их называют смешанными (полушерстяные, полушелковые и т. п.).
Выбор красителя нужного цвета зависит прежде всего от того, какой материал предстоит красить: белый или цветной. При крашении белого материала получается тот цвет, какой указан на этикетке красителя. Если же окрашивается цветной материал, то цвет его может иногда резко отличаться от цвета, указанного на этикетке красителя.
Помните, что при окраске цветного материала всегда получается более темный цвет, чем до крашения.
Материал темного цвета рекомендуется окрашивать или в тот же, но более темный цвет (например, коричневый — в темно-коричневый, синий — в темно-синий и т. д.), или в черный, так как при перекраске темных тканей в другие цвета получаются некрасивые грязные оттенки.
Черный цвет покрывает все другие, но приобретает оттенок цвета того материала, который перекрашивают.
Если взять красителя больше или меньше нормы, то получится более светлая или более темная окраска.
При обновлении цвета ношеной выцветшей одежды следует брать меньшее количество красителя, чем при крашении белого материала (в зависимости от степени выцветания).
Технология окраски ткани
Очищенный от пятен и вымытый материал следует перед самым крашением замочить в теплой воде, хорошенько отжать, тщательно расправить и затем красить. Предварительное замачивание материала предохраняет при крашении от неровности окраски.
Материал и вещи из натурального и искусственного шелка и штапельного волокна, а также все тонкие ткани нельзя выкручивать при отжиме. Такие материи и вещи лучше сильно отжать между ладонями.
Предварительно замоченный в воде и отжатый материал погружают в раствор красителя и красят в зависимости от рода материала.
При закладке материал должен лежать свободно. Уминать его ни в коем случае не следует, так как от этого могут образоваться пятна и полосы.
Во время крашения материал нужно как можно чаще поворачивать. Для этого ткани или изделия поддевают одной палкой и поднимают над посудиной, а другой палкой слегка расправляют складки. Затем этой же палкой поддевают ткань или изделие за другой конец и опускают снова в посуду.
Мотки пряжи, нанизанные на веревку (концы которой при крашении должны лежать на краях посуды), вытаскивают, взяв в руки оба ее конца, затем палкой разравнивают отдельные мотки и снова кладут в посуду. При этом надо следить за тем, чтобы веревка не упала в посуду.
Расправлять складки при крашении ткани обязательно, иначе могут получиться пятна.
Крашение изделий из хлопка, льна и искусственного шелка
В приготовленный раствор красителя (краска многоцелевая для ткани) добавляют поваренную соль (1 ст. л. (30 г) на каждый пакет красителя) и хорошо размешивают до полного растворения соли. Затем в красильный раствор погружают материал, предварительно смоченный теплой водой, постепенно нагревают раствор до кипения и красят 20 минут при слабом кипении, все время поворачивая материал. Так обычно поступают при крашении белого материала или при перекрашивании цветного в темные цвета.
При крашении в светлые и средние тона поваренную соль (для большей ровности окраски) добавляют через полчаса после начала крашения. Для этого окрашиваемый материал приподнимают палкой, держат над красильной ванной, добавляют соль, размешивают, вновь опускают материал в красильную ванну и продолжают крашение при кипении еще 10 минут.
Хлопчатобумажные ткани с добавлением полиэстера выглядят после окрашивания светлее, так как полиэстер не окрашивается.
Материал и изделия из искусственного шелка красят таким же образом, но красильный раствор нагревают не до кипения, а до температуры 60 градусов (как терпит рука) и поваренной соли не добавляют. Затем прекращают нагревание и красят еще 20 минут в остывающем красильном растворе, все время поворачивая материал. После этого окрашенный материал вынимают палкой, дают жидкости стечь и хорошо прополаскивают в холодной воде.
Крашение шерсти и шерстяных изделий
В приготовленный раствор красителя добавляют (на каждый пакет красителя) 1 ст. л. уксусной эссенции или 1,5 стакана столового уксуса. Затем раствор красителя хорошо размешивают. После этого в красильную ванну погружают материал, предварительно смоченный теплой водой, постепенно нагревают красильный раствор до кипения, выключают и красят 10 минут, все время поворачивая материал.
Обычно при крашении белой шерсти почти весь краситель выбирается из красильного раствора (раствор становится слабо окрашенным). Если после положенного времени окрашивания краситель полностью не выбрался, а материал недостаточно окрашен, следует добавить еще половинное количество уксуса и красить еще 10 минут. Окрашенный материал охлаждают в растворе.
После этого материал вынимают палкой из красильной ванны, дают жидкости стечь и хорошо прополаскивают в холодной воде.
