Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В продуктивности восприятия ребенком предмета огромное значение имеет действие, которым пользуется ребенок при восприятии. Формирование сенсорных эталонов

Дети дошкольного возраста сталкиваются с необходимостью развивать в себе многие полезные навыки. Воспитатели учат детей правильно контактировать с окружающим миром, адекватно реагируя на происходящие вокруг события.

Однако невозможно взаимодействовать с этим миром в полной мере до тех пор, пока не научился объективно его воспринимать. Ребенок только в том случае готов полноценно взаимодействовать с окружающей средой, когда имеет правильное четкое и развернутое представление о том, что происходит вокруг него.

Малыш постоянно сталкивается в своей жизни с огромным разнообразием предметов, каждый из которых имеет свою форму, краски, размеры и другие признаки. Ребенок ежедневно попадает в окружение природы с ее многочисленными сенсорными свойствами – запахами, звуками, различными цветами. И даже без вмешательства взрослых неосознанно ребенок воспринимать все это.

Естественные механизмы мозга очень хорошо выполняют свою работу. Но без грамотного вмешательства взрослых в этот процесс познания окружающего мира, у детей формируется ограниченное, неполноценное и поверхностное представление о том, что их окружает. А ведь именно от этого зависит то, сможет ли при взрослении человек принимать правильные решения, гармонично взаимодействуя с людьми, вещами и природой.

Отсюда возникает одно из приоритетных направлений в педагогике – это сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. Эта методика подразумевает целенаправленное развитие и усовершенствование различных сенсорных механизмов, свойственных человеческой природе: внутренние представления об окружающем пространстве, ощущения человека и восприятия.

Задачи сенсорного воспитания

Какие задачи должен ставить перед собой педагог?

Воспитание сенсорной культуры ребенка начинается с усвоения принятых в науке сенсорных эталонов.

Что сюда включается?

  • форма;
  • величина;
  • вкус;
  • запах;
  • цвет;
  • время;
  • пространственные представления;
  • осязание.

Важно не только запомнить эти термины, но и безошибочно давать сенсорную оценку окружающей действительности, предметам и явлениям в любой момент времени и в любых обстоятельствах. Только в таком случае ребенок будет способен адекватно реагировать и взаимодействовать с миром.

Для того чтобы усвоить все перечисленные выше эталоны, ребенку нужно правильно использовать органы сенсорной чувствительности: сюда включаются органы зрения и слуха и механизмы осязания в теле человека. В задачи воспитания ребенка входит обучение его в полной мере использовать возможности своего тела для формирования полной и детальной картины об окружающем пространстве, используя при этом все органы чувств одновременно.

Выдающиеся представители науки о дошкольном воспитании (М.Монтессори, Ф. Фребель, К.И. Тихеева, Н. Блехер, Н.А. Ветлугина и прочие) по праву этой области дошкольного образования приписывали чуть ли не главную роль.

Дидактические игры как средство воспитания сенсорной культуры

Рассказывать трехлетнему малышу о том, что предметы бывают большие или маленькие, что цвет может быть зеленым или красным, что есть узкие или широкие двери не произведет нужного эффекта. Маленьким детям (впрочем, как и взрослым), эти знания представляются довольно скучными и ненужными. Даже если просто использовать красивые картинки и наглядно показывать ребятам свойства предметов, это вряд ли возымеет большой эффект на большинство из них. Как же тогда прививать детям дошкольного возраста культуру сенсорного восприятия?


Вот тут-то на помощь и приходят дидактические игры!

Игра – это основной способ познания ребенком окружающей среды. Игра не только позволяет познавать этот мир, но и развивает навыки, отвечающие за адекватное взаимодействие с ним.

Игра запускает механизмы усвоения нового материала в мозгу у ребенка. Именно поэтому дидактические игры подходят для решения задачи совершенствования способности воспринимать детьми характерные эталонные признаки предметов.

Дидактическая игра обладает двумя полезными функциями. Во-первых, она помогает ребенку самостоятельно и с удовольствием впитывать всю новую информацию. С другой стороны, с помощью игры взрослый имеет возможность напрямую влиять на этот процесс. То есть получается что ребенок воспринимает новые сведения самостоятельно, но руководит этим процессом педагог. Причем делает это ненавязчиво и очень эффективно.

