В чем выражается кризис 7 лет. Приобщение к труду и обязанностям. Обучение и учителя

Период перехода ребенка от детского возраста к 7-летнему дошкольному, обычно сопровождается определенными изменениями в его характере и кризисом в воспитании. Долго наблюдаемый и изучаемый психологами, этот критический период детства был условно назван «кризисом 7 лет». Возрастной кризис обычно связан с перестройкой распорядка ребенка – с переходом от дошкольного к семилетнему школьному статусу. Основными характеристиками кризиса 7 лет у ребенка являются вопросы дисциплины, и сложности в соблюдение им социальных правил.

Переходные этапы роста и становления ребенка сопровождаются определенными кризисами весь период его взросления. В психологии зафиксирован ряд критических возрастов ребенка, каждый из которых имеет свои особенности и сроки, в том числе и семилетний кризис.

  • кризис младенческого возраста;
  • кризис 3 лет: период первой адаптации, смены окружения к яслям и детскому садику;
  • кризис 6 – 7 лет: проявляется в период смены окружения садика и школы;
  • кризис 13 – 14 лет: связан со, всем известным, подростковым периодом – периодом полового созревания.

Панацеи в сроках начала и окончания психологически обозначенных возрастных этапов, нет. На подобное деление влияет индивидуальное развитие, воспитание и характер общения ребенка с ближайшим и дальним социальными окружениями. Так, например, трехлетний кризис может начаться и в 2,5 года, а закончится около 4,5 лет; а первые признаки кризиса 7 лет могут проявиться и в 6 – когда ребенок впервые пойдет в школу.

Не нужно воспринимать кризис 7 лет, как неизбежное страдание для родителей и их чада. Но и думать, что этого можно избежать, оградив ребенка от естественных внешних факторов взросления – тоже. Видите ли, возрастные кризисы – это нормальный и закономерный процесс переходной адаптации ребенка к изменяющимся внешним факторам. И, что бы вы ни делали, вместе вам придется пройти через каждый, включая и кризис 7 лет. Единственное, на что родители со своей стороны могут повлиять, заметив первые симптомы кризиса 7 лет – это на длительность и остроту его протекания. Это очень важно, поскольку ребенок может и не перерасти негативные проявления кризиса 7 лет, тогда они прочно закрепятся в его характере. Все дальнейшие попытки изменить его личность и правильно воспитать будут проблематичными, если не тщетными.

Признаки кризиса 7 лет у ребенка

Когда ребенок прощается с садиком и стоит на школьном пороге, ему предстоит преодолеть массу эмоциональных сложностей, чтобы гармонично вписаться в новую среду и стать полноправным ее членом. В какой-то степени, становясь уже немножко взрослым, вашему чаду придется преодолеть одну из первых ступенек – кризис 7 лет, чтобы быть готовым учиться в школе. К особенностям кризиса 7 лет можно отнести необходимость преодоления ребенком школьных нагрузок, общение с различного уровня сверстниками, которые тоже переживают похожий период по-своему, а также изменение отношений с родителями. Психологами доказано, что кризис 7 лет ожидаемым образом отражается на поведении вашего ребенка.

Вы можете столкнуться с такими признаками кризиса 7 лет:

  • нелепым вредным поведением;
  • искусственной наигранностью;
  • плохой усидчивостью и вертлявостью;
  • во время кризиса 7 лет дети начинают паясничать и передразнивать родителей;
  • одним из признаков кризиса 7 лет является привлечение к себе внимания с помощью клоунады.

Во время кризиса 7 лет вышеописанные признаки сопровождаются следующими эмоциональными и поведенческими особенностями:

  • быстрая утомляемость;
  • вспыльчивость и раздражительность;
  • рассеянность и как следствие, плохая успеваемость;
  • замкнутость и застенчивость либо, наоборот – агрессивность;
  • поиск авторитета – именно в кризис 7 лет у ваших чад появляются друзья старшего возраста в основном забияки и хулиганы;
  • в поисках своего места, многие дети во время кризиса 7 лет начинают заискивать перед старшими и кляузничать на сверстников;
  • в период становления многим детям свойственно недооценивать себя и сравнивать с остальными.

Симптомы кризиса 7 лет

В психологии выделяют 7 основных признаков кризиса у ребенка.

Кризис 7 лет: негативизм

Такое проявление кризиса 7 лет у ребенка необходимо отличать от свойственного ему непослушания. Характеристикой кризиса 7 лет у ребенка является его отрицательного отношения к просьбам родителей – беспочвенный и повсеместный отказ от того, что просит его взрослый. Не прибегайте к наказаниям в такой ситуации, ведь даже основательный разговор и объяснения вряд ли помогут в этом случае. А вот если в момент просьбы ваше чадо чем-либо увлечено – это обычное непослушание и уж с этим можно справиться.

Кризис 7 лет: упрямство

В этом случае ребенок безапелляционно требует что-либо от взрослого. Мотивом такого поведения ребенка в кризис 7 лет является нежелание обладать вещью, а сам процесс самоутверждения в своих глазах и глазах взрослых. Скорее всего, сама вещь не особо принципиальна для него в этот момент, целью такой настойчивости является необходимость добиться того, чего он требует.