Как покрасить ткани из натурального шелка
В приготовленный раствор красителя добавляют на каждый пакетик красителя 1 ст. л. (30 г) поваренной соли и хорошо размешивают до полного растворения соли.
После этого погружают изделие, предварительно смоченное теплой водой, в красильный раствор, постепенно его нагревают до кипения и красят 15 минут при слабом кипении, все время поворачивая изделие. Затем прекращают нагревание и красят еще 10 минут в остывающем красильном растворе, непрерывно поворачивая.
После этого изделие вынимают, дают жидкости стечь и хорошо прополаскивают в холодной воде, а затем в слабом растворе уксусной эссенции (1 ст. л. уксусной эссенции или 250 мл уксуса на 5 л воды). При крашении шелковых материалов нужно помнить, что шелк требует вдвое большее количество красителей, чем другие материалы.
Как обрабатывать материал после крашения
Окрашенный материал следует хорошо прополоскать в холодной воде, меняя ее несколько раз до тех пор, пока она не будет оставаться чистой. После прополаскивания в холодной воде рекомендуется промыть окрашенное изделие еще в теплой воде.
Шелк натуральный следует после прополаскивания в чистой холодной воде прополоскать етце в холодной воде с добавлением на каждые 5 л воды 1 ст. л. уксусной эссенции или 1,5 стаканов уксуса.
Чем лучше прополоскать окрашенный материал после крашения, тем меньше он будет линять при последующих стирках и не будет пачкать белье.
Промытый материал надо отжать как можно лучше. Тонкие материи и вещи из искусственного и натурального шелка при этом нельзя выкручивать, а следует только сильно отжать ладонями и затем просушить в тени.
Шерстяные и шелковые вещи не следует вешать для просушки, от этого они растягиваются и теряют форму, а также могут образоваться затеки. Их закатывают в чистое полотенце или простыню и в таком виде несколько раз отжимают. Отжатую вещь раскладывают на столе или на кровати на белой подстилке и растягивают по форме и правильному размеру. В таком положении оставляют вещь сохнуть.
Хлопчатобумажные материалы и вещи следует гладить во влажном состоянии с лицевой стороны горячим утюгом. Шерстяные и шелковые материалы и изделия следует гладить в слегка влажном состоянии с изнанки умеренно горячим утюгом (для шерсти и натурального шелка не выше 150—160 градусов, для искусственного шелка — не выше 120—130 °С).
Как покрасить нитки для вышивания
Обычную анилиновую краску надо взять на кончик ножа, размешать в стакане теплой воды и вскипятить. Сухие нитки мулине опустить в раствор и окрашивать до желаемого оттенка.
Чтобы создать полную гамму от светлого до темного тона, нитки держат в растворе разное время — от нескольких минут до получаса.
Для закрепления цвета окрашенные нитки опускают в раствор соли (на 200 мл воды 1 ч. л. соли) и кипятят полчаса, а затем кладут на полчаса в холодный уксус.
Глицерин восстанавливает цвет после закрепления в уксусе, так как нитки меняют свой цвет — бледнеют. После уксуса нитки надо прополоскать и опустить на полчаса в раствор глицерина (5 — 6 капель на стакан воды).
Обесцвечивание окрашенных тканей. Ткани, окра шейные анилиновыми красками, можно обесцветить следующим раствором: гидросульфит — 4 части, 30%- ная уксусная кислота — 4 части (или муравьиная кислота — 85 частей).
Гидросульфит растворить в воде, нагретой до 50 °С. Кислоту прибавлять очень малыми порциями до тех пор, пока жидкость мугно-молочного цвета сразу не прояснится. Этот раствор при кипячении обесцвечивает ткань в течение 0,5—1 часа, после чего ткань тщательно прополаскивают.
Окрашивание и отбеливание нитей
Для крашения нити нарезают или сматывают в мотки в зависимости от того, какой длины концы нужны для работы. Реже красят готовые изделия. Следует учитывать, что нити при крашении дают усадку.
Отдельные фрагменты плетеного полотна можно подкрасить кисточкой, пользуясь анилиновым красителем, разведенным в небольшом количестве горячей воды (цвет предварительно проверяют на образце).
Перед крашением мотки свободно перевязывают в трех-четырех местах прочной светлой нитью (чтобы не полиняла). Затем их оставляют в воде на несколько часов (лучше в дождевой или снеговой). Красят в большом эмалированном тазу или баке. Чтобы нити окрасились равномерно, раствор красителя должен полностью покрывать мотки.
Раствор анилинового красителя готовят так: в стеклянную пол-литровую банку насыпают краситель и заливают его небольшим количеством горячей воды (1/3 банки), хорошо размешивают и добавляют еще столько же горячей воды (при работе с красителем обязательно надевают резиновые перчатки).
