Патриотическое воспитание в подготовительной группе детского сада. Перспективный план работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе

Паспорт проекта

Возраст: Подготовительная группа.

Проблема : Отсутствие интереса к Российской армии.

Обоснование проблемы : Недостаточный уровень у дошкольников знаний о Российской армии; отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества.

Актуальность проекта : Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание патриотизма достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. В современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен. Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. А также вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.

Цель проекта: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • Формировать социально - нравственное воспитание, уважительное отношение к взрослым, к защитникам Отечества, ветеранам войны;
  • Познакомить детей с историей и традициями праздника 23 февраля;
  • Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной технике;
  • Развивать интерес детей к истории родного Отечества, к истории формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности;
  • Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных Российских воинов.

Тип проекта : Исследовательский, познавательно-речевой.

Вид проекта : Краткосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта : Две недели.

Участники проекта : Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Предполагаемый результат проекта :

  • Высокий уровень усвоенных знаний и представлений, проектно-исследовательских умений и практических навыков детей, как в ходе самого проекта, так и по его завершению;
  • Расширение представлений детей о Российской армии, её защитниках;
  • Налаживание продуктивного сотрудничества, развитие сотворчества детей и взрослых.

Этапы реализации проекта.

I этап - подготовительный

  1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
  2. Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, чистоговорок, пословиц по теме проекта.
  3. Подбор мультфильмов «Три богатыря», «Сказка о военной тайне, о Мальчише - Кибальчише и его твердом слове».

II этап - основной

1. Занятия:

1. «Наша Армия родная».

Задачи:

  • Дать детям знания об армии.
  • Сформировать у них пер­вые представления об особенностях военной службы: солдаты тре­нируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия.
  • Уточнить представления о родах войск, о защитниках Отечества.
  • Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, сме­лых российских воинов.

«Мой папа в Армии». Составление рассказа.

Задачи:

  • Учить детей составлять рассказ по плану.
  • Закрепить представление детей об армии, родах войск, профессии военных и боевой технике.
  • Воспитывать чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества, дружеские взаимоотношения.

Беседы:

2. «Военные профессии».

Задачи:

  • Познакомить детей с военными профессиями;
  • Формировать представления о гражданском долге, мужестве, героизме;
  • Воспитывать уважение к людям военных профессий;
  • Развивать внимание память.

3. «Военная техника».

Задачи:

  • Познакомить детей с военной техникой.
  • Учить детей определять, к каким родам войск она относится.

4. Продуктивная деятельность:

1. Лепка «Пограничник с собакой».

Задачи:

  • Закреплять умение лепить фигуры человека и животного, передавая характерные черты образов.
  • Упражнять в применении разнообразных технических приемов (лепка из целого куска, сглаживание, оттягивание и т. д.).
  • Продолжать учить устанавливать вылепленные фигуры на подставке.

2. Аппликация «Гвоздики».

Задачи:

  • Учить детей делать гвоздику из цветной бумаги;
  • Закреплять умение детей составлять сюжетную композицию;
  • Развивать мелкую моторику рук; воспитывать терпение и усидчивость.

3. Рисование «Пограничник с собакой».

Задачи:

  • Упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей (одежда, поза), относительной величины фигуры и частей;
  • Учить детей хорошо располагать изображение на листе;
  • Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами, цветными восковыми мелками и акварельными красками (смешанная техника).

4. «Военная техника»

Задачи:

  • Учить детей рисовать военную технику: танки, самолеты, вертолеты, подводные лодки с опорой на схемы.
  • Закреплять навыки работы с сухими изобразительными материалами: фломастерами, цветными карандашами, цветными мелками. Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.
  • Развивать умение вписывать композицию в лист, закрашивать весь рисунок. - Развивать воображение и самостоятельность.

5. Ручной труд «Самолёт».

Задачи:

  • Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ сборки самолета.
  • Закрепить навыки аккуратного наклеивания и соединения частей.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Воспитывать настойчивость, интерес к конструктивной деятельности.

6. Чтение художественной литературы:

  • О воинах и военной технике; (чтение рассказов Л.Кассиля «Твои защитники», В. Тюрина «Ездим, плаваем, летаем», А.Митяева «Почему армия родная?»
  • Стихотворения, загадки, пословицы и поговорки;
  • Заучивание стихов и песен;

7. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Мы военные»;
  • «Военный госпиталь».