Кризис 7 лет: строптивость

Это проявление возрастного кризиса 7 лет направлено, скорее, на отрицание распорядка и уклада, который ему пытаются навязать: ходить в школу, вставать, рано, сидеть на занятиях, учить уроки и прочее.

Кризис 7 лет: своеволие

В период кризиса 7 лет такая характеристика поведения, как своеволие проявляется в желании все делать самостоятельно, то есть быть независимым от желаний, указаний и помощи взрослых.

Кризис 7 лет: протест

В процессе адаптации к новым социальным условиям, укладу, правилам поведении и порядку жизни у ребенка происходит повсеместное отрицание. Поэтому кризис в возрасте 7 лет проходит под знаком ссор. Кажется, что ваше чадо находится в непреодолимом конфликте со всеми и каждым. На самом деле в психологии кризис 7 лет связан с внутренними конфликтами ребенка по адаптации в окружении, которые он выплескивает на всех и вся.

Кризис 7 лет: обесценивание

В момент формирования новых ценностей в семилетний период, особенностью является кризис идеалов. В это время ребенок говорит на то, что раньше считал белым – черное и наоборот, а также ломает вещи, которые были ему некогда очень дороги. С удовольствием повторяет плохие слова и грубые фразы, потому что это запрещают родители, и относится с особой жестокостью к другим детям. Кроме этого, излишне опекаемые родителями дети, начинают проявлять деспотизм по отношению к остальным членам семьи, практически подчиняя своей воле уклад всех ее членов.

Как узнать, что у ребенка кризис 7 лет: анкета для родителей

В нижеприведенной анкете дайте ответы на вопросы с максимальной честностью:
0 – если такое поведение отсутствует у вашего ребенка;
1 – что-то такое вы замечали, но не уверенны;
2 – это именно то, что с моим ребенком происходит.

Вопросы для определения признаков кризиса 7 лет ребенка

  1. Я стала замечать большие изменения, кажется, мой ребенок стал совершенно другим.
  2. Мой ребенок часто не слушает меня и грубит, когда я прошу его не перебивать взрослых.
  3. Ребенок перестал сам учить уроки, не увлекается играми, которые еще недавно вызывали дикий интерес, а только часами гуляет с друзьями.
  4. Я стала с трудом отводить ребенка в детский сад/или начальную школу – он напрочь отказывается туда ходить.
  5. Мы часто играем с ним/ней в школу.
  6. Мой ребенок стал вредничать и до посинения настаивать на своей точке зрения.
  7. Гримасы, позирование, разговор писклявым голосом – его постоянное поведение.
  8. Все родные беспрерывно находятся с ним в конфликте. Кажется, его не устраивает абсолютно все.

Анализ ответов

Просуммировав все ответы, вы получили цифру от 0 до 20.

  • Если у вас итоговая цифра от 11 до 20, то ваш ребенок сейчас находится в стадии кризиса 6 – 7 лет. Поэтому вам необходимо пересмотреть и свое поведение в корне. Поскольку ваше активное действие или пассивное бездействие могут сильно сказаться на направлении его воспитания.
  • Если ваше число составило от 6 до 10 балов: скорее всего, это последствия неправильного воспитания ребенка и возрастной кризис 7 лет пока не начался. Но обратите на это внимание и в ближайшем времени постарайтесь откорректировать ситуацию правильным воспитанием.
  • Для родителей с суммой баллов от 0 до 5 рекомендуется понаблюдать за поведением ребенка. Для семилетнего возраста ваш ребенок слишком спокоен. Возможно, кризис 7 лет проходит глубоко внутри, что явно не на пользу вашему чаду.

Кризис 7 лет у ребенка: скорая помощь

  1. Не паникуйте, это лишь очередная сложность, которую вы обязательно преодолеете. Как и любые болезни, кризисы – это лишь временное в вашей жизни. Просто правильно ведите себя, и вскоре все придет в норму.
  2. Одной из причин острого проявления конфликтов кризиса 7 лет является несоответствие именно вашего отношения к ребенку. Может быть, дайте ребенку немножко свободы – пусть сам в себе разберется. Не так сильно ограничивайте его – только контролируйте и направляйте бережно.
  3. Ваш малыш уже вырос – не нужно так опекать его. Дайте ему возможность расправить крылья, и когда он сам придет за советом, тогда уж и вы покажете свою родительскую заботу.

