Тест цветовых выборов люшера методика. Метод цветовых выборов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая диагностика

МЕТОД ЦВЕТОВЫХ ВЫБОРОВ М. ЛЮШЕРА

Нижний Новгород

Введение.

1.Общие сведения о методе цветовых выборов Люшера

2.Процедура и структура теста

4.Варианты присвоения функциональных знаков

И, во-первых, проблема имеет смысл, она легитимна? Важно, прежде всего, изучить ее. Не говоря о возражении, часто повторяемом, что такая форма сама по себе не имела бы эстетической ценности, возражения, которое достаточно опровергается очевидным фактом симметрии, - каково бы ни было последнее объяснение последнего, необходимо знать, что в действительности формы постоянно меняются.

В квадрате есть что-то еще для чувства круга вокруг квадрата. Более того, в сложных творениях искусства формы обусловлены и связаны друг с другом. Например, в здании это или может быть общий план, который учитывает только размеры окна. Поэтому наиболее произвольную абстракцию следует использовать для получения информации об этих размерах информации о красоте простых форм, и можно оспорить, что допустимо выбирать между элементами, отделенными друг от друга. Фехнер отвечает, что часто в самых сложных объектах «существует отношение», которое определяет основную форму и которое, следовательно, имеет «доминирующее влияние»; что, с другой стороны, обрамление картин, желаемое создание равнодушного окружения, эффективно изолирует внешние воздействия и тем самым устраняет многие модифицирующие комбинации и, наконец, среды, в которых появляются объекты. из этого искусства, ценность которого очень сомнительна, мы должны помнить последние слова, несомненно, что действительно есть объекты, чья простая форма полностью их оправдывает. порядок исследований, учрежденный Фехнером.

5.Обработка результатов тестирования

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Невозможно понять, почему по чисто эстетическим соображениям предпочтение отдавалось бы формату такого объема по сравнению с другим. Аналогичным образом вы можете выбрать и по тем же причинам между двумя геометрическими орнаментами или двумя В принципе, нет ничего, чтобы показать, что в произведениях искусства, где элементы, очевидно, играют второстепенную роль, они по-прежнему сохраняют очень большое значение, и точно так же, как есть определенные уши, невыносимые диссонансы, примитивные предпочтения можно встретить здесь.

Более того, эксперимент, создавая в частности и строго определенные условия объекты его исследования, не поддается рассмотрению вышеизложенных критических замечаний: он достигает только элементов, это правда. Но почему это было бы в визуальном порядке, а не в музыке, повод пренебрегать этим?

Наличие столь многочисленного числа фактов о взаимосвязи цвета и психики, казалось бы, не оставляет сомнений в правомерности и обоснованности цветовых методов психодиагностики. Вместе с тем, критики данного направления в психодиагностике, не отрицая большинства эмпирических фактов цветовой психологии, не считают достаточно обоснованными теоретические посылки этих методов. Наибольшую критику из известных на сегодня методов цветовой психодиагностики вызвал в отношении себя цветовой тест Люшера (ЦТЛ).

Чтобы понять точку зрения Фехнера, давайте вспомним, что вкратце он признал существование. Абсолютно предпочтительные формы. Поэтому будет достаточно обратиться к «культурным» людям, не изучая их художественной компетентности, и предположить, что небольшие индивидуальные вариации, иногда в одном направлении, а иногда и в другом, будут устранены компенсация: большинство голосов по такому объекту будет определять нормальный вкус. Эти соображения являются исключительно безвозмездными, и представляется весьма сомнительным, что они правы.

Метод цветовых выборов представляет собой адаптированный вариант цветового теста Люшера . Макс Люшер - это врач и социолог, доцент кафедры психотерапии швейцарского антропологического института в Базеле. Его восьмицветовой тест - методика чрезвычайно интересная, оригинальная по выбору стимульного материала, воздействующего как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики.

Частично они объясняют настолько ограниченную роль внутреннего наблюдения в исследованиях Фехнера и его учеников: мы хотим общих результатов: мы получаем их любой ценой. Добавление голосов дает относительную меру аккредитации Давайте рассмотрим значение этой меры, прежде всего, она дает, конечно, информацию о вкусе испытуемых, об общей ценности такого соотношения или комбинации. Но это хорошо, чтобы быть очень сдержанным в этом вопросе. Взгляды не сравниваются в этом сводном способе. Утверждение, имевшее место при наличии аберрантной формы, может быть более глубоким, чем при наличии формы, которую вызывает Фехнер Обычно, и если из ста человек девяносто девять предпочитают образ Эпинала на гравюре Рембрандта, ничто не позволяет нам рассматривать эмоции большинства как особенно глубокие.

Научные разработки проблемы восприятия цвета своими корнями восходят к началу XX века и отражены в теории трех основных цветов Юнга-Гельмгольца, в работах Хартриджа, касающихся многоцветного восприятия. Важная роль изучения цветовой перцепции как сопряженного психологического и физиологического процесса подчеркивалась многими исследователями (Ю.Ф.Поляков, А.М.Иваницкий и др.). Исследования М.Люшера, выявившие диагностическое значение цветовых выборов, привлекла внимание множества психологов и врачей (Х.Клар, К.Флиннхауз, У.Гро, А.Аминев, А.М.Эткинд, Е.Ф.Бажин, Н.В.Агазаде, А.И.Юрьев и многие другие).