И хотя ребенок воспринимает эту методику обучения как обыкновенную игру, взрослые должны очень серьезно подходить к этому виду игр, воспринимая их как одну из основных методик обучающего воздействия педагогом на ученика.

Грамотное и СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ использование дидактических игр запускает интенсивный управляемый процесс совершенствования сенсорных восприятий у детей до 7 лет. Это очень мощный инструмент, который способен буквально творить чудеса в сознании детей, но только при условии, что инструмент этот находится в руках хорошего специалиста, сумевшего правильно организовать учебный процесс.

Несмотря на внешнюю простоту, дидактическая игра – это очень сложное явление, представляющее собой структуру из пяти элементов:

Дидактическая задача . Она определяется тем, какие задачи ставит перед собой обучающий и какое именно воспитательное воздействие он планирует оказать.

Правила игры. Нужно определить, каков характер и способы взаимодействия участников игры и как этот процесс будет организован в командной или одиночной игре.

Игровые действия. Определяют то, что именно должен делать каждый участник, выполняя свои задачи. Именно этот элемент игры активизирует способность ребенка к усвоению нового материала и делает этот процесс увлекательным.

Результат. Он показывает, насколько хорошо дети усвоили знания и приобрели новые навыки.

Очень важно грамотно проработать каждый перечисленный выше пункт. Дидактическая игра в развитии сенсорного восприятия сыграет положительную роль только при условии, если педагог сумеет вызвать у детей определенные сильные эмоции: удивление, ощущение поиска и восторг открытия, радость, удовольствие, веселье.

Вы можете ознакомиться с некоторыми эффективными играми в статье «20 дидактических игр на развитие сенсорной культуры у детей дошкольного возраста» (ссылка)

Здесь же мы ознакомимся с двумя разновидностями дидактических игр:

Игры для . Эти игры, как правило, побуждают ребят работать с большим разносортным массивом предметов, имеющих разные характеристики. Как правило, в качестве дополнительных материалов используются большое количество разных карточек, картинок, игрушек. Нужно отыскать все предметы определенной формы. Или нужно рассортировать картинки по цветам. Или предлагается в зависимости от формы предмета, положить его в определенную коробочку. Чаще всего через эти игры дети учатся различать формы, цвета и величины.

Игры с предметами. Эти игры подразумевают работу с какими-то конкретными предметами. Например, нужно собрать матрешку, построить пирамиду, сделать из конструктора дом или вылепить что-то из пластилина. Взаимодействуя с предметами, дети неосознанно знакомятся с их формой, размером, цветом. Это позволяет им организовывать различные предметы между собой, тем самым творя что-то новое.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста и его влияние на общее развитие детей



Развитие сенсорного восприятия положительно влияет на общее развитие ребенка. Каждая игра, помимо своей основной функции, побуждает детей выполнять целую серию упражнений, развивающих детей умственно, обучающих детей помогать товарищам, замечать свои ошибки и исправлять их.

Дети в целом настроены более позитивно, если имеют более полное, детальное и ясное понимание окружающей их обстановки. Они держатся более уверенно и расслабленно. Они с большим удовольствием занимаются познавательной деятельностью и развивают коммуникативные связи со своими сверстниками и взрослыми людьми.

Задачи, которые выполняют дидактические игры, выходят далеко за пределы только лишь сенсорики.

Они оказывают позитивное влияние на следующие аспекты:

  1. Высокое интеллектуальное развитие;
  2. Наблюдательность;
  3. Развитое эстетическое восприятие;
  4. Способность концентрации внимания;
  5. Быстрое обучение новым способам познания окружающего мира;
  6. Быстрое усвоение новых навыков учебной деятельности;
  7. Большой словарный запас;
  8. Хорошая слуховая, зрительная, образная, моторная память.

Если спросить большинство родителей: «Много ли времени лично вы уделяете сенсорному развитию вашего ребенка?», большинство из них признаются, что нет. Многие даже никогда не слышали этого понятия. А ведь это именно то, что им нужно!

Именно эта область воспитания позволяет заложить прочный фундамент для общего умственного развития детей и определяет, насколько успешным будет обучение ребенка в более позднем возрасте.

Именно сенсорное восприятие запускает процесс познания мира. Все другие методы познания плавно вытекают из этого и являются результатом того, каков объем информации человек получил об окружающем мире, как он смог обработать все эти данные и как научился взаимодействовать с внешней средой.