  1. Все негативные симптомы кризиса 7 лет у ребенка связаны с внутренним протестом относительно возрастающих требований дома и в школе. Слишком много в одночасье переходит в категорию «нужно делать», а у ребенка сразу же появляется бесконечное «не хочу – не буду».
    Рекомендации кризис 7 лет: корректно завуалируйте ваши «должен» так, чтоб ребенку самому захотелось это выполнить. Расскажите поучительную историю, где авторитетный для него герой показывает ему пример такого поведения.
  2. В кризисные 7 лет ребенок уже может принимать решения, основываясь на личном опыте. В период очередного отказа не насилуйте его своим авторитетом – напомните как ему было холодно, когда он недостаточно хорошо оделся или как болел животик в прошлый раз от такого количества сладкого.
  3. Давайте ребенку возможность спорить с вами. Если в кризис 7 лет у него имеется свое мнение, пусть аргументирует его. В таком случае он научится безосновательно не требовать чего-либо, а вы научитесь слышать и считаться с его мнением.
  4. На переходном этапе кризиса 7 лет рекомендуется сразу не переключать ребенка с игрушек на книги и письмо. Вводите школьные предметы постепенно, даже играючи. Разрешайте вашему чаду расслабиться за любимой игрой, при этом повторяйте слова, заданные на дом. Или рисуйте буквы вместе цветными маркерами. Чем больше вы вовлечены в новые процессы вместе, тем лучше они входят в повседневный порядок ребенка.
  5. Особенностью кризиса 7 лет является непослушание. Если ребенок отказывается придерживаться обычного распорядка дня – не заставляйте его. Уточните, сколько времени ему понадобится, чтобы закончить все дела – пусть чувствует себя взрослым. Во время кризиса 7 лет психологи рекомендуют общаться с ребенком на равных: задавать взрослые вопросы, давать возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
  6. В кризис семи лет ребенок хоть и взрослеет, но все же глубоко еще остается ребенком. Ставьте в пример сказочных героев, благо сейчас масса поучительных мультфильмов с глубоким смыслом. Так вы смещаете авторитарную позицию с себя и сглаживаете «необходимость что-то делать» с помощью прочих факторов.
  7. Важная рекомендация во время кризиса ребенка в 7 лет: не относитесь к ребенку как к своей вещи. Да, вы его родили и вырастили, но он отдельная личность и не обязан быть абсолютно похожим на вас. Самые сильные проявления симптомов кризиса 7 лет происходят именно из-за поведения родителей. Когда все начинается, не считайте, что ситуация выходит из-под вашего контроля, и не думайте, что ваша «игрушка» сломалась. Не бросайте все силы, чтоб ее починить. Вы должны справиться со своими родительскими чувствами и понять, что ребенку сейчас куда труднее вас. Вы рука об руку должны вместе пройти этот кризис 7 лет. Ваша основная задача, как родителя, поддерживать и направлять ваше чадо в этот важный и не простой для вас обоих период.

Кризис 7 лет. Видео

Любой человек с самого рождения проходит путь развития, то есть меняется физически, умственно, психологически. Самым стремительным этапом считается период до года. В это время любой родитель знает, что должен знать и уметь его ребёнок. Ведь от этого зависит вся жизнь крохи. Но почему-то после отметки в один год многие перестают интересоваться особенностями психофизического развития, считая, что самое страшное позади. Забывая при этом, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. А зная детскую психологию 7–8 лет, особенности психофизического развития детей, родители лучше смогут понимать специфику поведения или же правильно реагировать на возникающие проблемы. Ведь детская возрастная психология периода 7–8 лет является для родителей инструментом понимания и решения проблем.

Название

показателя

7 лет 8 лет
Рост 121,2 см 126,9 см
Масса тела 22,9 кг 25,5 кг
Окружность головы 52 см 58 см
Окружность грудной клетки 52 см 59 см
Частота дыхания 20–25 вдохов в минуту
Частота сердечных сокращений 85–100 ударов в минуту
Артериальное давление 90/60
Объем мышечной массы 25% веса тела
Вес сердца 92,3 грамма

Дополнительные возрастные особенности развития детей 7–8 лет:


У школьника 7–8 лет организм находится в процессе роста. Проблемы со здоровьем являются распространённой причиной быстрой утомляемости, неуспеваемости и снижения показателей.

Психические особенности

Большинство овладело разговорными навыками. Увеличивается словарный запас и интерес к познанию неизвестных слов. Приходит понимание звукового отличия речи и произношения. Если социальное окружение было положительным и взрослые общались качественно и подолгу, к первому классу ребёнок умеет выразить мысли, пересказать рассказы или мультипликационные фильмы в красках.

  • Прослеживаются способности осмысливать, анализировать увиденное или услышанное, видна целенаправленность действий.
  • Для развития восприятия характерно наблюдать, искать, рассматривать, изучать.
  • Развитию способности понимания способствует речь.
  • Дети умеют назвать и сделать главными для себя качества и свойства предметов, разделить их и понять реальную связь между ними.
  • В возрасте девяти лет восприятие может стать обобщающим, развивается способность устанавливать связи в воспринимаемых явлениях и событиях.

Развитие мыслительных процессов

Мышление переходит от алгоритма «посмотрел – повторил» к алгоритму «посмотрел – представил», а в конце – начинает развиваться мышление словесное. Видна способность образно мыслить, но не приобретена взрослая логика суждений. К концу периода у детей будет получаться обобщение и установление связей. Это важно для развития умственных способностей. Большинство интеллектуальных задач решаются с помощью образного мышления, помогающего понять суть задачи, провести параллели с реальностью и проконтролировать её решение.