Фехнер, тем не менее, пошел дальше опять же, и о «обширной мере», которая только что была определена, он надеялся нарисовать «интенсивную меру», непосредственно связанную со степенью удовольствия. Предыдущие соображения, интерпретируемые в свете законов вероятности, позволяли бы перейти от одного к другому. Нигде не существует каких-либо разъяснений о операции, которая должна быть выполнена, произвольная природа которой не может быть устранена никаким математическим искусством.

Необходимо подчеркнуть еще один момент. Фехнер, всегда допускающий абсолютно предпочтительный объект, обсуждает случай, когда этот не был бы в собрании, представленный на выбор субъекта. Предполагается, что избирательные права, которые принесли пользу объекту «нормальный», распространяются на те, которые Факты не позволяют нам принять эту точку зрения. Было бы необходимо, чтобы было законно, что эстетическая ценность форм, например, должна постоянно меняться, но это не так, и поэтому квадрат оценивается совершенно иначе, чем прямоугольники, которые геометрически сильно отличаются от него.

  1. Общие сведения о методе цветовых выборов Люшера.

Разработка теста Люшера базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека в целях дифференцированного психотерапевтического подхода и для оценки эффективности коррекционного воздействия. В основе интерпретационного подхода методики, весьма эклектичного, лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, экономичен во времени, не сложен в понимании, имеет возможность многократного повторения, что позволяет считать метод глубинным, проективным.

Исследования самого Фехнера и Витмера показывают его чрезмерно. Поэтому бесполезно останавливаться на математических разработках, посвященных этому вопросу. Остается указать методы экспериментирования, первая из которых состоит в представлении различных объектов, на которые будет направлен выбор субъекта: это метод выбора. Второй позволяет субъекту строить с помощью элементов, которые ему предоставляются, с наиболее приемлемым объектом: это метод построения, производства. Наконец, можно ссылаться на используемые объекты; мы говорили об этом процессе наблюдения.

Цветовое виденье связано в равной степени с восприятием каждого конкретного цвета как через призму опосредующего субъективного опыта, так и через реакции «старого мозга», т.е. диэнцефальной области, которая является дирижером в сложном оркестре автономных систем организма. Особенно показательно в этом плане переплетение психологических аспектов актуального состояния человека с симпатико-парасимпатическими характеристиками, связанными с функциями гипофиза. Они, как известно, в значительной степени влияют на фон настроения, общую психическую активность, побудительную силу мотивационной сферы, напряженность потребностей. Методика выявляет порог восприимчивости зрительного анализатора испытуемого: этот порог, как показывает опыт, в значительной степени обусловлен преобладанием трофотропных (стремление к покою) или эрготропных (стремление к активности) тенденций в рамках вегетативного баланса. В то же время выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией. Многолетний опыт применения методики в контексте комплексного исследования с использованием самых различных по стимульному воздействию личностных методик: MMPI - СМИЛ, миокинетическая психодиагностика Мира-и-Лопеса, Тематический апперцептивный тест и его сокращенный аналог - рисованный ТАТ, Роршах-тест, Метод сравнения парных таблиц - графический метод определения внушаемости и установки, мотивационный тест Хекхаузена, метод интерперсональной диагностики Лири, интеллектуальные тесты Айзенка, метод восьми влечений Сонди обнаружил феноменологический параллелизм результатов по всем методикам, в том числе и с основными направлениями толкования цветовых выборов. Главное же в том, что данные тестирования с помощью теста Люшера оказались сопоставимыми с приведенным выше индивидуально-типологическим подходом, который согласуется с концепцией целостного многоуровневого понимания личности.

Мы не будем обобщать теоретические соображения Фехнера об этих методах; они немного расплывчаты. Это связано с тем, что только приложение показывает ценность методов, выдает слабые стороны, предлагает улучшения, которые они влекут за собой: представление, которое мы сделаем из работ Фехнера, позволит нам лучше, чем любое обсуждение аннотация при взвешивании соответствующих преимуществ.

Фехнер особенно использовал выбранный метод. Из всех прямоугольников квадрат и прямоугольники, которые очень близки к одному, с одной стороны, очень удлиненные прямоугольники другого, являются наименее приятными. Квадрат кажется менее приятным, чем прямоугольники, которые очень близки к нему.

Это значительно расширило рамки применения методики. Она показала себя как прекрасный инструмент психодиагностического исследования в профконсультирования и при решении вопросов профотбора, в том числе на контингенте школьников, студенческой молодежи, призывников; она нашла широкое применение в дифференциально -дианостическом плане как индикатор дезадаптации и степени выраженности эмоциональной напряженности. Методика подкупает лаконичностью и простотой как в предъявлении, так и в интерпретации, способностью выявлять наиболее непосредственные, неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств, при этом полученные данные наглядно демонстрирует связь конституционально заложенных свойств с типом реагирования на средовые воздействия, степень подвластности или сопротивления этим воздействиям с помощью свойственных данному индивиду способов защиты.