8. Подвижные игры.

  • «Самые ловкие» (с мячом) ;
  • «Перетяни канат» (с канатом) ;
  • «Кто быстрее»;

9. Музыка.

  • Танец «Граница» в исполнении мальчиков.
  • Танец «Шествие с флажками».
  • Песня «Я и папа мой», «Про папу», « Защитники Отечества».

10. Работа с родителями:

  • Знакомство с проектом;
  • Помощь в подборе познавательного материала: фотографии, иллюстрации, рассказы, стихи, загадки
  • Пословицы и поговорки на военную тематику;
  • Подготовка к занятию «Мой папа в Армии»
  • Помощь в подготовке музыкально-спортивного праздника.

III этап - заключительный.

  • Выставка детских работ «Мой папа солдат», «Военная техника»
  • Музыкально-спортивный праздник «День Защитника Отечества».

Ожидаемый результат:

  • У детей сформируются чувства гордости за свою Родину, волевые качества: смелость, целеустремлённость, чувство товарищества, желание помочь в беде, эмоционально-положительного отношения к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными;
  • У родителей сформируется понимание значимости воспитания патриотических чувств у детей – дошкольников.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир самоваров»

Воспитатель: Казакова Н.С., МАДОУ «Детский сад №79» г. Саратов.

Интеграция образовательных областей: «Игровая», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Познание», «Развитие речи».

Задачи и цели:
- Воспитывать интерес к русской истории.
- Заинтересовать детей происхождением самовара на Руси.
- Формирование первоначальных патриотических чувств.
- Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать,
делать выводы.
- Запомнить новые слова и понятия.
Предшествующая работа:
- Рассматривание иллюстраций по теме НОД.
-Рассматривание предметов старины.
Итоговая работа: Посещение уникального музея самоваров.

Материалы к занятию:
Иллюстрации по теме НОД, презентация, самовар, монеты.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети играют на коврике.
Воспитатель : (обращается к детям) Ребята, я слышу какой-то звук.
А вы слышите что-то необычное. (в магнитотофоне запись жужжания мухи постепенно нарастает)
ответы детей : Да,мы слышим звук.(дети высказывают свои предположения)
Воспитатель : Ребята,давайте встанем вкруг и прислушаемся.
Воспитатель :Да,ребята,вы правы, это муха. А как вы думаете,почему мы слышим именно ее?
Дети : Высказывают свое мнение
Воспитатель : Ребята, давайте попробуем воспроизвести этот звук, может тайна и откроется! Набираем вохдух и при выдохе говорим з-з-з, Сначала тихо, потом громче и в конце опять тише, не торопимся. (2 раза). Молодцы, ребята!
Воспитатель : Ребята посмотрите вокруг ничего в группе не изменилось.
(Ребята находят в природном уголке коробку, открывают, а там лежит письмо и предмет)
Воспитатель : Ребята давайте я вам помогу прочитать письмо.
Письмо: «Здравствуйте, ребята! В сундучке есть предмет (монеты). Догадайтесь как меня зовут? И для чего мне нужны монеты?»
Дети : Муха-Цокотуха. Монеты нужны,чтобы купить самовар.
Воспитатель: Ребята, вы помните кто эту сказку написал?
Дети : Эту сказку написал Корней Иванович Чуковский

Воспитатель: Правильно эту сказку написал Корней Иванович Чуковский.
(на м/м появляется изображение персонажа)

Воспитатель : Молодцы, давайте присядем и послушаем историю.
(Дети садятся полукругом на стульчики)
Воспитатель:Ребята вы знаете,что такое самовар и для чего он нужен.
(Дети дают свои ответы)
Воспитатель : Самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая. Это сейчас мы ставим чайник на газовую плиту или, если он электрический, просто включаем его. А раньше на Руси ничего подобного не было. Воду в заварочный чайник, стакан или чашку наливали исключительно из самовара. И проводили за чаем иногда по несколько часов. Выпить 5-6 чашек этого ароматного напитка, заедая его конфетами, расписными пряниками и баранками было в порядке вещей.
Чай из самовара пила вся страна. Но больше всего его употребляли в купеческих семьях.
Вообще-то это просто так говорится «чашек», а на самом деле, в основном, по русской традиции, чай пили из блюдечек. Сыпать в чай сахар было не принято. Им пользовались, как правило, вприкуску. Когда кто-то заканчивал чаепитие, то переворачивал блюдечко или чашку вверх дном и клал сверху остатки сахара.
Пузатыми самоварами пользовались и в домах простых людей, и в царском дворце.(На м/м царский самовар)