Большинство будет с лёгкостью представлять в воображении предмет, выделять в нём главные особенности. Заметно начало формирования мышления, помогающее воспроизводить увиденное в виде схем, чертежей, планов. Благодаря этому типу мышления появится понимание условных обозначений слов в предложении либо математических действий. Начинают формироваться основы мышления, основанного на алгоритме «увидел — нашёл причину». Такой вид мышления является главным для взрослого индивида. Характерно понимание простейших причинно-следственных связей, умение пользоваться словосочетаниями «если…, то».

  • составление слов из заданных букв;
  • составление предложений из заданных букв;
  • разгадывание ребусов.

Важно помнить, что выполнять все задачи нужно в игровой форме, придумывая увлекательные упражнения.

Свойства памяти

Для памяти характерно развиваться непринуждённо, осознанно. Дети легко усваивают школьную программу, вызывающую интерес, оформленную в виде игры, связанную с красочными наглядными картинками или образами. Заметно выделяется развитость механической памяти, которой дети пользуются для заучивания текстов, заменяя процесс понимания и усвоения школьного материала. Если в начальной школе объёмы информации маленькие, и механическая память способна с ними справиться, то в средних классах её будет недостаточно. Это приведёт к существенным затруднениям, так как учебная программа увеличится и усложнится. Поэтому правильным будет улучшение смысловой памяти. Она позволит научиться использовать огромное количество приёмов запоминания. И мыслительная деятельность станет неразрывно связанной со смысловой памятью.

  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ прочитанного, услышанного;
  • перечисление предметов, показанных на картинке;
  • обучение танцам, прочим играм на движения.

Особенности внимания

Эта психическая особенность является самой важной, на внимании строится процесс обучения. Раньше дети не могли сосредотачиваться на монотонных действиях, а в семь лет это не является непосильной задачей. Но непроизвольное внимание продолжает лидировать. Отвлекающим фактором служит любой раздражитель. Средняя продолжительность сосредоточенности составляет 10–20 минут. Возникают сложности с переключением внимания между заданиями. Дети индивидуальны, внимание развито у каждого по-своему. Одни могут быстро переключаться с задачи на задачу, но подолгу удерживать внимание не в состоянии. Другие могут скрупулёзно, очень тщательно заниматься решением, но долго переключаются на решение следующей задачи.

Свойства внимания неодинаково поддаются тренировке и развитию, но их можно и нужно развивать. Это необходимо делать, чтобы не пустить этот процесс на самотёк. Только к 9–10 годам можно рассчитывать на усидчивость и сосредоточенность, которая позволит подолгу выполнять задания. До этого времени будет преобладать произвольное внимание, переключающееся на внешний раздражитель. Из-за этого психического свойства лучшим способом предоставления учебного материала будут яркие пособия и материалы.

  • игры в домино, лото;
  • поиск нарисованных одинаковых предметов, изображённых на одной картинке;
  • поиск различий между двумя картинками, идентичными на первый взгляд.

Отношения с социумом

Приходя в первый класс, понимание действительности претерпевает значительные изменения. Если в раннем возрасте в качестве значимых взрослых выступали только родители, то теперь появляется ещё один – учитель. На основании этих отношений теперь строятся последующие отношения с окружающими. Связи «ученик–учитель» выступают показателем качества условий жизни. Успеваемость выводится на первое место. Педагог выступает в качестве взрослого, которого беспрекословно слушают, и которому подчиняются. Характерно появление ябед, так как отношения друг с другом строятся с позиции отношения к правилам учителя.

Взаимоотношения со взрослыми сводятся к следующему алгоритму: взрослый нацеливает, осуществляет проверку, производит оценку действий. Сначала манипуляции производятся совместно, затем участие взрослого в процессе уменьшается, пока полностью не прекратится.

Приобретается и накапливается опыт общения и решения конфликтных ситуаций. Обучение терпению, способности к совместным действиям, умению прощать. Развитие способности понимать желания другого, решать общие задачи, смотреть на действия чужими глазами.

Основные психологические изменения

Основными психологическими изменениями являются:

  1. Стремление упорядочить все аспекты своей жизни. Во всём, с чем сталкивается ребенок, прослеживается стремление выявить закономерности, в которые можно уложить окружающий мир. Устойчиво мнение, что окружающие предметы, вещи, явления созданы людьми. Прослеживается склонность к фантазированию, придумыванию, сочинению, построению глобальных теорий. Знания берутся от взрослых или телевидения. Отношение и представление об окружающем мире кардинально меняется в момент прихода в школу, поскольку на деле выясняется, что основным занятием будет решение элементарных задач вместо глобальных. Теперь видно все несоответствие между познавательными желаниями и действительностью.
  2. Умение отличать хорошие поступки от плохих действий. Знание развивается вместе с эстетическим вкусом. Ставится знак равенства между «красиво» и «хорошо».
  3. Тенденция к преобладанию обдуманных поступков. Контроль над своими желаниями осуществляется с позиции «накажут или похвалят» и с позиции личных обещаний. Эти качества способствуют развитию настойчивости, умению добиваться поставленных целей.
  4. Появление желания управлять собой, своими действиями на основании образца.
  5. Становление процесса осознания ограниченности своих возможностей. Это является зарождением самооценки. Внешние проявления становятся внутренними переживаниями.
  6. Возникновение понимания психических процессов, системы научных знаний. Присутствует осознание, насколько сильные произошли изменения в результате учёбы.