Рис. - Прямоугольники Фехнера: уменьшенные размеры. Музыкальные отношения, как мера размеров, не имеют особой ценности. Прямоугольники, построенные с золотым сечением, являются самыми приятными. Фехнер представил своим подданным десять белых прямоугольников, брошенных наугад на черный стол, и попросил их указать тот, который им больше всего понравился, часто также тот, который их больше всего не нравился. Он принял во внимание колебания, чтобы решить между двумя или тремя формы, присваивая каждому из них коэффициент, равный 0, 5 или 0.

Все предметы культивировались; младшим было шестнадцать лет. Часто колебания были значительными, повторные эксперименты с определенным интервалом времени часто давали противоречивые результаты. В следующей таблице показаны размеры прямоугольников, каждая из которых составляет 64 см 2, сумма суждений предпочтения и Исключение в мужчинах и женщинах, наконец, процент предпочтений.

2.Процедура и структура теста.

Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Первый из них достаточно громоздок и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом, на наш взгляд, конечный результат исследования представляет собой не столь обширную информацию по сравнению с затраченным временем и усилиями. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта, тем более, что в приложении к батарее тестовых методик надежность полученных данных повышается,



Однако один момент сомнительный. Мы видим, что квадрат чаще всего предпочтен и в то же время чаще исключается, чем соседние формы. В присутствии этого противоречия, какая из двух цифр должна быть принята? Фехнер считал, что последний предоставил больше гарантий, чем первый, и пришел к выводу, что площадь была очень слабо аккредитована. Он полагал, что предпочтения от предпочтений обусловлены предрассудками, готовыми теориями в умах испытуемых, и некоторые наблюдения привели его к этому объяснению: человек заявил, что.

Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий -1, сине-зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7, серый - 0.

Квадрат должен был быть особенно приятной формой; другой дал в качестве основания для своего выбора, что он был самым обычным, и также возможно, что влияние оптических иллюзий может объяснять определенные расхождения: квадрат, геометрически точный, может появляться как прямоугольник с очень небольшим удлинением, так как своего рода плохой квадрат, а прямоугольники рядом с квадратом - из всех экспериментов, среди самых неприятных. Это соображение, на которое настаивает Уитмер, явно не объясняет все, и невозможно понять, почему иллюзия действовала бы больше в одном случае, чем в другом.

Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две-пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

Эксперименты по размерам прямоугольников являются единственными, которые Фехнер опубликовал подробно. Но мы находим в той же главе «Воршуле» некоторые другие результаты, которые значительно уменьшают поле, где золотое сечение имеет особую эстетическую ценность. Если для разделения горизонтальной линии предпочтительным является симметричное деление; если линия вертикальна, то это соотношение 1: Это также это отношение, которое определяет точку прикрепления горизонтального плеча креста, по крайней мере в некоторых случаях, и так далее.

Важно отметить, что Макс Люшер допускает интерпретацию данных тестирования и на основании однократного выбора. Функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам, определяется и кодируется следующим образом: явное предпочтение обозначается знаком "+", который присваивается первым двум предпочитаемым цветам. Из них цвет, стоящий на первой позиции, определяет «основной способ действия», а на второй - «цель», к которой стремится испытуемый. Просто «предпочтение» (3-я и 4-я позиции) отмечается знаком "*" и указывает на «истинное положение вещей»(ситуацию) и «образ действия», вытекающий из данной ситуации. «Безразличие» (5-я и 6-я позиции) обозначается знаком "=" и указывает на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную зону, бездействующие свойства личности. «Неприятие» (антипатия) - 7-я и 8-я позиции, им присваивается знак "-", их функциональное значение - «подавленные потребности». Таков классический подход к интерпретации цветового ряда по Люшеру.

Несколько раз Фехнер объявил о публикации более обширных исследований простых форм. Они остались неопубликованными, пока работа Уитмера не подвела их. Семь эллипсов нарисованы на белом картоне. - Метод выбора. Цифры представлены в парах, в разных положениях. Предпочтительным эллипсом явно является тот, чьи оси находятся в соотношении золотого сечения, затем идет тот, чьи оси находятся в соотношении 2: 36 мужчин, 40 женщин.

Три серии из девяти эллипсов; постоянная серия длинной оси, вырезанная из белого и черного картона; серия с небольшой постоянной осью, вырезанной из белого картона. Предпочтительный эллипс измеряет соотношение 2: 3, затем идет измерение золотого сечения - 73 мужчины, 59 женщин.