Для ребёнка дошкольного возраста характерно чувственное познание окружающего мира, в основе которого лежат процессы ощущения и восприятия. Именно дошкольный период детства является сензитивным для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольного образования (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец Л.А. Венгер, А.Д. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считают, что сенсорное воспитание ребёнка является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и других.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Богатство и разнообразие чувственных впечатлений, получаемых из окружающей действительности, делает его жизнь богаче и ярче. Бедность же впечатлений обусловливает появление отрицательного эмоционального состояния.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Первое положение. Ощущения и восприятия рассматриваются не как пассивные процессы зеркального отражения предметов и явлений окружающей действительности, а как особые действия анализаторов, направленные на обследование этих предметов и явлений, их особенностей. Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребёнком сенсорными действиями.

Второе положение. В свете культурно-исторической концепции Л.С.Выготского развитие восприятия у ребёнка есть процесс усвоения социального сенсорного опыта, формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей.

Социальный сенсорный опыт может приобретаться как перцептивными (обследовательскими) действиями, так и интеллектуальным путём.

В работах Л.А. Венгера дан содержательный анализ и перцептивного и интеллектуального путей усвоения систем сенсорных эталонов.

Под сенсорными эталонами понимаются общепринятые, нормативные образцы внешних свойств предметов, выделенные в процессе общественно-исторической практики человечества. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры и т.д.

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного детства и за его пределами. В процессе освоения сенсорных эталонов можно выделить три периода.

Первый период длится до начала третьего года жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребёнок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления - некоторые особенности формы, величины предметов, их


пространственное положение и т. д.

Второй период длится примерно до пяти лет. Ребёнок пользуется сенсорными эталонами, соотнося их с конкретными предметами (овал - огурец, круг - солнышко, красный цвет - помидор).

В третьем периоде (в возрасте пяти лет и старше) по мере накопления социального опыта и обобщения его под руководством взрослого происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов. При этом сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребёнок уже соотносит качество предметов с общепринятыми эталонами: арбуз как шар, листик зелёный.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей.

В дошкольном детстве выделяются следующие задачи сенсорного воспитания:

1) формирование перцептивных (обследовательских) способностей;

2) формирование системы сенсорных эталонов;

3) формирование умений самостоятельно применять перцептивные действия и
сенсорные эталоны в практической и познавательной деятельности.

В каждом возрасте эти задачи конкретизируются.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется ещё одна - необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведёт к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определённое значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берётся пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон и т.п.).

Сенсорное воспитание в этот период занимает приоритетное положение. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребёнок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и чёрным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимание на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трёхлетнему возрасту завершается

подготовительный этап сенсорного воспитания ребёнка и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

В сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет выделяются следующие основные задачи:

1. На первом году жизни - это обогащение ребёнка впечатлениями. Следует
создавать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими
игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2. На втором-третьем году жизни ребёнка обучают выделять цвет, форму и
величину как особые признаки предметов, а также накапливать представления об
основных разновидностях цвета и формы и об отношениях между двумя предметами по
величине.

3. Начиная с четвёртого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны -
устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и
отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует познакомить
их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и отношеними по величине,
возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий.

Согласно современной теории сенсорного воспитания его содержание для детей дошкольного возраста предусматривает накопление ими широкого сенсорного опыта в процессе познания многообразных сенсорных характеристик окружающего мира (сенсорных эталонов, перцептивных действий).

Вовлечение ребёнка в различные виды деятельности является одним из условий сенсорного воспитания. Именно в условиях содержательной результативной деятельности возможно организовать восприятие свойств предметов, их особенностей, формировать представления о них.

Следующим условием сенсорного воспитания является обучение, которое представлено рядом этапов.

На первом этапе взрослый привлекает ребёнка к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого он предлагает ребёнку создать какой-либо продукт, который должен быть похож или на образец, или удовлетворять определённым требованиям (например, ворота определённой высоты для машины). Не имея навыков обследования образца, дети на этом этапе допускают ошибки. Эту ситуацию неудачи использует взрослый. Он помогает ребёнку увидеть, осознать то свойство, которое необходимо учесть для достижения цели.