До начала школы основным занятием были ролевые игры. Теперь они отходят на второй план, их место занимает учёба. Развитие этого вида деятельности будет продолжаться весь период обучения, но фундамент, от которого зависит возможность личностного развития, закладывается именно в младшей школе. Успеваемость выступает главным показателем, по которому оценивают. Он отражает статус, влияющий на самооценку, самоуважение. Успеваемость, понимание того, на что ребенок способен, как умеет справляться с поставленными задачами, благоприятно сказывается на формировании чувства собственного достоинства. Если оно не сформируется, самооценка снижается, возникает чувство ущербности по отношению к сверстникам.

Связано с тем, что в процессе учёбы внимание сосредоточено на желании изменить самого себя. Происходит отслеживание своих показателей и внутренних перемен. Если результат удовлетворителен, значит, погружение в учёбу было полным. Этот процесс перерастёт в самостоятельную деятельность, хоть и был изначально организован взрослым.

Возрастные сложности

Чёткой привязанности к возрасту кризис не имеет, он связан с моментом начала учебы, колеблется в пределах шести-восьми лет. Влияют не столько объективные перемены в жизни ребёнка, сколько субъективное отношение к сложившейся ситуации.

Основные признаки:


Психические нарушения и методы коррекции

Отклонения в поведении создают трудности в развитии, вызваны погрешностями в воспитании или особенностями детской нервной системы. Эти причины действуют одновременно, так как взрослые недооценивают важность знания детской психологии 7–8 лет и начинают воспитывать ребенка неподходящими методами. Чтобы такого не происходило, необходимо выявить мотивы, приведшие к такому поведению.

Название нарушения Причины Признаки Методы борьбы
Физическая агрессия Страх

Желание привлечь внимание

События, заставляющие испытывать сильные переживания

Драки

Разрушение предметов и вещей

При совпадении с раздражением – бросание предметов в окружающих

Окрик

Вовлечение в интересное занятие

Блокирование удара

Объяснение неприемлемости поведения

Уборка результатов агрессии, но не в качестве наказания, а как посыл к тому, что взрослый отвечает за свои действия и поступки

Словесная агрессия Желание оскорбить обидчика

Самоутверждение за чужой счёт

Неумение правильно выражать эмоции

Игнорирование выпада с одновременным выяснением истинных причин

Донесение до сознания существование других способов выделения среди сверстников или доказательств своей силы

Вспыльчивость Закатывание истерик по любому поводу

Отсутствие открытых проявлений злости

Похоже на желание выразить печаль и беспомощность Переключение внимания

Лишение зрителей

Обучение выражению переполняющих эмоций

После окончания приступа – утешение

Пассивность Ощущение ненужности

Проблемы в доме

Желание остаться в своём внутреннем мире

Застенчивость

Подавленность

Боязнь незнакомцев

Сосание пальца

Раскачивание

Выдёргивание волос

Отгораживание от всех

Помощь в поиске способов разрядки эмоционального напряжения

Развитие самоуверенности

Гиперактивность Микроорганические поражения головного мозга

Физические и психические травмы

Чрезмерная оживлённость

Слабая способность концентрировать внимание

Сверхимпульсивность

Отсутствие сдерживания физической активности

Направление действий и организация деятельности

Постановка цели и обучение её достижению

Подчинение действий смыслу

Доброжелательное, последовательное отношение

Не впадать в крайности, чередуя жалость с завышенными требованиями

Кризис 7 лет у ребенка является результатом социального развития и определенных образовательных норм. Среди всех возрастных кризисов это единственный, регулируемый и спровоцированный человечеством, поскольку связан социальной необходимостью получения образования в четко отведенные сроки. В тех обществах, где нет необходимости осваивать знания в государственных заведениях (отсутствие таковой или возможность выбора домашнего обучения) или же при отсутствии четких временных рамок начала образования подобные кризисы не возникают. Именно поэтому имеет смысл называть возрастной кризис 7 лет образовательным или учебным, поскольку детерминируется он исключительно образовательной программой.

В других кризисах развития ведущую роль занимает разрешение внутренних проблем личности, возникающих на фоне новообразований психики и несоответствия прошлого социального положения ребенка его появившимся возможностям и умениям.

Школьный кризис 7 лет подразумевает дезадаптационный период различной длительности в связи с установлением иных категорий социального взаимодействия, столкновения с новыми правилами и новыми людьми. При отсутствии подготовки ребенка период дезадаптации может стать довольно продолжительным и тяжелым, причем для всех окружающих.

Среди наиболее ярких явлений присутствуют формы активного и пассивного протеста новым требованиям, общая невротизация состояния, иногда сопровождающаяся соматизацией (именно этим объяснимо учащение простуд, а не с эпидемиологической ситуацией).