Если нужен насыщенный цвет, то на 500 г нитей берут полторы-две пачки красителя; если необходим светлый гон, то на это же количество нитей расходуют краски совсем немного на кончике ножа. Однако в пастельные тона можно выкрасить только белые или очень светлые нити. Чем темнее натуральный цвет, тем труднее придать нитям новый оттенок.
Если нити смешанные, то используют одновременно Два красителя одинакового цвета — для хлопчатобумажных и синтетических волокон.
Раствор красителя вливают через три слоя марли в бак с водой, нагретой до температуры 30 — 40 градусов (не более). Через мокрые мотки продевают прочную светлую веревку и опускают их одновременно в бак, оставив концы веревки на краю посуды. Мотки прогревают 5—10 минут, непрерывно помешивая, затем вынимают из бака за концы веревки и вливают в бак половину солевого раствора (2 ст. л. соли на 1 пакет красителя). Мотки на веревке снова опускают в бак, доводят до кипения и кипятят 10 — 15 минут на слабом огне, затем вынимают и добавляют остаток солевого раствора. Тщательно перемешивают раствор, опускают в него мотки и кипятят еще 15 — 20 минут. Затем снимают бак с огня, но мотки не вынимают до остывания воды. После этого их полощут в теплой воде с добавлением столового уксуса (1 ст. л. на 1 л воды).
Другой рецепт крашения хлопчатобумажных и льняных нитей. В этом случае раствор красителя нагревают, немного остужают и опускают в него сухие мотки. Помешивая, держат их в растворе около 30 минут в зависимости от нужной интенсивности цвета. Окрашенные мотки перекладывают во второй теплый раствор (1 чайная ложка соли на 1 стакан воды) и кипятят, помешивая, в течение 30 минут. Затем опускают на 30 минут в третий теплый раствор (1 столовая ложка уксуса на 1 литр воды). Нити в уксусе станут бледнее, и, чтобы цвет восстановился, их помещают на 30 минут в четвертый раствор (5 — 6 капель глицерина на 1 стакан теплой воды).
Крашение природными красителями (количество красителя указано на 100 г нитей)
В качестве протравы пригодна любая жидкость из перечисленных: уксус, рассол или винная кислота (1 ст. л. на 1 л раствора).
Бежевый цвет. 200 — 300 г сухих листьев березы замачивают на сутки в холодной воде (1—2 литр воды на 100 г листьев) и затем кипятят в той же воде 15 — 20 минут. Отвар процеживают в посуду для крашения, добавляют протраву, опускают в раствор мокрые мотки и кипятят в течение часа на слабом огне, непрерывно помешивая. После этого нити оставляют в растворе до полного охлаждения, а затем полощут в теплой воде и сушат.
Желтый цвет. 100 г сухой шелухи лука вымачивают 7 часов в 3 — 4 литрах воды. Настой процеживают, подогревают, добавляют протраву, опускают в него мокрые мотки и кипятят на слабом огне 2 часа, затем прополаскивают и сушат. Цвет нитей получается красновато-желтым, если крашение велось без протравы.
Коричневый цвет. В качестве красителя используют еловые шишки, которые пролежали зиму под снегом. Они должны быть сырыми и красными внутри. 1,5 кг измельченных сырых шишек заливают б —7 л воды и кипятят 4 часа. Отвар процеживают, растворяют в нем закрепитель и в полученном отваре кипятят нити 30 минут, затем нити прополаскивают и сушат.
Отбеливание тканей . Простой способ отбеливания — нагревание нитей в мыльном растворе. Мокрые мотки неудачно окрашенных нитей опускают в теплую мыльную воду и, непрерывно помешивая, нагревают (но не кипятят). Время от времени раствор сливают и заменяют новым, пока нити не приобретут нужный цвет.
Еще один рецепт. На 1 л воды берут 5 г 3%-ной перекиси водорода и 1 г нашатырного спирта. Мотки замачивают в воде с добавлением питьевой соды или нашатырного спирта (20 г на 8 л воды), опускают в раствор на 30 — 40 минут и после этого тщательно промывают в чистой воде. Перед последним полосканием в воду добавляют 9%-ный столовый уксус (1 ст. л. на 1 л воды).