3.Основы интерпретации цветового теста Люшера

Цвета разделяются на основные (1 - темно-синий, 2 - сине-зеленый, 3 - оранжево-красный и 4 - светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) -ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) - смешанные. Основные цвета символизируют базисные психологические потребности, которые Люшер обозначил как потребность в удовлетворении и привязанности (синий цвет), потребность в самоутверждении (зеленый), потребность «действовать и добиваться успеха» (красный) и потребность «смотреть вперед и надеяться» (желтый). Поэтому они в норме и при полной уравновешенности, по мнению автора, должны находиться на первых позициях. Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая потребностной сфере. Их роль как бы разделяющая или разбавляющая. По мнению Люшера, они не являются психологическими «первоэлементами» и включены в эксперимент в основном для расширения сферы действия основных цветов, их более свободного перемещения на ту или иную позицию ряда.

Две серии из двенадцати строк равной длины. Рис. - Уменьшенные размеры. Второй эллипс в левой строке имеет отношение 2: 3; второй за правым рядом - отношение золотого сечения. На белом и преодолевая переменную точку расстояния, две серии отличаются толщиной линий и абсолютным размером фигур.

Рис. - Предпочтительными фигурами обычно являются 6-й, затем 5-й. Аналогичный поиск, но по другому способу: строительству. Четыре линии разной длины, нарисованные на белом фоне, предметы помещали точку в подходящее место. Предпочтительное соотношение постоянно больше 1: 2, и тем более, что линия больше. - 49 человек; 36 женщин.

Символика каждого цвета уходит корнями в отдаленные периоды истории существования человека на земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет - окраска цветов, плодов, крови, эротогенных зон человеческого тела - отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения, стремления к овладению благами окружающей жизни. Зеленый - цвет травы, кустарников и деревьев - мог служить символом зашиты, маскировки, затаенности. Серый - как отсутствие цвета - трактуется как разделяющий, отгораживающий. Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия. Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и черного, а фиолетовый - красного и синего. Исходя из символики цветов и накопленного практического опыта, структурное значение темно-синего цвета характеризуется как концентричность, (т.е. сосредоточенность на внутренних проблемах), пассивность, глубина переживаний, чувствительность, гетерономность (т.е. зависимость от внешних воздействий), его эмоциональный оттенок по Люшеру - спокойствие, удовлетворенность, привязанность, нежность, любовь. По данным автора руководства (см. далее) предпочтение синего цвета означает насущную потребность в спокойствии вечно неудовлетворенной ранимой личности.

Зеленый цвет по Люшеру символизирует упругость воли (по данным автора книги - ригидность, тугоподвижность), концентричность, пассивность, оборонительные тенденции, автономность (независимость), неизменность, тенденцию к удерживанию, собственничеству. Его аффективные аспекты -настойчивость, самоуверенность, упрямство и самоуважение.

Оранжево-красный символизирует силу воли и является эксцентричным (направленным вовне), активным, наступательно агрессивным, автономным, локомоторным, конкурирующим, оперативным. Его аффективные аспекты - желание, возбудимость, властность, сексуальность. (Структурные значения здесь приводятся буквально, описательная их форма подчеркивает эмпирический характер основ методики и интерпретационных посылок).

В своих более поздних публикациях Макс Люшер соотносит предпочтительный цветовой выбор с гиппократовской типологией следующим образом: синий цвет - флегматик, зеленый -меланхолик, желтый - сангвиник и красный - холерик, что не только не подтверждается на практике, но и противоречит его собственным характеристикам. Многолетний опыт применения цветового теста в сопоставлении с данными других методик и результатами объективного наблюдения позволяют автору данной книги с убежденностью утверждать, что красный цвет соответствует сангвиническому темпераменту (если уж придерживаться этой классификации), синий - меланхолическому, зеленый - флегматическому, а желтый ближе к холерическому.

4.Варианты присвоения функциональных знаков.

Попробуем разобраться с техникой разбиения цветовых выборов на так называемые функциональные пары. Группировка, на основании которой сочетаниям цветов дается определенная интерпретация в зависимости от их позиции, совершенно проста, если выбор один. В этом случае первые две позиции получают обозначение "+", две последующие - "X*", две, следующие за ними - " = " и двум последним придается знак "-". Например: выбор 31542607 после группировки выглядит следующим образом: +3+1, Х5Х4, =2=6, -0-7 или 31 54 26 07 ++ XX == - -

После проведенной группировки интерпретация пар проводится согласно приложению, где различные сочетания цветовых таблиц истолковываются в зависимости от их функционального значения, т.е. присвоенных им в процессе группировки знаков. Если же испытуемому предлагается сделать два выбора, то опять-таки можно провести группировку только второго выбора и интерпретировать только его. Однако, более информативным является сравнение двух выборов и группировка, ориентированная на устойчивые пары. Так при выборах:

1-й выбор - 31542607
2-й выбор -35142670

синий и фиолетовый соответствуют понятию пары, хотя их расположение изменилось на противоположное. Так же составляют пару серый и черный. Красный в обоих случаях занимает первую позицию; желтый, зеленый и коричневый при повторном выборе занимают прежние позиции. Поэтому 5 1 и 70помечаются как пары,3 остается изолированным, а 42 и 26 выделяются как две группы. В связи с такой группировкой, цветам придаются следующие функциональные значения:

3(1 5) (4 (2) 6) (0 7)
3(5 1) (4 (2) 6) (7 0) + XX === -

Согласно правилу первая группа (или одна цифра) помечается знаком "+", 2-я группа (или одна цифра) помечается знаком "X", последняя группа (или одна цифра) помечается знаком "-", все остальное помечается знаком " = ". Это может привести к такой группировке, что одни и те же цвета при 1-ми 2-м выборе окажутся снабженными разными знаками. В таком случае каждый выбор следует помечать отдельно:

X ==== -
1-й выбор: (5 1)3(42)(60)7
2-й выбор: 3(5 1)(4 2)7 (6 0) +Х == = = --

Так как второй выбор является более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, при интерпретации следует учитывать группировку и обозначения второго выбора. Если после группировки два цвета, составляющие пару при первом выборе, при втором выборе «расщепились», т.е. стоят отдельно, то каждый из них заключается в квадратные скобки:

XX == - -
(3 1)5 4 (0 6)(7 2) (3 1)(6 0)(27)
++ О ==== = -

В таких случаях следует рассматривать соответствующие значения как группы, так и отдельно взятые цвета из разъединенной пары; в данном примере: Х4 Х5 и Х4 и-5.

Итак, группировка цветовых эталонов при двойном выборе происходит путем сравнения двух выборов, выделения устойчивых пар (даже если цвета поменялись местами) и расщепившихся цветовых пар в виде изолированных цветов. При этом первая пара (или оставшийся изолированным, но находящийся на первом месте цвет во втором выборе) помечается знаком "+", следующая пара получает знак "X", последняя пара (или изолированный цвет) обозначается знаком "-", а остальные - "=", сколько бы их ни оказалось. Для того, чтобы ценная информация не была упущена, цвета, попавшие в разные функциональные группы, должны интерпретироваться двояко

XX
+ + =====
5 1340627 3 1 540726
+ + =====
XX

В данном случае в таблицах следует искать интерпретацию следующих пар:+3 +1, XI О5, =4 =0, =7 =2, -2 -6 (дополнительные группы, вытекающие из приведенного выбора, +3-6 и + 3-2 будут обсуждаться дальше).

Распределение функциональных значений начинает подчиняться другим правилам, если любой из основных цветов занимает одну из трех последних позиций ряда и символизируемая этим цветом потребность расценивается как неудовлетворенная, т.е. является источником стресса: тогда он должен быть помечен знаком "-", так же, как и остальные расположенные справа от него цвета, независимо от их структурного значения; кроме того, и он сам, и стоящие справа от него цвета означают неприятие и помечаются дополнительным знаком А - anxity (тревога):

21450367

Компенсация тревоги определяется характеристикой цвета, находящегося на первой позиции. Чтобы обратить на это внимание, каждый раз, когда в конце ряда стоит знак "А", цвет, находящийся на первой позиции помечается знаком "С" - compensacion (компенсация). Компенсация с помощью одного из основных цветов считается более успешной, чем с дополнительными цветами, обусловливающими «утрированность» поведения, придающими обсессивный (навязчивый) характер поступкам. Присутствие серого, черного и коричневого цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком "+", а также "С". Если один из этих цветов находится на второй или третьей позиции, он сам и все последующие цвета, расположенные левее его, помечаются знаками "+" и "С":

34025 1 67
+ + + - - -
ССС А А А

Психологический (частично или полностью, осознанный конфликт между желаемым и возможным) или физиологический стресс (чаще - неосознаваемая эмоциональная напряженность, трансформированная в вегетативный и функционально-организменный дисбаланс), считается относительно слабым, когда основной цвет находится на 6-м месте, и более выраженным, если он на 8-м. Интенсивность тревоги при напряженности и стрессе измеряется количеством знаков "!". Наличие в цветовом ряду 1, 2, 3 или 4 цветов на 6- и позиции оценивается как один знак "!", на 7-й как два "И", на 8-й как три "!!!". Интенсивность компенсаторных тенденций оценивается следующим образом: если 6, 7 или 0 цвет находится на третьем месте - это "!", если на втором - "И", на первом - "И! ". (5-й цвет не обозначается "!" ни на какой позиции).

Таким образом, тревога в целом оценивается суммой "!" каждого ряда в отдельности, числовое выражение баллов - от 0 до 12. Сравнение количества "!" в первом и втором выборе является прогностически ценным и показывает тенденцию к нарастанию тревоги, если во втором выборе "!" больше, чем в первом, и, наоборот, свидетельствует о тенденции к уменьшению тревожности, если количество"!" больше в первом выборе. В приведенном выше примере речь идет о нарастании тревожности, а прогноз состояния должен расцениваться как пессимистический. !!! !! ААА Тревога=8!

ХХ = ---
065 13427
706 1 5243
+ + +Х X - - -
СССААА Тревога 12!
!!! !! !! !! !!!