Ребенок, чувствуя изменение своей роли, получения определенной доли ответственности и обязанности, начинает стремиться вести себя, как взрослый. Он и ощущает себя таковым, нередки случаи детального и долгосрочного планирования жизни, имитации поведения взрослых. Тут родители могут в карикатурной форме наблюдать свое поведение дома или отношение к работе – именно их реакции будет воспроизводить ребенок, не сильно задумываясь об уместности и соответствии. Выглядит это все неестественно, манерно, настроение может стать нестабильным вследствие растерянности перед новыми задачами, но попытками соответствовать.

В отношении формирования ведущих психических процессов происходит ключевое и окончательное формирование основных когнитивных функций, мыслительных процессов и воображения. Ребенок формирует свою первую жизненную концепцию, с определенными категориями и признаками добра и зла, начинает самостоятельно различать подобные категории без подсказки. Включение в социум и занимаемое в нем место формирует самооценку и окончательно завершает формирование осознавания себя, как отдельной личности. Это полностью меняет мировосприятие, ведь раньше детская психика ощущала полное единство с миром, воспринимала родительские фигуры, как неделимое продолжение собственного существа.

Проблема кризиса 7 лет заключается в том, что многие родители могут упустить изменения в психологическом состоянии ребенка из-за появившейся нагрузки в виде уроков и расписания. Уделяя большую часть времени воспитательным моментам в соблюдении школьных требований вполне может потеряться эмоциональный контакт, способность замечать истинные проблемы тормозящие обучение.

Причины

Выготский кризис 7 лет определял как этап становления социального самовосприятия личности. Основными причинами кризисных переживаний являются внутренние (психофизиологические изменения) и внешние (социальные и общественные нормы) факторы.

Среди психологических факторов появляется потребность активного усвоения собственной новой социальной роли, а также ориентации в иерархической структуре общества. Дети, привыкшие общаться со всеми взрослыми, как с равными себе, долго привыкают к тому, что с учителями необходимо другое поведение. Происходит деление на друзей и отшельников в группе сверстников, появляется потребность не только самопрезентации, но и умения отличать подходящую компанию. Все это очень напоминает взрослую жизнь, поэтому получая обязанности, ребенок начинает активно отстаивать свою самостоятельность и право выбора, причем касается это всех сфер, а не только учебы. Родители часто оказываются не готовы к восприятию своего малыша более взрослым и продолжают применять детсадовский стиль воспитания, на фоне чего возникает множество конфликтов.

Получив официально признанную новую социальную роль, ребенок не имеет достаточного адаптационного опыта для быстрой перестройки или способности поддерживать две модели поведения – маленького и школьника.
Отсюда возникает либо стремление к отвержению прошлой роли (отказываясь ложиться рано спать или играть с младшими детьми) или же регрессия (попытки вернуться в садик, жалобы, возвращение к поведению лет пяти). Окончательное осознание себя отдельной личностью формирует два локуса оценки – внешний и внутренний, что формирует более зрелую личность. Ребенок отличает свою оценку собственных поступков и чужую, понимая, что они не всегда идентичны. Это усиливает независимость суждений и поступков, ведь теперь чтобы воспринимать свою личность в позитивных красках, а поступки, как правильные – нет необходимости полного подчинения кому-то. Это может повышать уровень непослушания, ведь расстроенное лицо матери больше не означает, что он поступил действительно плохо – это становится просто ее оценкой ситуации.

Система социальных отношений становится более ранжированной, в ней появляются близкие и формальные взрослые, приятные и незнакомые сверстники. На первых порах наличие такого разнообразия подкатегорий и потребность постоянного тестирования реальности является энергозатратной для детской психики. Ведущей деятельностью остается учебная, в связи с чем уровень напряжения растет во всех направлениях, включая как когнитивные процессы, так и эмоциональную сферу.

Школьные правила и запреты являются внешними факторами, изменяющими психику. Для изучения пределов дозволенного, поиска обходных путей и , для улучшения собственной жизни ребенок использует не диалоговую модель (присущую на более зрелых этапах развития), а поведенческую. Выглядит это в провокационном поведении, игнорировании, непослушании, саботировании. Цель у подобного поведения одна – проверить насколько действительно крепки и нерушимы правила, насколько родители и учителя поддаются влиянию.

Физиологические изменения (смена зубов, быстрый рост, увеличение силы и мышечной массы, улучшение навыков концентрации и выносливости) предоставляют множество новых возможностей. Вместе с тем именно физические (хоть и позитивные) изменения даются детям тяжело. Они не осознаются, но требуют адаптации, привычная способность контролирования своего тела меняется, что в итоге вызывает состояние постоянной фоновой неосознаваемой тревожности. Довольно трудно понять свою раздражительность, связанную с выработкой привычки аккуратного приложения силы или адаптацией к новым параметрам собственного тела и его пропорций.

Симптомы кризиса 7 лет

Особенности кризиса 7 лет проявляются индивидуально и количество времени связано с атмосферой в семье, уровнем понимания родителей, что именно происходит сейчас с ребенком, наличия помощи, поддержки и подготовки к изменениям. Понять, что изменения в жизни даются ребенку тяжело можно по определенной симптоматике. Чаще всего это проявляется непослушанием, так ребенок выражает собственный протест изменения, к которым не готов или число и интенсивность которых превышает привычные нормы психической нагрузки. Это может быть своеобразная попытка вернуть все, как было или показать взрослым, что он не справляется с требуемым объемом или темпом.

Непослушание может включать не только прямой отказ от выполнения требований или просьб, но также проявляться в качестве упрямства в отстаивании своего мнения. Например, школьник согласен делать все уроки, но упорно отстаивает возможность делать это в удобное именно ему время или может не выполнять задания по одному предмету, считая его неинтересным. Часты в поведенческих проявлениях и капризы, появляющиеся чаще всего в ситуациях информационного перегруза или эмоциональной истощенности. Так же, как в три года при помощи плача малыш сигнализировал о неблагополучии реальности, капризы в семилетнем возрасте говорят о неудовлетворительных условиях, в которых он пребывает на данный момент. Если их игнорировать, то следующим этапом может стать соматизация или на фоне едва выдерживаемого напряжения.

Ярко проявляется стремление казаться взрослее, у ребенка 7 лет появляется деловой тон, он может уделить время родителям после того как закончит важные дела (примерно в такой же формулировке он и будет высказываться). Копирование взрослых жестов и поведения, отказ от детских игр – яркие признаки начинающейся социализации. Испуг родителей от того, что палочкой от конфеты имитируются сигареты, на данном этапе не обоснован и никак не говорит о том, что первоклассник курит за углом – это имитация взрослого поведения. В жестах и реакциях появляется много контроля из-за необходимости выполнять требования, соответствовать определенным нормам. Такая вынужденная необходимость приводит к потере спонтанности, а многие начинают вести себя наигранно.

Критика и просьбы воспринимаются негативно, ведь сейчас ребенок считает себя взрослым и максимально оттачивает навык противостояния. Это необходимый в дальнейшей взрослой жизни элемент у первоклашек из-за неумения разграничивать проявляется практически везде. Можно сказать, что главным является отказать, показать свое я, отвергнуть критикующие замечания о возможности другого решения. Но спустя короткий промежуток времени отказ может смениться согласием – он приходит кушать через краткий промежуток после отказа, выполняет совет родителей относительно своей работы. Так может казаться, что появляется непоследовательность поступков и чувств, которая вполне объяснима потребностью реализации умения противостоять.

Замечая, как поменялись правила для него самого, ребенок 7 лет начинает пытаться поменять правила для всей семьи, установить свою власть. В лучшем варианте это будет расписание, по которому должна жить вся семья с определенным временем обеда и выполнения занятий, в худшем это превращается в террор и попытки осуществления любых своих прихотей.

Столкнувшись с огромным количеством новых обязанностей, ребенок нервно реагирует на любые требования и долженствования. Все свои пожелания нужно формулировать с целью актуализации собственного интереса у ребенка или потребности их выполнить. Приказы или даже просьбы могут восприниматься негативно. Требования относительно поведения лучше не произносить, а показывать собственным примером. Если таких ситуаций не возникает можно показывать соответствующие фильмы или рассказывать истории, без указания на долженствование соответствовать. Дети на данном этапе жадно поглощают информацию о правилах существования в социуме, поэтому легко схватывают такие завуалированные послания.

Чтобы снизить уровень стресса, исключайте сразу игровую деятельность из жизни ребенка, заменяя ее учебной. У него должен оставаться промежуток привычного мира, где можно отдохнуть и расслабиться. Хорошо еще перед школой проводить обучающие подготовительные занятия, касающиеся не только изучения базовых знаний, но и относительно форм воспитания (необходимость придерживаться расписания, уважать взрослых и прочее). Поощряйте достижения, связанные не только с когнитивными функциями, но и умения устанавливать и ориентироваться в социальном взаимодействии. Первую хорошую оценку можно отметить семейной прогулкой, а приобретение новых друзей поощрить детскими посиделками у вас в гостях с чипсами и фруктами.

Важно уважать решения, принятые ребенком, даже если они нелепы. В качестве коррекции может подойти напоминание, например о том, что в прошлый раз гулять на голодный желудок было неприятно, а эксперименты с внешностью лучше оставить до отзыва сверстников. В случае возникновения спора не давите авторитетом и не запрещайте чего-то без аргументов, таким образом, вы поощряете прямой протест или упрямство. Разговаривая с применением фактов, вы не только узнаете мотивацию ребенка, но и получите возможность высказаться и услышать его. Любой диалог оставляет между вами контакт, что является более значимым, чем формальное сохранение позиций. Кризисов и тяжелых моментов впереди еще много и важна подсознательная уверенность в родительской поддержке, дающая возможность посоветоваться в спорных вопросах и получить защиту или дельный совет в случаях, когда невозможно справиться самостоятельно.

После успешного прохождения ребенок начинает новый этап жизни – дошкольное детство. Это момент активной подготовки к школе, освоения навыков самообслуживания и развития когнитивных . Заканчивается дошкольный возраст кризисом семи лет. Что это за феномен? Давайте разберемся.

Манипулятивные игры сменяются ролевыми. Взрослый предстает не просто примером и образцом для ребенка, но и транслирует . Ребенок в дошкольном возрасте активно познает мир человеческих отношений через ролевую игру и .

Игра необходима для нормального психического, эмоционального, волевого и ребенка. Через игру он избавляется от , преодолевает (например, нахождение в больнице или ночные кошмары).

В дошкольном возрасте:

  • активно развивается ;
  • формируется наглядно-образное ;
  • начинает формироваться понятийное мышление;
  • понемногу выстраивается картина мира;
  • меняется система : возникают новые мотивы, устанавливается иерархия, отмечается соподчинение мотивов;
  • поведение становится произвольным, наблюдаются первые признаки этики и морали.

Кроме готовности к школе важно обратить внимание на сформированность и особенности притязаний личности, перспектив, Я-концепции, иерархию мотивов:

  • Уровень притязаний – в собственных силах. Формируется эта уверенность через успехи и неудачи дошкольника. Чем больше у ребенка побед, тем больше он уверен в собственных силах и тем активнее развивает свои способности. Задача родителей – способствовать успехам ребенка.
  • Перспектива в данном контексте подразумевает цель, которая сопряжена со смыслом жизни. Если образ взрослости связан с обучением, родители отмечают и собственным примером демонстрируют ценность и значимость учебы, работы, развития, то ребенок будет положительно настроен в отношении школы. Перспектива обуславливает деятельность, соответственно, если ребенок не видит смысла в обучении, то он не захочет учиться.
  • Я-концепция дошкольника состоит из трех элементов: оценочный, эмоциональный и когнитивный. У дошкольника еще практически не развита , он ориентируется на внешние критерии. Ему еще сложно абстрактно оценивать такие качества как, например, доброта или чуткость, но на визуализированной шкале он легко отметит их выраженность. Когнитивный элемент предполагает умение ребенка описывать самого себя. Эмоциональный компонент характеризует специфику восприятия в этом возрасте – ребенок все, в том числе себя, характеризует и запоминает через эмоции. Именно поэтому с детьми дошкольного возраста проще общаться через рисунки, проводить диагностики по тому же методу.
  • Иерархия мотивов и побуждений устанавливается в 5-6 лет. Ребенок уже не действует ситуативно (как в два года): что захотел, то и сделал. Дошкольник умеет наделять мотивы смыслом, действия превращаются в поступки, а ребенок сам выбирает их, анализирует, каким смыслом будет наделен тот или иной поступок.

Суть кризиса

У ребенка возникает потребности занять значимую позицию, быть важным, уважаемым и взрослым. Школа для него синоним работы у взрослых.

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину), или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.

Ребенок начинает безо всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье и даже клоунада. Конечно, дети кривляются, паясничают или гримасничают и раньше, чем забавляют себя и взрослых. Но в 6-7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.

Как отмечал Выготский, главная причина детской непосредственности - недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. Детская наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как внутри. По его внешнему поведению взрослые легко могут прочитать, что думает, чувствует и переживает дошкольник. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент - ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет не самом деле. Его переживания и действия интеллектуализируются, опосредствуются представлениями и знаниями о том, «как надо».

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К. Н. Поливановой (1994). По ее данным, на седьмом году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Если раньше ребенок безо всяких проблем выполнял обычные режимные моменты, то теперь в ответ на приглашение идти обедать или спать он никак не реагирует, игнорируя призывы близких взрослых. В этом же возрасте появляется непослушание, споры со взрослым, возражение по всяким поводам. Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой (хотя раньше он это делал безо всяких возражений) и доказывать, что это делать совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что является неприятным и нежелательным для родителей.

Например, в автобусе ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам. Мать просит его не делать этого, но он еще громче, на весь автобус объявляет остановки и, несмотря на просьбы матери, продолжает выкрикивать названия.

В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать какого-то конкретного члена семьи (например, отца) или стремиться к выполнению каких-то «взрослых» обязанностей. Он может пространно, «по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация» имеет характер своеобразного резонерства, которое повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.

У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «Я не маленький».

Как отмечает К. Н. Поливанова, все эти симптомы центрируются вокруг обычных бытовых правил, установленных родителями. Дети «перестают слышать» или отрицают ранее не обсуждавшиеся требования взрослых. До определенного времени данные правила были нераздельной частью целостного отношения к близкому взрослому. Но в конце дошкольного возраста эти правила становятся для ребенка воплощением обыденного, «детского», не им установленного способа жизни. Он начинает видеть этот образ жизни со стороны и относиться к нему. В первый момент отношение к правилу, заданному не им, а взрослым, оказывается отрицательным, а первая реакция на него - нарушение. Это нарушение привычных правил является следствием их осознания и возникшего отношения к ним. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается, отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию взрослого. Он опробует себя в привычной ситуацию через нарушение обыденных, привычных правил.

Однако отношение к привычной ситуации становится возможным только в том случае, если перед ребенком открывается новая реальность, из которой он может смотреть на свою обыденную жизнь и оценивать ее. Именно это и происходит в период кризиса семи лет. Одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемое» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода. Негативные проявления в поведении ребенка в этом (как и во всяком другом) переходном периоде являются лишь теневой, оборотной стороной позитивных изменений личности, которые и составляют основной психологический смысл этого переходного периода.

Что еще почитать