Смешивающиеся цвета |
Полученный цвет |
||
Желтый и красный |
Оранжевый |
||
Фиолетовый и красный |
Красно-фиолетовый |
||
Синий и красный |
Фиолетовый |
||
Зеленый и красный |
Коричневый |
||
Серый и красный |
Темно-красный |
||
Фиолетовый и желтый |
Оливково-коричневый |
||
Синий и желтый |
|||
Серый и желтый |
Гороховый |
||
Желтый и зеленый |
Светло-зеленый |
||
Фиолетовый и зеленый |
Зеленовато-коричневый |
||
Синий и зеленый |
Сине-зеленый |
||
Коричневый и зеленый |
Оливковый |
||
Серый и зеленый |
Серо-зеленый |
||
Фиолетовый и синий |
Сине-фиолетовый |
||
Коричневый и синий |
Темно-коричневый |
||
Серый и синий |
Серо-синий |
||
Коричневый и фиолетовый |
Темно-коричневый |
||
Серый и фиолетовый |
Серо-фиолетовый |
||
Желтый и коричневый |
Желто-коричневый |
||
Красный и коричневый |
Красно-коричневый |
||
Серый и коричневый |
Коричневый |
||
Красный и фиолетовый |
|||
Красный и голубой |
Сиреневый |
||
Голубой и желтый |
Салатный |
||
Брак при окраске изделий, его предупреждение и устранение
В некоторых случаях вещи могут быть неравномерно или недостаточно окрашены, иметь пятна, изменять окраску от стирки, трения, света и т. д.
Все эти виды брака появляются от плохой подготовки ткани к окраске, неправильного выбора красителей, несоблюдения надлежащих условий при крашении и недостаточного промывания ткани. Брак зависит также от состояния ткани (изношенности, потертости, повреждения различными едкими веществами и т. д.). Избыток красителя и плохая его растворимость, применение жесткой воды, сокращение времени окраски, несоблюдение температурных условий, отсутствие закрепления (для некоторых красителей) понижают прочность окраски. Недостатки можно частично устранить дополнительным полосканием, стиркой с мылом или другими моющими средствами.
♦ Для ношеных вещей необходимо применять те красители, которые отличаются хорошей выравнивающей способностью. Неровная окраска получается при слишком быстром нагревании красильного раствора, более высокой температуре, чем это требуется для данного красителя, недостаточном перемешивании жидкости и вещей, при малом количестве красильного раствора, всплывании изделий, загрузке их в сухом состоянии и т. д.
♦ Если вещи после крашения плохо отполощены и оставлены в неотжатом виде, появляются затеки, дающие неравномерную окраску на обсыхающих частях.
♦ Пятна на вещах образуются от загрязненной посуды, применяемой при крашении, при складывании изделий размой окраски вместе и т. п.
♦ Если в бак загружено много вещей, они красятся в сжатом состоянии, при этом получаются складки, помятые места, которые трудно расправляются и иногда не разглаживаются. Такой брак называется заломом. Залом может появляться также при быстром остывании вещей во время прополаскивания, если сразу после окраски опустить их в холодную воду.
♦ Для устранения залома изделия смачивают горячей водой с небольшим количеством нашатырного спирта, сушат их в растянутом состоянии и гладят тяжелым утюгом.
♦ Пятна, полученные при неровном окрашивании шерстяной ткани, иногда можно удалить кипячением в растворе сульфата натрия (глауберовой соли).
♦ При полоскании ткани после окраски необходимо проверить, удален ли избыток красителя, иначе вещи будут пачкать белье.
Изделия из натурального шелка подготовляют к окраске так же, как и шерстяные. Их стирают в мыльном растворе, применяя умягченную воду (при стирке частично удаляется и первоначальная окраска). Кроме того, выводят жировые пятна, которые мешают прокрашиванию ткани.
При использовании прямых красителей для получения светлых и средних оттенков к раствору прибавляют мыло (15 г на 1 л воды) и иногда желатин (3-4 г на 1 л воды). Их отдельно разваривают в воде и (вводят в красильный раствор до начала, крашения.
Для темных цветов добавляют уксус и уксуснокислый аммоний.
Для светлых оттенков берут 1-3% прямого красителя, 10- 15% нейтрального мыла, 5-10% глауберовой соли; для темных оттенков - 4-5% красителя, 2-4% уксуснокислого аммония, 5-10% поваренной соли, 3-7% уксуса (8-процентного);
Красильный раствор для светлых оттенков нагревают до 40° и загружают в него вещи. Жидкость постепенно доводят до 90- 95° и красят, продолжая перемешивание при этой температуре в течение 30 мин. Затем, прекратив подогрев, оставляют изделия в растворе еще на 10-20 мин. Наконец, вещи вынимают, промывают в теплой, а потом в холодной воде. В промывную воду добавляют 15-20 г уксуса на 1 л воды.
В красильный раствор для темных оттенков добавляют поваренную соль и уксуснокислый аммоний. Вещи погружают в жидкость при температуре 40°. Постепенно доводят до 90-95° и красят в течение 20-30 мин., затем, прекратив подогрев, прибавляют уксус. После этого раствор снова подогревают до 95° и продолжают окраску еще 15 минут.