На втором этапе взрослый обучает ребёнка перцептивным действиям. Параллельно с обследовательскими действиями идёт накопление представлений о сенсорных признаках предметов и явлений.

Воспитатель показывает и называет само перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое ребёнок получил в результате обследования (например, для знакомства ребёнка с таким свойством, как мягкость, предлагается смять предмет. Затем называется слово-качество - мягкий). При этом целесообразно использовать приём сравнения (предложить смять твёрдый предмет и ответить, мягкий ли он).

Целью третьего этапа является формирование представлений об эталонах. Для этого у ребёнка должно быть сформировано умение группировать предметы по тому или иному признаку (собрать все круглые предметы, разместить красные цветы в красную вазу, синие - в синюю и т.п.). Постепенно детей учат применять усвоенные ими эталоны


качеств для анализа предметов, сравнивать предмет с эталоном, замечая сходство и отличие. В процессе этой работы к концу дошкольного возраста дети начинают осваивать систему эталонов (цвета, формы, величины, времени, звуков и т.п.).

На четвёртом этапе важно создавать условия для самостоятельного применения знаний, освоенных детьми в процессе какого-либо вида деятельности (подбери бумагу для лодочки, сделай коробочку под рассаду, сшей мишке тёплое одеяло и т.п.).

Литература:

1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры
ребенка. - М., - 1988.

2. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. - Минск, 1994.

3. Морозова О., Тихеева Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание,
// Дошкольное воспитание. - 1993, №5.

4. Плеханов А. Овид Декроли и его метод. // Дошкольное воспитание. 1991, №11.

5. Плеханов А. , Морозова О.М. Манасеина М. Сенсорное развитие и воспитание
детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. 1994, № 2 .

6. Поддьяков Н.Н., Аванесова В.М. Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981.

Контрольные задания по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

1. Что предполагает сенсорное воспитание ребенка:

а)......................... б)......................... в)..........................

2. На что направлено сенсорное воспитание, являясь одной из основных сторон
дошкольного воспитания? Выберите верный ответ, отметив его каким-либо знаком:

а) сенсорное развитие,

б) умственное развитие,

в) формирование сенсорных эталонов.


ю схему, дайте краткую р асшифровку, отметив основное

Познание

ТШРАЗЪГВиСПРИЯТИЗГ

Результа ты переработки образов


Нормальное умственное развитие


Полноценное восприятие


4. Каково главное направление сенсорного воспитания?

5. Дайте определение понятию «сенсорная культура».

6. Верно ли, что сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних
свойств предметов?

7. Сопоставьте основные задачи сенсорного воспитания детей с возрастными
периодами, характеризующими их:


б) 2-3 года


1) формирование сенсорных эталонов, устойчивых, закрепленных
в речи представлений о цвете, геометрических формах и
отношениях по величине между несколькими предметами;

2) обогащение ребенка впечатлениями о свойствах окружающих
предметов;

3) выделение цвета, формы и величины как особых признаков
предметов;

4) развитие аналитического восприятия;

5) обогащение представлений об основных разновидностях цвета и
формы, об отношениях между двумя предметами по величине;

6) знакомство с оттенками цветов, с вариантами геометрических
фигур и с отношениями предметов по величине.

8. Укажите функции взрослого в сенсорном развитии ребенка, которые
выделяла М. Монтессори? Выберите верные ответы, отметив их каким-либо знаком:

а) организация разнообразной детской деятельности;

б) оказание помощи;

в) выступание в роли коллеги, партнера;

г) организация занятий с дарами;

д) ненавязчивое руководство;

е) посредничество между ребенком и предметной средой;

ж) оказание систематической помощи.

9. Сопоставьте возрастные периоды с основными действиями, характерными для
них, по мнению А.В. Запорожца:

1) 3 года а) планомерное и последовательное обследование объекта;

2) 4 года б) манипулирование предметом без попытки обследования;

3) 5-6 лет в) рассматривание предмета, выделение отдельных частей и

4) 7 лет признаков;

г) систематическое, планомерное рассматривание объекта.

10. Отметьте, какие сенсорные эталоны выделяет А.В. Запорожец:

а)....................... б)........................ в)

11. Дополните схему дидактического материала, способствующего развитию
органов чувств по М. Монтессори.

Воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург.