Итак, 8-я позиция ряда всегда означает подавленную потребность и обозначается знаком "-". Если какой - либо из основных цветов (1, 2, 3 или 4) занимает 6-ю, 7-ю или 8-ю позицию, то он вместе с цветами, расположенными вправо от него, означает «тревогу», поэтому все они обозначаются знаком "-" и буквой А и вскрывают основной источник стресса. При этом, по крайней мере, цвет, находящийся на 1-й позиции, следует рассматривать как компенсацию и пометить буквой С. Цвет, занимающий первую позицию, всегда обозначается знаком "+".

Если какой- либо из дополнительных цветов (0, 6 или 7 занимает 1-ю, 2-ю или 3-ю позиции, то он и все расположенные слева от него цвета обозначаются знаком "+" и буквой С, и выявляют компенсацию. Если имеется цвет, обозначенный С, то, по крайней мере, цвет, занимающий 8-ю позицию, можно рассматривать как «тревогу» и пометить буквой А. Интенсивность тревоги или компенсация выражается суммой "!". При этом "!" соответствует наличию на 3-й позиции одного из дополнительных (0, 6, 7) или на 6-й позиции одного из основных (1,2,3,4) цветов: "И" говорит о том, что на 2-й позиции находится один из ахроматических или на 7-й - один из основных цветов; "И!" признак того, что яркий цвет расположен на 8-й позиции или ахроматический на 1-й.

Проблема, с которой связана эмоциональная напряженность, выявляется соотношением цветов со знаком " + " и "-", т.е. тех, которые обозначены как.«тревога» и «компенсация». Наиболее значима проблема, представленная сопоставлением цветов 1-й и 8-й позиции, наименее значимой представляется проблема, выявляемая цветами, отдаленными от крайних позиций, т.е. 3-й и 6-й. Обычно количество рассматриваемых проблем не ограничивается сопоставлением диаметрально противоположных пар, а возрастает за счет перебирания всех возможных сочетаний С и А. Так. в случае 06513427

7061 5243

помимо +7-3, +0-7, +0-4, +6-2, следует рассматривать значения таких сочетаний как +7-4, +0-3, +7-2, +0-2, +6-3, +6-4 , при этом наиболее значимы +7-3, +7-4, +0-3, +0-4 , второстепенны +7-2, +0-2, +6-3, наименее значимы +6-4 и +6-2 . Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или конец ряда при сравнении первого и второго выборов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к символизируемой этим цветом потребности. Наиболее информативными считаются цвета, расположенные на 8-й позиции, или группа "-", которая имеет два аспекта интерпретации: физиологический и психологический.

Выбор расценивается как «нормальный», если он не помечен как «тревога» и не выделяется в специальной таблице ранжированных оценок значимости проблемы знаком "х", "хх" или "ххх"(см. таблицу И.Скотта). Так 6,0,7 на последних позициях не выявляют стресса. Слабый источник стресса выявляется, когда основной цвет помечен "А" только потому, что один из дополнительных цветов помещен в начале ряда. Серьезным источником стресса являются те сочетания, которые в специальной таблице помечены звездочками (одной или более). Психологические аспекты интерпретации представлены описанием личностных свойств и поведения испытуемого, предполагаемых в связи с предпочтением или неприятием того или иного цвета (или группы цветов).

Контрастность позиций наиболее ярких 3 и 4 цветов с группой наиболее темных 1 и 7 свидетельствует о неустойчивости саморегуляции: особенно выраженный конфликт между анаболическими и катаболическими тенденциями (т.е. стремлением к накоплению или затрате энергии) выявляется выбором, в котором 7 1 располагаются в начале ряда, а 3 4-в конце, активность и хорошую работоспособность. Комбинация из 2, 3, 4 цветов (в любом порядке) называется «рабочей группой», их положение в начале ряда (или ближе к началу) выявляет целенаправленную Если рабочая группа «разбита», то это отражается на работоспособности негативно. Особенно проявляется истощаемость, когда один или более из выбранных цветов сдвигаются к концу ряда. «Уход» собранной рабочей группы в индифферентную зону в этом отношении прогностически более благополучен, так как может быть отнесен за счет временно существующей неблагоприятной ситуации.

5. Обработка результатов тестирования

Значения восьми цветов описаны Люшером в весьма своеобразной манере и звучат следующим образом: Серый (0). Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между предпочитаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потребностями. Если на первых позициях три цвета 340 (говорит Люшер), то «произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным. При этом испытуемый чувствует себя потерянным и ничто для него уже не имеет значения». Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается к началу ряда.

Синий (1). Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, весьма спорно), выявляет чувствительность и ранимость (что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает «разрывание пут» или желание их разорвать. Сочетание +3 -1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4 -1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением 1 цвета на иную помимо первых 3-х позицию.

Зелёный (2). По Люшеру - это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений.

Обладание рассматривается как вариант самоутверждения. «Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение».

Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, т.е. «все, что приводит к абстрактному формализму», а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения (4-й).

Компенсация за счет +4 («бегство к свободе») представляется более продуктивной, канализирующей возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях кроме 2-й, 3-й.

Красный (3). Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный - выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это - воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, «сила воли». Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение, снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора -3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

Желтый (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7 -е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, «попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований». Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет «мазохистическое прилипание» к объекту привязанности. Компенсация +2 -4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3-4 - поиск приключений, активация сексуальности. Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях кроме 2,3,4 и 5.

Фиолетовый (5). Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет «победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность». Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно (как считает Люшер) в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности, дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим В позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин - на 1-й и 2-й позициях.

Коричневый (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. 6-й цвет настораживает, когда он не занимает 5-7 места.

Черный (7). Это - «нет» в противоположность - «да» белого, это «конец, за которым больше ничего нет». 7 4 в одной группе указывают на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1 -и позиции, 7-й цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета - статистически наиболее часто встречающаяся.

Согласно данным Г.Клара и Л.Буша «предпочтение темных цветов отражает стремление к покою, в то время как выбор светлых цветов отражает склонность к эмоциям, связь с внешним миром». На основании аналогичного взгляда на принцип разделения функционального значения цветовых эталонов, К. Шипош вывел коэффициент вегетативного тонуса. В нем используется баланс суммы рангов основных четырех цветов, характеризующих вегетативно-эмоциональное состояние обследуемого. Коэффициент вегетативного баланса КВБ вычисляется следующим образом

КВБ=(18-(3+4))/(18-(1+2))

На место цифр, обозначающих номера цветовых эталонов, ставятся порядковые номера позиций, занимаемых указанным цветом. Значение, превышающее единицу, интерпретируется как преобладание эрготропного тонуса, значение меньше единицы - доминирование трофотропных тенденций. Речь идет о готовности к затрате энергии, когда яркие цвета находятся на первых позициях, и о перевозбуждении и потребности в покое, когда яркие цвета передвигаются в конец ряда (особенно это касается красного цвета).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы видим, насколько интересный и важный с точки зрения психодиагностики материал можно освоить при помощи метода цветовых выборок М. Люшера. Несмотря на то, что цветовой тест упрекают в нехватке «строгой научности» , данные полученные эмпирическим путем находят ценными и полезными.

При надлежащем уровне понимания теоретических основ данной методики, ЦТЛ является мощным и уникальным средством изучения личности человека.

Список литературы

  1. Анастази А., Урбина С. «Психодиагностика. Психологическое тестирование" - СПб.: Питер, 2008.- 688 с.
  2. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведний. / Р.С. Немов.- 5-е изд. - М.: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2007. - 687 с.
  3. Собчик Л.И. "Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство" - СПб.:Изд-во «Речь», 2010.
  4. Чуднова А. Карточки Люшера - ключ к тайным пластам подсознания человека. Как узнать все о себе и своих близких и помочь себе - быстро и надежно / Анна Чуднова, Сергей Дьяченко, Юлиана Азарова.-М.:АСТ, 2010.-157 с

Тест выбора цвета – проективная методика исследования личности, которая была предложена швейцарским психологом Максом Люшером в 1948 году [Бурлачук, Морозов]. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод проективным [Собчик, 2005].

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

М. Люшер считает, что восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

Стимульный материал теста состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм [Бурлачук, Морозов]. Полный набор состоит из 73 квадратов 25 различных цветов и оттенков. Обычно используется неполный набор из 8 цветных квадратов. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта, тем более, что в приложении к батарее тестовых методик надежность полученных данных повышается.

Цвета разделяются на основные (1 - синий, 2 - зеленый, 3 - красный и 4 -желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) -ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) – смешанные [Общая психодиагностика].

Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения. Испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается. Процедура повторяется, пока все цвета не будут отобраны. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона [Собчик, 2005].

Через две-пять минут, перемешав предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

В основе интерпретационного подхода методики лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики [Собчик, 2005]. Интерпретация опирается на предположения о символическом значении каждого цвета и о том, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого [Бурлачук, Морозов].

Символика каждого цвета уходит корнями в отдаленные периоды истории существования человека на земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон (потребность в удовлетворении и привязанности). Солнце, яркость зарождающегося дня вызывали надежду, побуждали к активности (потребность смотреть вперед и надеяться). Красный цвет - окраска цветов, плодов, крови, эротогенных зон человеческого тела - отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения, стремления к овладению благами окружающей жизни (потребность действовать и добиваться успеха). Зеленый – цвет травы, кустарников и деревьев - мог служить символом зашиты, маскировки, затаенности (потребность в самоутверждении). Серый - как отсутствие цвета - трактуется как разделяющий, отгораживающий. Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия. Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и черного, а фиолетовый - красного и синего [Собчик, 2005].

Выделяется функциональная значимость позиции, занимаемой конкретным цветом. Цвет, стоящий на первой позиции, определяет «основной способ действия», а на второй – «цель», к которой стремится испытуемый. Просто «предпочтение» (3-я и 4-я позиции) указывает на «истинное положение вещей» (ситуацию) и «образ действия», вытекающий из данной ситуации. «Безразличие» (5-я и 6-я - позиции) указывает на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную зону, бездействующие свойства личности. «Неприятие» (антипатия) - 7-я и 8-я позиции, функциональное значение – «подавленные потребности» [Собчик, 2005].

Основные цвета в норме и при полной уравновешенности, по мнению Люшера, должны находиться на первых позициях. Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая к сфере потребностей. Их роль как бы разделяющая или разбавляющая. По мнению автора методики, они не являются психологическими первоэлементами и включены в эксперимент в основном для расширения сферы действия основных цветов, их более свободного перемещения на ту или иную позицию ряда.

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести как индивидуальную оценку, так и групповое обследование, дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым приводит стресс.

В качестве количественных показателей методики можно рассматривать показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент Шипоша (ВК), которые рассчитываются по соответствующим формулам и могут быть использованы в научном исследовании как дополнительные параметры измерения состояния организма [Филимоненко, Тимофеев, 2005].

Зарубежные психологи применяют тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Используется как дифференциально-диагностический инструмент как индикатор дезадаптации и степени выраженности эмоциональной напряженности. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых [Собчик, 2005].

В зарубежных исследованиях отмечается умозрительность теории Люшера, необходимость детальной научной разработки теста. Данные о валидности и надежности неоднозначны [Бурлачук, Морозов]. Наиболее валидно использование теста в качестве индикатора психических состояний, но не свойств личности [Бурлачук, 2006 ].

Предпринята попытка разработки на основе теста Люшера методики, предназначенной для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и самому себе – ЦТО – Цветовой Тест Отношений [Бурлачук, Морозов].

Литература:

    Абрамова Г.С. Практическая психология. М: Академический проект, 2008.

    Акимова М.К. Психодиагностика. Теория и практика. Учебник для бакалавров. – М.: Юнирайт, 2014

    Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей.

СПб: Питер, 2006

    Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер,2001.

    Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. М: Дело, 2003.

    Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта. – СПб: Речь, 2003

    Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. СПб: Речь,1992.

    Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М: Смысл,2000.

    Бриггс-Майерс И., Мак-Колли М. Х., Хэммер А. Л. Типология Майерс-Бриггс // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. 2-е издание, М., 2002.

    Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

    Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев: Вист-С, 1997.

    Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.

    СПб: Питер, 2007.

    Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006.

    Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПБ: Питер,2006.

    Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2000

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб: Речь, 2003.

    Камерроу Дж. М., Баргер Н. Д., Кирби Л. К. Ваш психологический тип и стиль работы. М: Издательство института психотерапии, 2001.

    Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. – СПб: Речь, 2001.

    Костюк И.Ю. Исследование когнитивных предпосылок успешности учебной деятельности представителей различных типов MBTI. Магистерская диссертация. Екатеринбург, 2014

    Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М: Смысл,1998.

    Маховер К. Проективный рисунок человека. М: Смысл,1996.

    Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб: Речь, 2001.

    Мельников В.Д., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М: Просвещение,1985.

    Минаева Н. С., Пивоваров Д. В., Боднар Э. Л. Методы социальной психологии. – М.: Академический проект, 2007.

    Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика. М: Владос, 2001.

    Носс И.Н Психодиагностика. М: Юнирайт, 2013

    Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. СПб: Речь, 2002.

    Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера – М.:

Книга по Требованию, 2013

    Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста.- СПб: Речь, 2005

    Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под. Ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб: Питер, 2000.

    Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы /Под ред. А.А.Бодалева и др. М: Издательство МГУ,1988.

    Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции /Под ред. А.И.Зелиненко и др. М: Издательство МГУ, 1990.

    Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика /Под ред. И.М.Карлинской и др. М: Издательство МГУ,1992.

    Проективная психология / Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

    Психодиагностика. Практикум по психодиагностике / под ред. И.Н. Базаркиной, А.В. Сенкевич, Д.А. Донцова – М: Человек, 2014

    Психологическая диагностика /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой. – М: УРАО,2000.

    Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб: Речь, 2001.

    Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001.

    Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб: Речь,2001.

    Рукавишников А.А. Личностный опросник Р.КЕттелла. Методическое руководство. – СПб: Иматон, 2000

    Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Речь, 2005.

    Собчик Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб: Речь, 2004.

    Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое реководство. – СПб: ИМАТОН, 1998

    Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса – СПб: Речь, 2003

    Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Цветовой тест Люшера. Методическое руководство. СПб: Иматон, 2005

    Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Векслера. Диагностика уровня развития интеллекта. Методическое руководство. – СПб: Иматон, 2006

    Чаликова О. С. Динамика интеллекта учащихся подросткового возраста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Москва, 2005.

    Червинская К.Р. Методика интерперсональных отношений: опыт эксплицирования знаний эксперта-психолога, интерпретационные схемы. – СПб: Речь, 2008

    Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

    Шмелев А.Г. Практическая тестология. – М.: «ИПЦ «Маска», 2013

    Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002.

    Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест Розенцвейга. Методическое руководство. – СПб: Иматон, 2007

Что еще почитать