Кислотными красителями шелковые вещи красят примерно так же, как и шерстяные . Иногда при окраске в черный цвет применяют двухванный способ , т. е. сначала красят прямыми красителями, а затем - кислотными. Этот способ применим также и в том случае, если шелковые вещи сшиты хлопчатобумажными нитками.
При окраске кислотными красителями принята следующая дозировка: 1-4% красителя, 5-10% глауберовой соли, 2-3% уксусной эссенции (все соотношения взяты от веса вещей).
Процесс крашения начинают при температуре 40-50°. Красильный раствор постепенно подогревают до 90-95° и при этой температуре красят в течение 30 мин. При использовании красителей, которые быстро окрашивают шелк, уксусную эссенцию прибавляют в два приема («половину в начале окраски и вторую половину - через 30 мин.) в охлажденный до 50-60° красильный раствор, который затем снова подогревают до 95°.
Обычно к концу окраски получается почти светлый раствор.
Шелковые вещи после окраски промывают, как шерстяные.
Яркие цвета для натурального шелка получаются при окраске основными красителями в присутствии уксусной эссенции. Но эти красители мало прочны в стирке и плохо переносят действие света.
При окраске основными красителями принят следующий рецепт: 0,5-3% красителя и 0,4% уксусной эссенции (процентные соотношения от веса вещей).
К основным красителям принадлежат следующие: метиленовый голубой, основной синий К, основной фиолетовый К, основной яркозеленый, родамин Ж и другие.
Краситель растворяют в воде, умягченной уксусной эссенцией (10 г уксусной эссенции на 10 л воды). Вещи загружают в раствор при температуре 30-35°, затем его постепенно подогревают до 80% и красят около 30-45 мин. Потом раствор охлаждают, вещи вынимают и промывают в теплой и холодной воде.
Полушелковые вещи чаще всего красят прямыми красителями.
Принята следующая дозировка: 1-4% красителя; 4-10% г мыла ядрового (60-процентного); 10-20% глауберовой соли (процентное соотношение от веса вещей). Мыло в красильный раствор добавляют для получения более ровного тона. Вещи загружают в раствор при температуре 60-70°, подогревают его до 90-95° и красят около 60 мин. Потом изделия промывают в теплой воде, умягченной питьевой содой или нашатырным спиртом, а затем в воде, подкисленной небольшим количеством уксуса, для оживления окраски.
Перед последним полосканием необходимо убедиться в полном удалении мыла с вещей, так как мыло разлагается от уксуса, в результате чего на ткани остаются жирные кислоты.
Полушелковые вещи, состоящие из натурального и искусственного шелка или хлопка, также красят прямыми красителями, а из натурального шелка и шерсти - кислотными красителями.
Существует предание, будто однажды молодая девушка Лей-Цзу, будучи женой третьего китайского императора Хуан-Ди, решила попить чай в роскошном императорском саду под одним из тутовых деревьев. На дереве висели коконы гусениц тутового шелкопряда, которые Лей-Цзу приняла за диковинные плоды.
Сорвав из любопытства такой «плод», она случайно уронила его в горячий чай. И каково же было ее изумление, когда кокон начал превращаться в тончайшую нить! Не растерявшись, Лей-Цзу быстро собрала коконы и соткала первый в мире шелковый халат.
Так появился шелк, а спустя немного времени стала популярной и роспись по нему.
Натяните шелк на рамку. Если вы отлично рисуете, то набросок будущего рисунка можно сделать сразу на материи. Если же нет, распечатайте любой понравившийся рисунок, обведите контур фломастером и положите его под шелк. Просвечивающийся сквозь тонкую ткань контур хорошо различим, останется только аккуратно скопировать его на ткань исчезающим маркером.
Теперь щетинистой кистью или чантингом нанесите тонкие линии парафина или воска поверх исчезающего маркера. После того как воск застыл, можно приступать к покраске. Быстро смочите ткань и нанесите самые светлые краски вашей картины. Затем сделайте еще один слой воска по старым линиям, захватывая новые участки ткани, и после его высыхания смочите шелк водой и нанесите более темные краски.
Кусочек шелка, обычно это шарфик или платок, в произвольном порядке перевязывают нитками, создавая петельки и неровные выступы. Затем набирают краску в шприц и вливают ее в узелки, вкалывая туда иглу. Краски обычно берут контрастных цветов или нескольких оттенков одного цвета. После просушки нитки развязывают и закрепляют краски согласно инструкции.
Первый способ. В шелк заворачивают небольшие предметы (например, камешки или большие пуговицы) затем каждый камешек туго перевязывают нитью или резинкой, шелк смачивают и опускают в краску. Если в узоре будет несколько цветов, то красят кистью. Как только заготовка высохнет, нитки можно снимать. Полотно будет закрашено, а места под нитками и складочками останутся белыми.