Этот прибор был очень удобным. Во-первых, вода в самоваре закипала очень быстро, а остывала медленно. Во-вторых, на вершине прибора было предусмотрено специальное место для заварочного чайника, который тоже благодаря этому долго не остывал. А в-третьих, самовар как будто притягивал всех к общему столу, вести рядом с ним неторопливые, задушевные разговоры было очень удобно.(На м/м самовар купеческий)


Самовар так долго являлся символом русского застолья, что многие считают это изобретение российским. На самом деле приборами, отдалённо напоминающими самовар, пользовались ещё древние римляне. Но больше всего современный самовар похож на старинное китайское устройство, имеющее и трубу, и поддувало.(На м/м Китайский самовар)


Пётр Первый, который очень много путешествовал по всему миру, часто привозил в Россию что-то новое, ранее в нашей стране неизвестное. Именно при нём русские люди узнали, например, о существовании картофеля и подсолнечника. Благодаря ему же появился и доставленный из Голландии самовар, который назывался в Европе «чайной машиной».
Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

А самый первый русский самовар был сделан из меди в 1739 году на Урале. Но там их производилось очень мало. Первую в стране мастерскую, которая занималась только изготовлением самоваров, организовал в городе Туле в 1778 году слесарь Лисицын.
(На м/м Тульский самовар)

Вскоре потребность в «чайных машинах» достигла таких размеров, что подобные производства открылись во многих городах России.
Это уже позже появилось единое определение «самовар», а сначала его называли по-разному: в Курске это был «самокипец», в Ярославле – «самогар», в Вятке – «самогрей».
Интересно, что некоторое время в России производились и так называемые самовары-кухни. Внутри они были разделены перегородками на три части. В двух из них варилась пища, а в третьей кипела вода для чая.(На м/м самовар-кухня)


Можно было купить тогда самовар, рассчитанный на один стакан чая, а можно было приобрести и такой, в который вмещалось и 50 литров воды.
На смену медным пришли со временем самовары из сплава цинка и меди. Можно было купить и серебряные или никелированные, но стоили они гораздо дороже.
Самый большой в мире самовар изготовлен на Украине. Его высота почти 2 метра, весит он 205 кг, и вмещается в него 360 литров воды.
(На м/м самовар-гигант)


Самый маленький на нашей планете самовар был сделан в Москве. Его высота меньше четырёх миллиметров. А вскипятить в нём можно лишь одну каплю воды.
(На м/м самый маленький самовар в мире)


Любителей «чайных машин» осталось теперь не так уж и много. Да и они, в основном, предпочитают не возиться с растопкой, а приобретать электрические самовары.
Раскупают их и как сувениры, напоминающие о старинном русском обряде – неторопливом чаепитии под пироги и варенье.

Физкультминутка:
Я чайник - ворчун
Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.)
Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопаем в ладоши.)
- Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (Прыжки на месте.)
Воспитатель : Ребята давайте вместе выучим пословицы про самовар.
ЧАЙ ПЬЕШЬ – ДО СТА ЛЕТ ПРОЖИВЕШЬ.
Самовар кипит, уходить не велит.
За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.
Воспитатель : А сейчас ребята предлагаю подойти к столам и слепить самовар.(воспитатель объясняет технику).


Воспитатель : Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились! За такие хорошие труды вас завтра приглашает в гости «Музей самоваров».

Патриотизм - это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание - это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Актуальность патриотического воспитания

Дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

  • формирование нравственно-духовных особенностей личности;
  • формирование чувства гордости за свою нацию;
  • формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
  • формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Формы и методы организации работы

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Вторая часть методологической работы - это семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:

  • обустройство патриотических уголков в ДОУ;
  • организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
  • организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
  • проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир».

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну.

Посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям.

Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение.

Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы - блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку.

Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.

Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как:

  • «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель.
  • «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах.
  • «Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата.
  • «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.

Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России».

Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.

Занятия можно проводить с помощью информационно-комуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна.

Последовательность проведения занятия может быть следующая:

  1. Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны.
  2. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг».
  3. Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи».
  4. Прослушивание государственного гимна.
  5. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал.