Кратко смысл проведения такого рода консультаций, семинаров можно сформулировать так: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю».

Активная консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания дошкольников.

Оборудование: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы - манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца-«киндерсюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.

Ход мероприятия:

1 часть (теоретическая) - Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может -войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Познание окружающего мира начинается с того, что мы воспринимаем окружение с помощью своих органов чувств, т.е. первым источником познания являются ощущения.

Сенсорное воспитание дошкольников – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Ощущения – это простейший познавательный процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающей среды, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения – это важнейший источник информации о внешнем мире и собственном теле.

Существуют четыре вида ощущений:

1) Слуховые ощущения – ощущение звука;

2) Обоняние – ощущение запаха;

3) Вкусовые ощущения – человек ощущает 4 модальности: сладкое, солёное, кислое, горькое. Все остальные ощущения вкуса – разнообразные их сочетания.

4) Осязание – тактильные ощущения или кожная чувствительность (это ощущения давления, боли, тепла и холода.

Восприятие отличается от ощущений – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. В основе восприятия лежат ощущения.

Развивать анализаторы – значит научить ребёнка обследовать предметы (такие обследовательские действия в психологии называются перцептивными)

Основная задача сенсорного воспитания – своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие.

Чтобы сенсорное воспитание детей осуществлялось целенаправленно и гармонично, очень важно, чтобы дети освоили сенсорные эталоны (это обобщённый опыт человечества по сенсорным знаниям).

Свойства предметов разнообразны, но выделяют наиболее значимые сенсорные эталоны, которые должны освоить дошкольники:

1. Система мер веса;

2. Система мер длины;

3. Система направлений;

4. Система геометрических фигур;

5. Система цвета;

6. Система величины;

7. Система звуков;

8. Система запахов;

9. Система фактуры.

Усвоение таких сенсорных эталонов – процесс очень длительный. Усвоение этих эталонов позволяет развивать ребёнка во всех направлениях, но главное – у ребёнка происходит и развитие речи.

Можно выделить этапы освоения сенсорных эталонов детьми:

I. Этап освоения сенсорных предэталонов (это яркие особенности предметов – некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.). Длится этот этап со второй половины первого года жизни до первой половины третьего года жизни.

II. Знакомство с предметными эталонами через сравнение. Например, ребёнок усваивает цвета, через сравнения с какими-нибудь знакомыми предметами с ярко выраженным и относительно постоянным цветом. Например, жёлтый – как лимон, или зелёный – как травка, или оранжевый – как апельсин и т.д. Ещё один пример, ребёнок усваивает систему геометрических фигур и сравнивает эталоны с предметами: круглый, как мяч; квадратный, как кубик; треугольный, как ёлка; овальный, как яйцо и т.д. Этот этап длится с трёх до семи лет.

III. Этап сравнения качества предметов с общепринятыми эталонами. Например, солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Эталоном цвета является семь цветов спектра и их оттенки, для слухового восприятия – звуковысотная шкала (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и звуки родного языка. Длится этот этап от шести до семи лет.

Ребёнок усваивает все эталоны через активную деятельность с предметами.

Итак, что же должен освоить ребёнок на протяжении дошкольного возраста? (содержание сенсорного воспитания дошкольников).

— цвет (семицветный спектр цветов – радуга);

— величину (большой, средний, маленький и т.д.);

— форму (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шестиугольник);

— вкусовые ощущения (кислый, сладкий, солёный, горький);

— запах;

— фактуру (пушистый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, тёплый, холодный и т.д.);

— тяжесть предметов (лёгкий – тяжёлый);

— звучание предметов (высокий звук, низкий, громкий, тихий и т.д.).

— ориентирование во времени (первоначально – утро, день, вечер, ночь, в последствие – интервалы времени – минута, 5 минут, 10 минут, час и знакомство с часами);

— речевой слух (звуки родного языка – гласные и согласные, учить их дифференцировать и обобщать в слова);

— музыкальный слух (умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии);

— ориентирование в пространстве (снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева и т.д.).

В дошкольной педагогике сложилось несколько систем сенсорного воспитания. У многих родителей на слуху две самые известные системы сенсорного воспитания – это система Марии Монтессори и система Фридриха Фребеля. Существуют даже специализированные детские сады, которые воспитывают детей по этим системам. И многие родители задаются вопросом: чего же такого особенного в этих садах и следует ли отдавать ребёнка в такой детский сад?