Третий способ. На уголок влажного шелка положите скалку или кусок трубы. Аккуратно по диагонали обмотайте шелк вокруг трубы, попутно равномерно укладывая складки ткани. Для лучшего прилегания туго перемотайте шелк ниткой по всей длине. Теперь сдвиньте оба края к центру (складки шелка должны крепко прилегать друг к другу), и начинайте красить. После просушивания и удаления ниток рисунок будет походить на водную рябь.
Четвертый способ. Спираль. В середину окрашиваемого шелка вертикально поставьте тонкую трубочку или карандаш. Теперь поворачивайте карандаш вокруг своей оси так, чтобы на него наворачивался шелк. Получившуюся «улитку» аккуратно перевяжите нитками, чтобы она не потеряла своей круглой формы. Теперь можно перейти к покраске. Визуально разбейте круг на части и красьте каждую, промачивая кистью, одним и тем же цветом с трех сторон (сверху, снизу и сбоку). После того как «улитка» высохнет, удалите нитки.
На только что покрашенный участок любой из перечисленных техник насыпается немного соли. Соль притягивает к себе воду, а вместе с ней и краску, и на выбранном участке появляются ярко выраженные крапины и узоры. Точно так же работают и крупицы мочевины, но узоры от них немного отличаются, особенно если на крупинку капнуть воды или контрастной краски. После высыхания красок соль удаляют. Единственный минус такой техники - после нее практически невозможно закрасить ткань заново.
Уложить ткань на старую газету (свежая оставит отпечатки), свернуть в рулон, а потом закрутить в нетугую «улитку» и связать нитками. В кастрюлю налить воды, около четверти, и поставить на огонь. «Улитку» привязать к палочке и повесить над водой в кастрюле. Внимательно проследите за тем, чтобы газета кроме палочки, на которой висит, ни к чему не прикасалась. Убавьте огонь, чтобы вода не бурлила, и накройте кастрюлю свернутым пледом или одеялом. Через 1-1.5 часа краски закрепятся.
Как видите, техник множество, и все они разнообразны. Несмотря на то, что роспись шелка насчитывает более трех тысяч лет, она по-прежнему остается популярной. Пробуйте, творите, и шелк откроется вам во всей красе!
(105342) - Синицына С., 06.12.2007 г.
В домашних условиях далеко не все ткани можно хорошо окрасить.
Почти невозможно добиться ровной окраски, даже в темный цвет, тканей, с набивным цветным или белым рисунком, пестротканых и пестровязаных изделий, а также натурального шелкового полотна и чесучи, капрона и нейлона. Сильно и неровно выгоревшие шерстяные вещи можно хорошо выкрасить только в темные цвета - черный, темно-коричневый и темно-синий. Нельзя красить изделия из прорезиненных тканей, так как резина не выдерживает высокой температуры, а также спортивный нательный трикотаж, так как окрашенная вещь может полинять. Совершенно не окрашиваются ткани
из ацетатного шелка, стеклянного волокна и некоторых синтетических валокон (хлорина, нитрона).
Чтобы правильно выбрать краситель , нужно предварительно опpеделить, из какого волокна сделана ткань . Для этого вдоль и попеpек ткани выдергивают по небольшой нити и осторожно поджигают их спичкой: если нить горит быстро, ровно, яpким пламенем с запахом жженой бумаги и оставляет легко рассыпающуюся золу, то это волокно растительного происхождения (хлопковое, льняное) или вискозный искусственный шелк. Ацетатный шелк тоже горит быстро, но на конце нити образует спекшийся твердый шарик темно-бурого цвета; вне пламени горение прекращается. Капрон или нейлон не горят, а плавятся образуя мягкий шарик. Нить из волокна животного происхождения (шерсть, натуральный шелк) горит плохо, на конце нити образуется черный спекшийся шарик, при горении распространяется запах жженого пера.
Происхождение шелковых нитей можно распознать и иначе : нить опускают в ацетон; если это ацетатный шелк или один из видов синтетического волокна, то нить через некоторое время растворится; вискозный и натуральный шелк не растворяются. Можно испытать нить на разрыв в сухом и влажном состоянии. Если влажная нить окажется значительно менее прочной, чем сухая, то это означает, что шелк - вискозный.
Для домашнего крашения вещей из различных тканей имеются следующие виды красителей:
1. Для хлопчатобумажных, льняных тканей и тканей из искусственного (вискозного) шелка.
2. Для шерстяных тканей.
3. Для тканей из натурального шелка.