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте к его традициям и быту.

Одним из способов является организация в ДОУ краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки).

Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.

Также проводятся познавательные уроки. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор.

Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Светлячок»

Подготовила воспитатель Бударагина Л.М.

ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  • Воспитывать уважение к труду.
  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
  • Формировать элементарные знания о правах человека.
  • Расширять представлений о городах России.
  • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн) .
  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
  • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:

  • Детский сад;
  • Семья;
  • Родная улица, район;
  • Родной город;
  • Страна, ее столица, символика;
  • Права и обязанности (Конституция) ;
  • Права ребенка (конвенция) .

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:

  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста) ;
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В

СТАРШЕ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

1. Развлечение "День знаний".

Цель: Дать детям представление о том, что знания нужны каждому, источник знаний - книги, старшее поколение, школа.

2. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада, углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них, вызвать желание им помогать, доставлять радость.

3. Занятие «Наш детский сад»

Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.

4. Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность»

Цель: закрепить знания и умения детей об этикете.

5. Экологическая экскурсия в осенний лес.

Цель: Способствовать углублению представлений детей о лесе: выявить знания детей о растительном и животном мире леса, развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, закреплять знания детей о правилах поведения в лесу.

6. Занятие «Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

6. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад» .

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

«Моя семья»

1. Занятие «Наша дружная семья» .

Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.

2. Занятие «Путешествие по родному селу»

Цель: Воспитывать у детей чувство любви к малой Родине, родному селу, систематизировать знания о достопримечательностях села, природе родного края.

3. Конкурсно – спортивная программа «Краски осени» среди старших групп двух детских садов на базе «Детско–юношеского центра»

Цель; систематизировать знания детей об осени, вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.

4. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.

5. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» .

Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.

6. Рисование на тему «Моя семья»

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

7. Занятие «Пеку, пеку хлебушек» .

Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришѐл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

8. Фольклорный праздник «Осенины»

Цель: формировать знания детей об осенних явлениях природы, Развивать любознательность, желание узнавать что-то новое, воспитывать интерес и любовь к фольклору, оказывать на детей эмоциональное воздействие.

9. Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Цель: Вызвать интерес к истории и культуре русского народа. Познакомить с предметами быта, с русской печкой, назначением отдельных её частей (подпечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, печурка, устье) . Воспитывать интерес к русским народным сказкам, загадкам.

«Наша Родина-Россия» .

1. Беседа «Наша Родина-Россия» .

Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык) .

2. Беседа «Природа России» . Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

3. Беседа "Березка-символ России".

Цель. Воспитывать желание узнать больше о символе России-русской березке, выучить стихи и песни о березке, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. Прививать любовь к Родине.

4. Занятие по аппликации «Люблю березку русскую»

Цель: вызвать желание отражать в своей работе впечатления и представления о своей малой Родине, воспитывать любовь и уважение к ней.

5. Интегрированное занятие «Государственные символы России» .

Цель: познакомить с Государственным флагом и гербом России, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

6. Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.

7. Конкурс чтецов «Стихи о маме» .

Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.

8. Занятие «Государственный гимн России»

Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них, коммуникативные умения.

9. Занятие «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях.

10. Праздник ко Дню Матери «Мама, милая моя!»

Цель: прививать чувства любви и заботы о маме».

11. Развлечение «Детское сердце открыто для дружбы»

Цель: Продолжать закреплять представления детей о дружбе, формировать понятия «друзья» , «товарищи» . Учить быть внимательными, доброжелательными к сверстникам, заботиться о младших. Закрепить правила настоящей дружбы.

«Новый год у ворот»

1. Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя» , «можно» , «надо» ; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.

2. Занятие «Страна моя родная!» .

Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России) ; развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше узнавать о России.

3. Изготовление альбома «Родная сторонушка» .

Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае.

4. Развлечение «О правах играя» .

Цель: расширять знания детей о правах ребёнка в доступной для них форме.

5. Беседа «Животный мир нашего края» .

Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.

6. Занятие: «Что за праздник Новый год?»

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

7. Проведение конкурса «Ёлочка - колкая иголочка» .

Цель: воспитывать у детей желание что-то придумывать и творить вместе с родителями.

8. Праздник «В гостях у новогодней сказки» .

Цель: создать у детей радостное настроение.

«Народные праздники»

1. Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество, святочная неделя»

Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным праздником – Рождество, «Святки» , традициями ряжения, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песен хозяину и всей его семье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

2. Развлечение «В гости коляда пришла» .

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.

3. Выставка детских рисунков «Ангел мой всегда со мной» .

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои представления и впечатления от праздника.

4. Беседа "Зимушка - зима".

Цель. Расширять знания детей о зимних сезонных изменениях, о зимних забавах.

5. Занятие «Доведи дело до конца» .

Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.

6. Беседа «Наше село, его прошлое и настоящее» .

Цель: познакомить детей с историей возникновения родного села, развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» «настоящее» .

7. Рассматривание фотографий с изображением знакомых мест в селе, в районе.

Цель: прививать интерес и любовь к родному селу, району.

8. Занятие по аппликации «Дома нашего села»

Цель: Обобщить представление детей о домах (их сходства и различия, форму и строение сельского и городского домов) , воспитывать любовь к родному селу.

9. Беседа "Народные промыслы".

Цель. Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества) .

1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» .

Цель: расширение кругозора.

2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

Цель: познакомить с подвигами богатырей.

3. Беседа о традициях и обрядах праздника – Масленица.

Цель: повышение интереса к традициям русского народа, приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии

4. Занятие "Моя родословная".

Цель. Учить детей любить свою семью, вызвать интерес к своей родословной, желание рассказать о своих папах, дедушках, старших братьях, дядях.

5. Беседа "Мы все разные, но мы все равны".

Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.

6. Праздник «Масленица» .

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.

7. Изготовление подарков для пап и дедушек.

Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.

8. Занятие «Кто сторожит тишину?» (с презентацией о родах войск Российской Армии)

Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.

9. Конкурсно-спортивно-игровая программа «C днём Защитника, герой» .

Цель: формировать представления об одном из главных праздников страны-Дня Защитников Отечества, развивать у детей быстроту, выносливость, силу,

воспитывать уважение к старшим членам семьи, людям, служившим в армии, любовь и гордость за свою страну.

10. Русские народные игры по народному календарю.

«Моя мама»

1. Игровое занятие «Сердце матери лучше солнца греет» .

Цель: развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к её труду. Приобщать к художественной литературе.

2. Изготовление подарка мамам, бабушкам.

Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.

Цель: Знакомить детей и родителей с народно - прикладным промыслом России, закреплять знания детей о видах росписей, о народных танцах и народных музыкальных инструментах, воспитывать любовь и уважение к своим близким, желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.

4. Игра – путешествие «Москва– столица России» .

Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

5. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери» .

Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

6. Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» .

Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

7. Выставка детских рисунков «Маму свою очень люблю»

Цель: прививать чувства любви к маме и заботы о ней.

8. Занятие "Прогулка по весеннему парку".

Цель. Воспитывать любовь к природе, к птицам; желание заботиться о них

«Наши космонавты»

1. Занятие «Покорение космоса» .

Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать

2. Занятие "Земля - наш общий дом".

Цель. Продолжать знакомить детей с понятием "Земля -наш общий дом", с тем, что на Земле много стран и много разных народов, что всем нам надо жить в мире и согласии.

3. Развлечение «Ждут нас быстрые ракеты» .

Цель: закрепить знания детей о космосе, о первых космонавтах, развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость, воспитывать чувство уважения к людям.

4. Беседа «Я и моѐ имя» .

Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

5. Занятие по рисованию «Украшаем пасхальные яйца»

Цель: Познакомить детей с историей праздника Пасхи, особенностями подготовки к нему, способами росписи пасхальных яиц.

6. Праздничное игровое занятие «Пасхальные встречи» .

Цель: Продолжать знакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Развивать интерес к традициям, обычаям народа красить яйца, печь куличи. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрым, щедрым.

7. Беседа «Знамя Победы» .

Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.

8. Занятие «Этот день Победы» .

Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.

«Праздник Весны»

1. Развлечение «Веснянка» .

Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.

2. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.

Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

3. Праздничное тематическое занятие «Поклонимся великим тем годам»

Цель: Познакомить детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Познакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, песнями. Воспитывать уважение и чувства благодарности к защитникам Отечества.

4. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества» .

Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.

5. Совместное развлечение с учащимися 1 класса МОУ СОШ № 2 "Весѐлое путешествие друзей".

Цель. Прививать интерес к школе, желание учиться в школе

6. Беседа «Бабушка и дедушка вместе» . Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

7. Конкурс рисунков «Мой родной край» . (Совместно с родителями) .

Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.

8. Развлечение «День защиты детей»

Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

Список использованной литературы:

  1. В.Н. Вишневская Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет, «Свет Руси» , Н.А. Арапова-Пискарева,
  2. Программа нравственно-патриотическое воспитания дошкольников «Мой родной дом» , Л.В. Кокуева
  3. Методическое пособие «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» , Е.Ю. Александрова,
  4. Ю.П. Гордеева «Система патриотического воспитания в ДОУ» .
  5. Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
  6. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.
  7. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
  8. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010

Виктория Искра
Патриотическое воспитание в подготовительной группе детского сада

Патриотическое воспитание в подготовительной группе детского сада «Радуга»

В каждом дошкольном учреждении одной из главных задач и целей стоит патриотическое воспитание детей .

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Работа по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе .

Патриотическое воспитание в детском саду может осуществляться и посредством сказок, и песенного творчества, и интересных рассказов об истории нашей родины, и даже национальными играми и игрушками.

Красивые дымковские или гжельские игрушки, всевозможные свистульки и русские матрёшки, глиняные мишки и зайчики – всё это учит ценить и любить мастерство своего народа, и вызывает чувство долга за красоту, сделанную руками мастеров своей родины.

Таких истинно национальных игрушек должно быть в детском саду как можно больше, ведь именно с них начинается знакомство малышей с родной культурой и творчеством, ремёслами и промыслами, закладывая прочный фундамент патриотизма и любви к своему отечеству.

Проводились беседы «Мой дом. Моя Родина» , «Россия - моя большая Родина» , «Флаг и герб Хакасии, России» .

Изготовление поделок для пап и дедушек.

Чтение художественной литературы.

Экскурсия к памятным местам.

Разучивание стихов и песен.

Проведение народных игр.

Выставка рисунков «Я и моя дружная семья» , «В гостях у сказки» .

Рисование флага Хакасии, России, изготовление аппликации флага России.

Нравственное воспитание дошкольников тесно связано с патриотическим .

Дети учатся уважительно относиться к людям других национальностей, изучают их обычаи и традиции, участвуют в национальных праздниках и обряда - это празднование «Масленницы» , играют в игры народов мира. Приобщение к своей культуре происходит через народные праздники, традиционно отмечаемые в данном регионе.

В возрасте 5-6 лет дети, подготавливаясь к торжеству , учат стихи, песни, изучают его историю. Это и есть патриотическое воспитание дошкольников , т. к. у детей появляются не только знания, но и ценностное отношение к своим традициям. Праздник Победы, День защитника Отечества, День космонавтики, День народного единства и другие – это праздники, формирующие у детей гордость за свою Родину, за своих людей.

В этом возрасте они знакомятся со своим регионом, с его особенностями и достопримечательностями. Патриотическое воспитание дошкольников охватывает несколько образовательных областей. Через область «Познавательное развитие» дети получают сведения о своей Родине, о других странах, о разных народностях и их традициях.

Актуальность патриотического воспитания Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население Образовательная область «Коммуникация» позволяет детям наладить общение со сверстниками, изучать языки других народов, получать сведения от старших родственников об истории родного края, слушать и запоминать фольклорные произведения. Области «Музыка» и «Художественное творчество» позволяют детям лучше изучить произведения искусства, освоить навыки изображения росписей и украшения одежды людей тех национальностей, которые проживают в регионе.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание младших дошкольников в условиях детского сада Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Рождественское добро» и воспитание на социокультурном опыте. Добрая традиция детского сада "Берёзка" поздравлять жителей ССООЦ «Мечта».

Методическая разработка «Гендерное воспитание в условиях детского сада» Слайд №1 Гендерное воспитание - целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся.

Консультация для воспитателей младших групп детского сада «Воспитание звуковой культуры речи» Дошкольный возраст - наиболее сензитивный период для воспитания звуковой культуры речи. Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое,.

Патриотическое воспитание дошкольников. Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы "Дети войны" (Встречи с интересными людьми) Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы Тема: «Дети войны»..

Цель занятия: расширить знания детей о победе во Второй мировой войне. Задачи занятия: 1. Познакомить детей с такими понятиями, как война,.

Что еще почитать