Система сенсорного воспитания дошкольников Марии Монтессори . Автор этой системы предлагала познание окружающего мира соединить с ознакомлением предметов вокруг ребёнка. Она предлагала так насытить развивающее пространство, в котором воспитывается ребёнок, чтобы несколько предметов из окружения вызывали его интерес. М. Монтессори сводит развитие ребёнка исключительно к развитию сил и способностей организма: развитию мускулов, зрения, слуха, обоняния и т.п. У неё разработаны целые системы упражнений на развитие разных органов чувств, причём к каждому упражнению был подобран дидактический материал. Например, для развития термического чувства – упражнения с набором металлических чашечек, наполненных водой различной температуры; для воспитания тактильного чувства – упражнения с набором гладких и наждачных дощечек, карточек, различных тканей и т.д. В системе Монтессори ребёнок должен действовать с материалами самостоятельно.

Система сенсорного воспитания Фридриха Фребеля. Автор этой системы предлагал выстроить сенсорную систему на практической деятельности детей, утверждая, что моторика руки в комплексе с другим анализатором позволит ребёнку более точно говорить о свойствах предметов. Ф.Фребель разработал специальное дидактическое пособие для сенсорного развития детей – «Дары Фребеля», которое состояло из набора различных геометрических фигур, которые рассыпались на меньшие по размеру.

Таким образом, Вы можете решать сами, какой системы сенсорного воспитания ребёнка придерживаться. На самом деле вы можете осуществлять сенсорное воспитания вашего малыша самостоятельно, и оно начинается буквально с первых дней жизни ребёнка…

ПЕДАГОГИКА

Сенсорное воспитание , направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В истории дошкольной педагогики , на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Принципы сенсорного воспитания

1. В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д.

2. Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач.

3. Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.

4. Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.



При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста исходными явились принципы теории сенсорного воспитания.

Задачи

1. Основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов - это обеспечить накопление представлений о сенсорных эталонах: цвете, форме, и величине предметов (основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький)

2. Формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнезда, втыкание грибков-втулочек в отверстия доски.

3. Обучение детей внешним приемам сопоставления объектов , например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Один из приёмов - выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Современные тенденции нравственно-трудового воспитания дошкольников.

Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, содержание, методы нравственного воспитания. Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошколь­ников на современном этапе обусловлена тем, что оно явля­ется стержнем приобщения ребенка к культуре. С его помощью обеспечива­ется овладение нормами и правилами взаимодействия с природой и окружа­ющими людьми, а именно это и составляет суть культуры. Поэтому, если ребенок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир культуры происходит значитель­но легче, а его трудовое, умственное, эстетическое воспитание доставляет взрослым гораздо меньше хлопот.

«Нравственное воспитание » - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств в соответствии с принятыми в обществе нормами.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам.

Экономическое воспитание – это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанник, направленное на формирование у воспитанников знаний, потребностей, интересов и стиля мышления соответствующих природе, принципам рационального хозяйства и организации производства, распределения и потребления.

Традиционные блоки в содержании нравственного воспитания:

а) коллективизм включает в себя воспитание в деятельности, формирование дружеских взаимоотношений (Т.А.Маркова), ответственности (К.А.Климова) взаимопомощи (Л.А.Пеньевская, С.А.Козлова), с помощью художественных произведений (Л.А.Таллер)

б) гуманизм, воспитание гуманности представляет

Формирование такого нравственного качества, которое подразумевает гуманные взаимоотношения: сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию (Л.А.Пеньевская, А.М.Виноградова)

в) патриотизм - патриотическое и интернациональное воспитание (Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова, М.И.Богомолова, Э.К.Суслова)

г) трудолюбие и отношение детей к труду изучалось по таким направлениям: содержаниетруда, овладение трудом как деятельностью (В.Г.Нечаева, Я.З. Неверович), виды и формы организации труда (З.Н.Борисова, Г.Н.Година, Р.С.Буре, А.Д.Шатова), воспитание в труде нравственных качеств личности (Д.В.Сергеева, Г.Н.Година).