4. Для всех видов волокон и их смесей, за исключением ацетатного шелка и синтетических волокон, универсальные красители. Универсальные красители применяют для крашения смешанных тканей и во всех случаях, когда есть сомнение в однородности окрашиваемого материала.
Изделия и ткани из натурального шелка требуют вдвое большего количества красителя, по сpавнению с дpугими тканями.
Если вес окрашиваемой вещи соответствует весу, указанном в рецепте на пакете с красителем, то белые вещи окрасятся в тот цвет, который указан на этикетке красителя. При крашении цветных материалов окраска получается иной, так как происходит смешение цветов (например, ткань желтого цвета окрашенная синим красителем, приобретает зеленый цвет). Ниже приводится таблица, по которой можно выбрать краситель для перекрашивания цветных материалов в нужный цвет.
Цвет окрашиваемого материала | Цвет красителя | Цвет, получаемый при перекраске |
Кpасный | Синий Желтый Коричневый Зеленый Фиолетовый Серый | Фиолетовый Оранжевый Красно-коричневый Коричневый Красно-фиолетовый Темно-красный |
Синий | Красный Желтый Коричневый Зеленый Фиолетовый Серый | Фиолетовый Зеленый Темно-коричневый Сине-зеленый Сине-фиолетовый Темно-синий |
Желтый | Красный Синий Коричневый Зеленый Фиолетовый Серый | Оранжевый Зеленый Желто-коричневый Желтовато-зеленый Зеленовато-коричневый Гороховый |
Коричневый | Красный Синий Желтый Зеленый Фиолетовый Серый | Красно-коричневый Темно-коричневый Желто-коричневый Хаки Темно-коричневый Темно-коричневый |
Зеленый | Красный Синий Желтый Коричневый Фиолетовый Серый | Коричневый Сине-зеленый Желтовато-зеленый Хаки Зеленовато-коричневый Серо-зеленый |
Фиолетовый | Красный Синий Желтый Коричневый Зеленый | Красно-фиолетовый Сине-фиолетовый Зеленовато-коричневый Темно-коричневый Зеленовато-коричневый |
Серый | Красный Синий Желтый Коричневый Зеленый | Темно-красный Темно-синий Гороховый Темно-коричневый Серо-зеленый |
Вещи темных цветов можно окрашивать в тот же, но более темный цвет или в черный. В черный цвет можно перекрашивать вещи всех цветов, но перекрашенное изделие будет иметь оттенок первоначального цвета. Для получения более правильного чеpного цвета при перекраске изделий, окрашенных в кpасный бордо и коричневый цвета, на каждый пакет черного красителя надо добавить 1/3 пакета зеленого или темно-зеленого красителя. При перекраске зеленых материалов на 1 пакет черного красителя надо добавить 1/5 пакета фиолетового красителя.
При отсутствии универсальных красителей, смешанные ткани можно окрашивать красителями для хлопчатобумажных тканей следующих цветов: бордо, темно-синий, кубовый, зеленый, темно-зеленый, коричневый, темно-коричневый, черный.
Натуральный шелк красят не только специальными красителями, но и красителями для хлопчатобумажных тканей в оранжевый, красный, бордо, вишневый, фиолетовый, электрик, голубой, васильковый, темно-зеленый, темно-коричневый, черный цвет и красителями для шерсти - в синий и темно-синий цвет.
Так как ткани вырабатываются из многих видов различных волокон, а также из смешанных волокон, и определить, из какого волокна сделана ткань, трудно, то в сомнительных случаях перед крашением всей вещи следует испробовать действие красителя на небольшом кусочке ткани, опустив его в горячий раствор на 5-10 минут.
Для крашения лучше брать мягкую дождевую или снеговую воду. Жесткую воду предварительно надо умягчить содой или нашатырным спиртом (для крашения шерсти - уксусом), мутную воду - отстоять.
Для переворачивания материала во время крашения необходимо иметь 2 гладкие деревянные палки, достаточно прочные, чтобы они могли выдержать вес мокрого материала.
Металлические пуговицы, крючки и украшения перед крашением отпороть, чтобы избежать образования ржавых пятен. Мотки шерстяной пряжи перевязать в нескольких местах, чтобы они не запутались, при их переворачивании, и нанизать их из веревку. При крашении вещей с подкладкой подкладку в нескольких местах подпороть, чтобы вещи не всплывали. Вещи которые после перекраски будут перешиваться, красить в распоротом виде.
При крашении в светлые тона соли кладут вдвое меньше (1 ст. ложку на 2 л воды). Если есть возможность измеpить температуру красильного раствора, то крашение лучше вести при 80-90 гp С, а не при кипении. Ткани и изделия из искуственного шелка красят таким же образом, но раствор подогревают до 30 гpадусов, крашение ведут при 60-70° (как терпит рука). Поваренной соли не добавляют.