Исследования:

· Виды и формы труда

Поручение (А.Д.Шатова): по форме организации - индивидуальные, подгрупповые, общие; по продолжительности – кратковременные, длительные, одноразовые; по содержанию – соответствовать видам труда

Дежурства - иссл. З.Н.Борисовой, Г.Н. Годиной, Л.Г.Нисканен

Общий, совместный, коллективный труд – Р.С.Буре, Д.В.Сергеева, С.А.Козлова, Л.В.Крайнова

· Становление компонентов трудовой деятельности (В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, М.В. Крулехт) Постановка цели; мотивы трудовой деятельности, трудовые действия, планирование, оценка

· Задачи нравственно-трудового воспитания

1. Ю.К.Бабанский

воспитание интереса к труду взрослых и уважения к человеку-труженику (на примерах доступных пониманию детей профессий, а также на примерах из жизни близких людей);

воспитание желания и умения трудиться, устойчивой привычки к труду;

подготовка к выбору прфесии

2. В.И.Логинова

Формирование знаний, представлений о трудовой деятельности- ее цели, планировании, - общественного значения, необходимости добиваться хороших результатов;

3. В.Г. Нечаева

формирование нравственно-волевых качеств: старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца; воспитание культуры труда (умения подобрать необходимые инструменты и материалы, бережного с ними обращения, правильной подготовки рабочего места); воспитание бережного отношения к результатам труда (например, после уборки комнаты не разбрасывать игрушки, беречь вещи, сделанные членами семьи, самим ребенком, и т. п.)

Проблемы экономического образования детей (Шатова):

1. ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира).

2. трудовое воспитание (работа, ее результат, индивидуальный и коллективный труд, цена, стоимость и главное – уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги и др.);

3. игровая деятельность (закрепление знаний о жизни людей, их труде);

4. воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру: игрушкам, книгам, живой и неживой природе, ко всему, что окружает ребенка);

5. формирование навыков разумного поведения и потребностей адекватных жизненных ситуаций

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в целостном педагогическом
процессе дошкольного образовательного учреждения.

Приобщение ребенка к прекрасному в искусстве и окружающей жизни имеет важное значение не только для эстетического, но и для нравственного и умственного развития.

В эстетическом и умственном воспитании общий объект познания и освоения – окружающий мир ребенка. Эстетические ценности имеют и искусство, и природа, и быт, и взаимоотношения людей.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т. Лихачев)

При этом следует правильно понимать соотношение и взаимосвязь эстетического и художественного воспитания. Эстетическое воспитание воздействует на всю личность, его психику, помогает выработке морально-этических чувств, а не только хорошего художественного вкуса, имеет непосредственное отношение ко всем проявлениям жизни. Художественное воспитание – это область эстетического воспитания, осуществляемая средствами искусства (изобразительное искусство; музыка; Театр и литература; гармония поведения). Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие – это длительный процесс (Логинова) становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности.

Психологические вопросы занимают особое место в теории эстетического воспитания.

Особое значение имеет проблема эстетического переживания – категории, обобщенно выражающей такие конкретные формы отношения человека к действительности, как эмоции, вкусы, идеалы. (А.В. Запорожец – эмоциональное развитие; Я.З. Неверович – участие эмоций и мотивов в формировании личности; А.Д.Кошелева – воспитание эмоциональной отзывчивости; Эстетические чувства -А.Г.Ковалев; Н.А.Менчинская). Развитие эстетического чувства тесно связано с развитием воображения (Л.С.Выготский)

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия жизненного опыта.

Задачи эстетического воспитания: Н.А. Ветлугина, В.И. Логинова,

Козлова С.А выделяет следующие группы задач:

Первая группа задач – приобщение к эстетическим ценностям, формирование эстетического отношения к окружающему (видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного): восприятие художественных произведений (А.В.Запорожец, Т.А.Репина, Р.И. Жуковская, А.М.Виноградова, Л.П. Стрелкова), иллюстраций к книгам (В.А.Езикеева), восприятие музыкальных произведений (К.В.Тарасова, И.Л.Дзержинская, Е.А. Дубровская, Л.Н.Комиссарова)

Вторая группа задач – формирование художественных умений в области разных искусств: обучение рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям, развитие словесного творчества (В.Н.Шацкая, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г. Казакова, Л.В.Компанцева, Г.Н.Пантелеев, и многие другие………).

Что еще почитать