Промытый материал отжать как можно лучше и высушить. Изделия из шелка выкручивать нельзя. Шерстяные, шелковые и трикотажные вещи для просушивания не следует вешать: от этого они растягиваются и теряют форму, могут также образоваться "затеки". Такие вещи лучше закатать в чистое полотенце или простыню и несколько раз отжать. Отжатую вещь разложить, и растянуть по форме и в таком виде сушить. Легкие вещи можно сушить на плечиках. Окрашенные материалы и изделия не рекомендуется сушить у печки и на солнце.
Неровная окраска главным образом является результатом плохого перемешивания , недостаточного объема красильного раствора, всплывания материала при крашении, неравномерно выцветшей первоначальной окраски, неудаленных с изделия пятен от различных загрязнений и использования грязной посуды для крашения.
Окраска вещей из хлопчатобумажных и вискозных тканей может выровниться при нагревании их в мыльном растворе в течение 30-40 минут, в случае необходимости - при повторном перекрашивании. На шерстяных вещах окраска выравнивается при нагревании их в растворе нашатырного спирта (50 г на 5 л воды) в течение 30 минут при температуре 40-50°. Если вещь после окраски линяет, ее надо дополнительно промыть или выстирать для удаления излишнего красителя.
Синицына Светлана для Воструха.ру
Нужно определить, из какой ткани оно сшито. Если этой информации нет на бирке, пришитой изнутри, то выдерните поперек и вдоль шва небольшую нить. Подожгите ее, если нить горит ровно и быстро, а пламя яркое с неприятным запахом горелой бумаги, оставляющее после себя золу, то это платье из ткани растительного происхождения, то есть хлопка или льна, либо же вискозного шелка. Быстро горит и ацетатный шелк, но на конце нитки образовывается темный шарик. Шерсть и натуральный шелк горит плохо, при этом появляется запах горящих перьев.
Купить краситель для ткани можно в любом специализированном магазине. Порошок нужно высыпать из пакетика в емкость, растворить в том количестве воды, которое указано в инструкции. После этого подогреть, размешивая краску, добавив 3 столовых ложки соли, опустить туда платье и мешать длинным предметом. Можно это делать палкой. Кипеть платье в красителе должно не менее получаса на медленном огне. После этого огонь выключают, но платье вынимать можно только тогда, когда вода станет холодной. То есть оно там должно находиться еще несколько часов.
При правильной покраске раствор постепенно обесцвечивается. Полоскать платье сначала следует в холодной воде, затем в воде теплой до тех пор, пока вода не станет прозрачной. После полоскания платье стирают с добавлением небольшого количества порошка. Сушить платье после покраски следует, повесив на плечики. Использовать прищепки не стоит, так как могут появиться в местах зажима пятна.
При окраске светлой соли положите не больше 1 столовой ложки, раствор лучше не кипятить, а томить на медленном огне, чтобы температура не была выше 90 градусов. Искусственный шелк красить нужно более осторожно, раствор подогревать только до 30 градусов, а саму покраску проводить при 60 градусах. То есть температуру воды можно пробовать рукой. Но при этом соль вообще добавлять не нужно.
Обратите внимание
Не забудьте перед покраской платья удалить все вещи из карманов и желательно срезать пуговицы, так как они также могут окраситься.
Шелковые нити распознаются с помощью ацетона - они в нем просто растворяются через некоторое время.
Источники:
Шелк считается одним из самых изысканных материалов. Поэтому его высокая цена вполне оправдана. Однако вы можете самостоятельно сделать оригинальную вещь, покрасить ее или нанести красивую роспись. Это позволит вам не только существенно сэкономить, но и порадовать себя результатами собственного творчества.
Вам понадобится
Инструкция
Постирайте шелк перед покраской. Ткань обрабатывается специальной пропиткой, которая обеспечивает несминаемость и гладкость поверхности. Но для того чтобы краска ровно легла на материал, защитный слой необходимо смыть. Для стирки шелка вручную нужно взять примерно ведро воды и растворить в нем 250 г мыла. Если вы хотите выстирать ткань в стиральной машине, то имейте ввиду, что нужно использовать программу деликатной стирки и специальный порошок.
Если вы планируете красить не всю ткань, а наносить рисунок, то для получения более четких границ нужно прополоскать шелк в соленой воде. После этого положите материал на горизонтальную поверхность, чтобы не получилось подтеков, и дайте высохнуть естественным путем. Но имейте ввиду, что у этого способа есть один существенный минус - цвета краски не будут яркими. Поэтому такой рецепт подойдет лишь для изделий, которые будут выполнены в
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам